Скачать с ютуб видео supersan 05 www.pfmf.ru/shop/item/169.         d9e5a92d

Новые выпуски обыкновенных акций


Далее текст воспроизведен по изданию 1959 года без изменений. Добавлены лишь соответствующие комментарии.

Текст издания 1959 года. "Финансирование бизне­са компании с помощью обыкновенных акций воз­можно в двух различных формах. В компаниях, акции которых уже котируются на рынке, дополнительные акции предлагаются существующим акционерам про­порционально их долям в уставном капитале. Цена подписки на новые акции устанавливается ниже те­кущей рыночной цены, и "право" на подписку также имеет свою цену.

Здесь Грэхем описывает предложение прав, в соответствии с которыми инвесторам, уже владеющим акциями, предлагают дополнительно вложить деньги для обеспечения такого же пропорционального участия в уставном капитале компании. Эта форма финансирования бизнеса, все еще широко распро­страненная в Европе, в Соединенных Штатах Америки исполь­зуется уже меньше, за исключением инвестиционных фондов закрытого типа.

Продажа новых акций почти всегда проводится одним или более инвестиционными бан­ками, но при этом предполагается, что все новые ак­ции будут размещены в соответствии с ранее выпи­санными правами на их покупку. Следовательно, про­дажа дополнительного количества обыкновенных акций уже котирующихся компаний не обязательно приводит к активным усилиям по их продаже со сто­роны торговцев ценными бумагами.

Следующей формой является размещение среди инвесторов обыкновенных акций компаниями, кото­рые раньше были закрытыми, частными фирмами. Большинство из этих акций продаются так, чтобы сохранить контроль прежних владельцев над компанией, привлечь денежные средства при благоприят­ном состоянии фондового рынка и диверсифициро­вать источники финансирования бизнеса. (Финансо­вые ресурсы, как уже отмечалось, можно привлекать также с помощью выпуска привилегированных ак­ций.) Эти операции, принимая во внимание природу рынков ценных бумаг, приводят к значительным по­терям и разочарованиям инвесторов. Опасность воз­никает как из-за характера бизнеса компании, кото­рая таким образом финансирует свою деятельность, так и под влиянием свойств фондового рынка, кото­рый делает возможным подобное финансирование.

В начале XX века большинство компаний, зани­мавших ведущие позиции в бизнесе, стали активно выходить на рынок с новыми выпусками своих ак­ций. С течением времени количество предприятий-лидеров, остававшихся закрытыми, постоянно умень­шалось. К сожалению, на протяжении этого же пе­риода среди индивидуальных инвесторов, приобре­тавших акции, прочно укоренились предпочтения в пользу первых компаний и предубеждения по от­ношению ко вторым. Эти предубеждения, как и мно­гие другие, с укреплением "бычьего" рынка ослабе­вали. Большие и быстрые прибыли, приносимые обыкновенными акциями в целом, были достаточ­ным аргументом для занижения критических оценок инвесторов и обострения их покупательских ин­стинктов. В этот же период довольно много частных компаний продемонстрировали прекрасные резуль­таты, хотя большинство из них не имели очень уж впечатляющих показателей, если просмотреть дан­ные, скажем, за десять лет или больше.

Изучение всех этих факторов приводит к сле­дующим выводам. Где-то в середине "бычьего" рынка появляются первые выпуски открыто размещаемых обыкновенных акций. Цены акций привлекательные, и покупатели ранних выпусков получают большие прибыли. По мере дальнейшего роста фондового рынка подобные способы финансирования становят­ся более частыми; качество компаний неизменно ухудшается; цены на акции приближаются к чрез­мерно завышенным значениям. Одна из характерных особенностей конечного этапа "бычьего" рынка со­стоит в том, что цена многих новых выпусков обык­новенных акций мелких и неизвестных компаний превышает текущий уровень цен акций компаний среднего размера с длительной историей котировки на фондовом рынке. (Следует добавить, что очень немногие из этих выпусков акций размещаются с помощью инвестиционных банков, входящих в чис­ло лидеров и имеющих хорошую репутацию*.)

Во времена Грэхема большинство инвестиционных банков с хорошей репутацией в целом придерживались прозрачных правил относительно сделок с IPO, с точки зрения которых не­честная игра с неопытными инвесторами считалась недо­стойным делом. Но все же во время пика бума IPO в конце 1999-начале 2000 года наиболее крупные инвестиционные фонды Уолл-стрит работали на рынке "на полную катушку". Более слабые фирмы отказывались от традиционно осмотри­тельной деятельности и действовали подобно пьяным сума­сшедшим поклонникам армрестлинга в своих попытках навя­зать акции разыгравшимся индивидуальным инвесторам по курьезно завышенным ценам. Анализ Грэхема того, как проис­ходит размещение IPO, входит в число обязательных дисцип­лин, изучаемых на лекциях по этике для служащих инвестици­онных банков, если таковые, конечно, существуют.

Небрежность индивидуальных инвесторов и стрем­ление торговцев ценными бумагами продавать все и по самым выгодным ценам могут привести только к одному результату — ценовому обвалу. Во многих случаях новые выпуски акций теряют 75% и даже больше от своей первоначальной цены. Ситуация усугубляется и тем, уже упоминавшимся фактом, что инвесторы предубеждены против большинства вы­пусков мелких акций, которые покупаются с такой готовностью в подобные опасные моменты. Цена многих этих акций значительно падает — ровно на столько, на сколько она изначально была завышена.

Элементарное требование, которого должен при­держиваться разумный инвестор, состоит в его спо­собности противостоять натиску, которому он под­вергается во времена наплыва IPO на "бычьем" рын­ке. Даже если среди выпусков акций можно найти один или два, которые пройдут строгие тесты на проверку качества и соответствия цены и внутрен­ней стоимости, занятие такими операциями вряд ли можно приветствовать. Конечно же, торговец цен­ными бумагами будет обращать внимание инвестора на многие такие выпуски, рыночные котировки ко­торых значительно выросли. Но все это — неотъем­лемая часть спекулятивной атмосферы. Это легкие деньги. Вы счастливчик, если ваши убытки на каж­дый доллар, заработанный подобным способом, со­ставят всего два доллара.

Некоторые из таких выпусков могут доказать впоследствии, что их стоит приобрести — через не­сколько лет, когда они никому не будут нужны и бу­дут доступны по цене, которая составит лишь часть их истинной стоимости".

В издании 1965 года обсуждение этой темы было продолжено следующим образом.

 




Содержание раздела