Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров.
Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить свое послание". После объяснения вводной группе дается задание: создать послание, для того чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна.
Тренер может ограничить группу во времени, а может не ограничивать.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Какие стратегии руководства применялись во время создания послания?
Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?
Все ли идеи были услышаны и воплощены?
Почему не все принимали участие в процессе?
Каким было настроение во время игры и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
Каковы были действия участников во время игры?
Эту же игру можно провести на продуктивном этапе групповой динамики. В этом случае изменятся цели и анализ деятельности группы.
Продуктивный этап групповой динамики "Веревка"
Цели. Выявление ключевых моментов конструктивного взаимодействия; демонстрация наиболее успешных стратегий лидерства в группе; стимулирование осознания новых норм и правил, сложившихся в группе.
Процедура проведения. Для этого упражнения необходимо 40 метров веревки, связанной концами, и повязки на глаза для каждого члена группы. Упражнение должно проводиться в большом пространстве (зал, спортивный зал, большая аудитория без мебели и т. п.).
Все упражнение проводится с завязанными глазами. Все члены группы встают в круг и надевают повязки на глаза. Тренер кладет веревку в центр круга и сообщает об этом группе. Группе дается задание: сделать из веревки равнобедренный треугольник так, чтобы каждый член группы участвовал в этом, ощущая веревку в своих руках. Группе разрешается разговаривать, но запрещается подсматривать.
Упражнение считается выполненным, если группа сообщает тренеру, что треугольник готов.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Какие стратегии руководства применялись во время построения треугольника?
Почему именно эти приемы руководства были применены?
Какие новые нормы и правила взаимодействия появились в группе?
Каким было настроение во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
Проанализируйте ваши действия во время выполнения этого упражнения.
"Необитаемый остров"
Цели. Выявление ключевых моментов конструктивного взаимодействия; демонстрация наиболее успешных стратегий лидерства в группе; выведение на уровень осознания новых норм и правил, сложившихся в группе.
Процедура проведения. Группе дается следующая вводная: "Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна.
На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить свое послание". После объяснения вводной группе дается задание: создать послание, для того чтобы членов группы спасли.
При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Тренер может ограничить группу во времени, а может не ограничивать.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Какие стратегии руководства применялись во время создания послания?
Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?
Все ли идеи были услышаны и воплощены?
Какие новые нормы и правила взаимодействия появились в группе?
Каким было настроение во время игры и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
Какими были действия участников во время игры?
"Герб группы"
Цели. Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта группового взаимодействия в реальную послетренинговую деятельность; выявление креативных способностей группы.
Процедура проведения. Для этого упражнения необходимы листы ватмана, наборы фломастеров.
Членам группы дается задание создать герб своей группы. При этом устанавливаются правила создания герба:
справа должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее основные достижения группы;
в центре должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее осознание группой себя "кто мы сейчас";
слева должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее цель (или цели) группы.
Под этим всем должен быть написан девиз группы. Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?
Все ли идеи были услышаны и воплощены?
Какие новые нормы и правила взаимодействия появились в группе?
П Каким было настроение во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
Насколько устраивает то, что в итоге создали?
Какими были действия во время выполнения упражнения?
"Проблемы предприятия"
Цели. Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта групповою взаимодействия в решение проблем предприятия; выявление креативных способностей группы.
Процедура проведения. Группе предлагается выявить наиболее наболевшие проблемы своего предприятия и обсудить пути их решения. Обозначенные проблемы и пути их решения предлагается записать на большом листе.
Задание считается законченным, когда по каждой выявленной проблеме будет найдено хотя бы одно решение, которое можно будет применить в реальной деятельности предприятия.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Как была организована работа группы?
Чем эта организация отличалась от принятой на предприятии?
Кто руководил процессом и почему именно он?
Почему были выделены именно эти проблемы?
Все ли идеи по решению проблем были услышаны?
Какие новые нормы и правила взаимодействия проявились в группе?
Каким было настроение во время выполнения задания и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
Насколько устраивает то, что в итоге создали?
Какими были действия во время выполнения задания?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
Бойетт Дж. Г., Бойетт Дж. Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2002.
Вац/швик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.
Камерон К.. Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
Коллин/Дж. От хорошего к великому. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2001.
Иордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2001.
Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.
Панкратов В. И. Психотехнология управления людьми. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Паркер Г., Кропи Р. Формирование команды. СПб.: Питер, 2002.
Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе. Практическое руководство для менеджеров. М.: Н1РРО, 2003.
Пино Р. Корпоративное айкидо. Философия боевого искусства и современный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М: Рефл-бук, 2000.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-центр, 2002.
Сартан Г. Н., Смирнов А. Ю.идр. Новые технологии управления персоналом. СПб.: Речь, 2003.
Снивак В. А. Корпоративная культура. Теория и практика. СПб.: Питер, 2001.
Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000.
Хажински А. Руру менеджмента. СПб.: Питер, 2002.
Parker G. М. Теаm Рlауеrs аnd Теamwork. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.
Рееk М. S. A world waiting to be born:civility revisited. N. Y.: Bantam Books, 1993.