Индустрия воздушного транспорта очень чувствительна к экономическим и политическим переменам. Так, война в Персидском заливе и экономический спад, начавшийся в 90-х годах, послужили причиной сокращения воздушных перевозок. Согласно статистике Международной организации гражданской авиации (ICAO) мировые авиаперевозки в этот период снизились на 3,5%.
Спрос на авиатранспорт значительно увеличился с внедрением реактивных двигателей. Начиная с 1950 г. пассажиропотоки коммерческой авиации возросли в 60 раз, и это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма.
Экономический анализ пассажирских и грузовых авиаперевозок показывает, что их исключительный рост объясняется эластичностью спроса относительно цены. Изучение тарифов перевозок показало, что существуют сильная ценовая эластичность спроса на путешествия с целью отдыха и слабая ценовая эластичность спроса для бизнес-путешествий и еще меньше на индивидуальные путешествия.
Международные авиаперевозки совершаются в основном между Северной Америкой, Европой, Японией и новыми индустриальными странами Азии и составляют 75% мировых пассажирских перевозок. Из них 30% обеспечивают компании США и 10% -компании Великобритании. США обладают самым крупным внутренним рынком запланированных авиаперевозок, которые составляют 56% мировых внутренних перевозок.
На страны ЕС приходится 22% мировых внутренних перевозок.
Северная Атлантика является самым занятым маршрутом мира и насчитывает 22,3% мировых пассажиров. Однако в будущем прогнозируется снижение темпов роста перевозок по этому направлению.
Согласно изданию компании "Боинг", "Current Market Outlook" (1994 г.) мировые авиаперевозки будут увеличиваться ежегодно на 5,9% до 2000 г., а с 2000 по 2013 г. - на 4,9%. За 1980-1990 гг. за счет среднегодового роста мировых авиаперевозок на 5,9% доход повысился на 51 млрд ДПМ (доход пассажиро-миля) ежегодно. По прогнозам компании, в период с 1990 по 2000 г. будет прибавляться к доходу 74 млрд ДПМ в год, в 2000-2010 гг. - 119 млрд ДПМ.
При этом число пассажирских перевозок за 1994-2013 гг. увеличится в 3 раза.
Наиболее загруженные маршруты в будущем будут направляться в Азию, где быстрыми темпами развиваются туризм и международная торговля. Из 4.3 видно, что более 40% будущего роста будет приходиться на маршруты внутри Азиатско-тихоокеанского региона, на транстихоокеанские маршруты и перелеты по направлению Азия-Европа и обратно.
Маршрут |
Число предлагаемых мест |
Количество полетов |
Протяженность маршрута, млн место- ки |
Число компаний |
Лондон-Париж |
492400 |
2987 |
170,4 |
8 |
Гонконг-Тайбэй |
465900 |
1473 |
376,0 |
F- |
Джакарта-Сингапур |
351300 |
1616 |
313,7 |
15 |
Б анкок-Г онконг |
322000 |
1049 |
552,2 |
10 |
1 V Лондон-Нью-Йорк |
320700 |
1119 |
1779,6 |
8 |
Г онолупу-Т окно |
278800 |
643 |
1728,6 |
6 |
Лондон-Амстердам |
273800 |
1995 |
101,6 |
8 |
КуапаЛюмпур-Сингаггур |
286400 |
1543 |
82,6 |
5 |
Б анкок-Сингапур |
261200 |
999 |
378,2 |
20 |
Сеул-Токио |
237300 |
681 |
290,7 |
г- |
Источник: Resabook Transporters, 1994 г.
Незапланированные авиаперевозки составляют 17% общих международных пассажирских перевозок. Чартерные компании и регулярные перевозчики имеют равные доли на рынке международного незапланированного воздушного транспорта. Чартерные воздушные перевозки возникли в 50-х годах в Северной Америке и Европе, когда отпускники из холодных северных климатических зон направлялись в южные солнечные туристские центры Флориды, Карибского бассейна и Средиземноморья.
Чартерные авиалинии, в частности, хорошо адаптированы к спросу авиатранспорта в периоды кризисов. В начале 90-х годов доля незапланированных перевозок увеличилась на туристском рынке в Европе на 5% и составила 43% всех европейских международных перевозок. В Великобритании, например, рост крупнейшей в мире чартерной авиакомпании "Британия", принадлежащей туроператору "Томсон", наглядно свидетельствует об успехе незапланированных перевозок авиатранспортом, используемым исключительно для туризма, доход от которого в 1992 г. составил 45 млн долл.
В 1991 г. компания обслужила 6 млн пассажиров и 100 пунктов отдыха.
Классификация авиакомпаний зависит от принятого критерия и может быть различной. Однако основная классификация авиакомпаний основана на доходе пассажиро-километр (ДПК), соответствующем единице дохода при перевозке одного пассажира на расстояние один километр. В табл.
4.6 колонка авиакомпаний, классифицированных на основе ДПК, отражает доминирующее положение североамериканских компаний, четыре из которых являются первыми в мире по объему как международных, так и внутренних транспортировок: "Юнайтед Аэрлайнс", "Америкам Аэрлайнс", "Дельта Аэрлайнс" и "Норд-вест Аэрлайнс".
Однако при детальном анализе видно, что некоторые европейские и японские авиакомпании перевозят больше путешественников, чем североамериканские. Например, "Бритиш Аэруэйс" обеспечивает большую долю перевозок, далее следуют "Юнайтед Аэрлайнс", "Джепен Аэрлайнс" и "Люфтганза". Эта ситуация меняется очень быстро и развивается из-за увеличения международных связей таких авиакомпаний, как "Юнайтед Аэрлайнс", "Американ Аэрлайнс" и "Дельта Аэрлайнс".
