d9e5a92d

Личностные особенности осознания и переживания времени


Образ времени носил в себе отпечаток повторяемости, но одновременно и неповторимости, благодаря тонкому (и довольно трудному) искусству уставщиков в составлении служб, сочетаниям по нескольким кругам (циклам): дневному богослужебному кругу; недельному, годовому и цикла, связанного со сроком Пасхалий, рассчитываемому на несколько лет" [37, с. 54]. Аналогичное представление круга времени существовало и в языческой культуре как славян, так и других этносов:
 
"оно универсально, универсально прежде всего потому, что имеет внеязыковые, внепсихологические основания оно связано с природой, с деятельностью солнца и ее отражением на земле" [111, с. 17]. Однако, будучи естественным природным, в сознании людей оно тем не менее постепенно трансформировалось в линию времени, и наиболее ярким примером такой линейности является речь человека (как одна из основных характеристик сознания) речь всегда однонаправленна и линейна [15].
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что связь между образами времени и типом личности гораздо сложнее и однозначного перехода от рисунка к типу быть не может. Впрочем, составляя свою типологию, Н. Ю. Григоровская учитывала не только данные рисуночного теста, но и вербальный ряд ассоциации, метафоры. Это позволило ей выделять конфликт или его отсутствие между сознательными временными представлениями человека и неосознаваемыми. При этом вербальный уровень рассматривался как осознанный, а графический как неосознаваемый. Например, если человек рисует время как горизонтальный отрезок, а в ассоциациях пишет, что "время это река, и плыть в ней можно как вперед, так и назад; как влево, так и вправо", то очевиден конфликт между неосознаваемым структурированием времени по первому типу и осознанным по второму.

Кстати, наиболее часто временные конфликты встречались именно у первого типа.
Самый свободный во временном отношении третий тип. "Третий тип отличается более свободным отношением ко времени, возрастанием объективных и субъективных показателей планирования и в целом большей „интегрированностыо своих временных параметров"", пишет Н. Ю. Григоровская [43, с. 20-21]. Представителей этого типа очень немного около 3% от всей выборки, чуть больше людей относится к промежуточному (между 2-м и 3-м) типу 7%. Это естественно, потому что представители этого типа в темпоральном отношении одарены гораздо больше среднего человека. А одаренных людей в любой области мало. "У представителей данного типа развита временная рефлексия, метрика времени субъективна, указывается, что время фактор внутрен-
него плана, его восприятие меняется в зависимости от внутренних условий и различных состояний сознания (теория относительности), им можно управлять согласно своим желаниям. Они обладают богатым и интегрированным бессознательным ресурсом (материал бессознательного содержателен, разнообразен и не содержит явных противоречий по отношению к сознанию). У них хорошо развита прогностическая способность, стратегии реализации взаимодополняющие (с „конвергентным" и „дивергентным" компонентами) и эффективные.

Основой оптимистичности их взгляда на время, его проявления составляет мысль, что оно может поддержать столько опыта и жизни, сколько мы можем вместить" [43, с. 21].
Третий тип описан достаточно противоречиво. Вероятно, это объясняется различными психологическими и личностными характеристиками испытуемых, вошедших в этот тип. Рассмотрим подробнее особенности времени представителей 3-го типа.
Начнем с того, что графическое время, по Н. Ю. Григоров-ской, у них вертикаль (главным образом, прямая, луч, отрезок, прямая с надетой на нее спиралью, расположенные в вертикальной плоскости). Но вертикальная прямая это все-таки тоже прямая, а значит, по графику этот тип похож на 1-й. Однако на уровне вербальных определений, метафор, он совсем иной; время как "веер пространства, сложенный он задает направление, а развернутый пульсацию и объем" [43, с. 21].

Отсюда некоторое противоречие между всеми описанными темпоральными возможностями этого типа и достаточно простой графикой.


Как мы уже писали выше, существуют первичные когнитивные формы в виде линейных и округлых фигур. На наш взгляд, было бы адекватнее выделять темпоральные типы с учетом этой особенности, например, описать линейную и округлую формы для каждого из типов; для типа с наименьшей степенью свободы (первого); для типа с большей степенью свободы (второго) и для типа с максимальной свободой организации времени (третьего). Это позволило бы избежать ряда противоречий в темпоральной типологии.