Северная Америка пока доминирует и по обороту (продажам) компаний, имея пять компаний среди первых десяти (см. табл. 4.6). В 1993 г. четыре американские компании также вошли в первые двадцать доходных авиакомпаний, однако наиболее прибыльными являются азиатско-тихоокеанские компании (см. табл.
4.6).
Классификация авиакомпаний по совершенным перевозкам в 1993 г. (поДПК, продажа?! и прибыли)
Ранг |
Авиакомпания |
ПрОДуКТНВНОСТЬ, млнДПК |
Авиакомпания |
Продажа, млн долл. |
Авиакомпания |
Прибыль, млн долл. |
1 |
Юнайтед Аэрлайнс(ЮАЛ) |
162954 |
Американ Аэрлайнс |
15816 |
Континентал Аэрлайнс |
2601,6 |
2 |
Американ Аэрлайнс (AMP Корп.) |
156302 |
Юнайтед Аэрлайнс |
14511 |
ТВ А Транс Уолд Аэрлайнс |
623,8 |
3 |
Дельта Аэрлайнс |
133454 |
Дельта Аэрлайнс |
12375 |
Сингапур Аэрлайнс |
510,5 |
4 |
Норд-вест Аэрлайнс |
94466 |
Лю фтганз а Групп |
10723 |
Бритиш Аэруэйс |
430,1 |
5 |
Бритиш Аэруэйс |
92713 |
Аэр Франс |
9732 |
КатэйП ацифик |
296,4 |
6 |
Люфтгагаа Групп |
67018 |
Бритиш Аэруэйс |
9478 |
Федерал Экспресс |
204,4 |
F- |
Континентал Аэрлайнс |
64587 |
Джепен Аэрлайнс |
2542 |
Саут-вест Аэрлайнс |
169,6 |
8 |
ЮСАэр |
56681 |
Федерал Экспресс |
8479 |
Аэрофлот РИА |
146,7 |
9 |
Джепен Аэрлайнс |
56667 |
Норд-вест Аэрлайнс |
8443 |
Чайна Аэрлайнс |
115,4 |
10 |
Аэр Франс Групп |
55393 |
AHA On Ниппон Аэрлайнс |
7950 |
Аэр Индия |
114,7 |
11 |
Сингапур Аэрлайнс |
42328 |
ЮС Аэр Групп |
7083 |
Чайна Истерн Групп |
114,6 |
12 |
Куантас |
40603 |
Континентал |
5775 |
Чайна Саутерн Групп |
95,2 |
13 |
КЛМ Роял Датч .Аэрлайнс |
38606 |
САС Групп |
5022 |
Норд-вест Аэрлайнс |
81,2 |
14 |
AHA On Ниппон Аэрлайнс |
36881 |
Алиталия |
4675 |
АэрНьюЗипанд |
75,3 |
15 |
ТВ А Транс Уолд Аэрлайнс |
36673 |
КЛМ Роял Датч Аэрлайнс |
4611 |
Таи Аэруэйс Инг. |
55,0 |
16 |
С аут-в е ст Аэрлайнс |
30299 |
Свис с аэр |
4326 |
КЛМ Роял Датч Аэрлайнс |
54,8 |
17 |
КатэйП ацифик |
29097 |
Куантас |
4111 |
Атл антик С аут-в е ст Аэрлайнс |
50,5 |
18 |
Алиталия |
28386 |
Сингапур Аэрлайнс |
3974 |
Тунис Аэр |
45,9 |
19 |
Кореан Аэрлайнс |
25937 |
Кореан Аэрлайнс |
3316 |
ЛТУ Групп |
45,4 |
20 |
Иберия |
22814 |
Иберия |
3316 |
Аустриан Аэрлайнс |
43,2 |
Европейские авиакомпании в 1993 г. потеряли почву под ногами: "Свиссаэр", занимавшая десятое место в 1991 г., не попала в двадцатку, и КЛМ, находившаяся на девятом месте в 1991 г., опустилась на шестнадцатое. "Бритиш Аэруэйс", представленная только компанией "Вестерн Еуропен", входила в первую десятку, хотя ее доходы снизились с 623,8 млн долл. в 1991 г. до 430 млн долл. в 1993 г.
Согласно отчету "Комите де Саж" Европейского союза в 1994 г. общая стоимость труда, приходящаяся на каждый ДПК, в ЕС на 37% выше, чем в США, и показывает меньшую продуктивность, обусловленную низким уровнем подготовки персонала.
Воздействие политики дерегулирования в Северной Америке, о которой подробно пойдет речь в следующей главе, усилило доминирующее положение крупных компаний. Исчезновение "Пан Американ" и "Истерн" привело к увеличению объема продаж трех крупных компаний: "Американ Аэрлайнс", "Юнайтед Аэрлайнс" и "Дельта Аэрлайнс".
Европейские авиакомпании расширяются либо за счет внутреннего роста ("Люфтганза", КЛМ), либо благодаря слиянию компаний, например "Бритиш Аэруэйс" и "Бритиш Каледониан"; "Аэр Франс", ЮТА и "Аэр Интер". Однако число потенциальных к объединению компаний ограничено, поэтому компании объединяются в альянсы или приобретают контрольный пакет акций авиакомпаний других стран мира. Компания "Бритиш Аэруэйс" активно внедряется на французский и североамериканский рынки.