Для третьего типа свойственными могли бы быть та же прямая и расходящаяся спираль, расположенные в вертикальной плоскости. Однако это только предположение.
Далее, в качестве особенности третьего типа Н. Ю. Григоровская описывает ситуацию абсолютного "здесь и теперь", в котором одновременно переживается прошлое, настоящее и будущее; "время не линейно и не последовательно, "выстроенные" им переживания аккумулируются в одном месте. Все открытия происходят не в других местах, а "внутри ряда" [43, с. 21], который-то и символизируется вертикальной прямой. Однако ситуация, когда все темпоральные "переживания аккумулируются в одном месте",это состояние отсутствия движения времени, и оно описывается извест-
ными в физике статистическими концепциями времени (подробнее рассмотренными нами в следующей главе). Суть их в том, что все события прошлого, настоящего и грядущего в действительности существуют одновременно. Движение времени это иллюзия, порождающаяся нашим собственным движением по четырехмерному континууму, в котором и существуют эти события (так, поезд идет мимо станции, а пассажиру кажется, что это дома и деревья проплывают перед ним).
Но статичное представление о времени противоречит динамическому описанию его для первых двух типов. Или третий тип принципиально отличается от двух других, или же мы имеем дело с гораздо более сложным взаимодействием физической и психической реальности.
Однако, несмотря на отмеченные выше противоречия темпоральной систематики, Н. Ю. Григоровская смогла сделать то, что до нее не удавалось, пожалуй, никому, разработать типологию, интегрирующую сознательные и неосознаваемые представления людей о времени, восприятие и переживание его и особенности реальной жизни людей в его потоке. Многие противоречия в типологии объясняются ею, исходя из противоречий человеческой натуры и наличия скрытых конфликтов между сознанием и подсознанием, между психологическим и телесным уровнем и т. д. Она выделила три основных темпоральных типа, различающихся по степени их временной свободы.
Первый тип ограничен временем. Время для него жестокая внешняя сила, которая подавляет или подгоняет его. Представители этого типа живут в узкой области актуального настоящего, частично для них актуален прошлый опыт, планы их относятся преимущественно к близкому будущему.
Для представителей второго типа время это сходящаяся или расходящаяся спираль, они более свободно чувствует себя во времени. Для них большое значение имеют потенциальные возможности, заложенные в каждом событии, ситуации или объекте. Этот тип ориентирован на будущее, он "способен к развитию, изменчивости, ему доступны различные дихотомии, разнонаправленные вектора времени" [43, с. 23], этот тип обладает преимущественно дивергентным мышлением и прогностическим характером планирования времени.
Третий тип наиболее сложный в темпоральном отношении и обладает наибольшим количеством степеней свободы во времени. Он имеет субъективную метрику времени, его внутренний опыт, течение и переживание времени зависят от состояний сознания. В деятельности он использует разнообразные стратегии, которые сочетают гибкость и целенаправленность, конвергентное и дивергентное мышление.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ
В конце предыдущей главы мы попытались проанализировать функциональные связи в общей модели личностной организации времени на основе данных, полученных в исследованиях особенностей временной организации, проведенных Л. Ю. Кублицкине и О. В. Кузьминой.
В данном разделе мы также вернемся к общей модели личностной организации времени, но уже с учетом не только организации, но и всего жизненного пути.
В исследовании В. И. Ковалева первый компонент сознание, был рассмотрен скорее как сознательность, т. е. способность только одного творческого типа личности к овладению временем и построению жизни. В работе В. Ф. Серенковой сознание было исследовано как проективная способность личности к планированию времени жизни, будущего, определению жизненных целей, планов, перспектив, т. е. в основном как осознание будущего. Оно рассматривалось не столько как когнитивная, сколько как ценностно-смысловая ориентация личности, причем в возрасте, максимально направленном на самореализацию.

Но у разных типов выявилось преобладание дивергентных или конвергентных стратегий (по определению Дж.



Содержание раздела