d9e5a92d

Карпова В. В. - Налоговый учет в РФ

Для России актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов.
В России еще в период феодализма князья собирали подати и дань со своих подданных, что позволяло им содержать войско и некоторый государственный аппарат. Сегодня налоги и сборы составляют значительную часть доходов бюджета. Например, в России они составляют 80% бюджета, в США 70 %.
Для чего они собираются сейчас?
Иногда налоги использовались для решения довольно частных проблем. Так, в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту.

Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для решения социальных задач.

В частности, после резкого увеличения акциза на табак, курящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии.

Так, дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, с 70-х годов применяются в США.
Таким образом, налоговая система это неотъемлемый элемент общества, обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда функций.

Цели и задачи курса

Цель курса получить общее представление об основных видах налогов и системах налогообложения в России, узнать об эффективных инструментах налогового планирования, которые позволят увеличить доходы компании.
Знакомство с особенностями налогообложения в зарубежных странах не входит в задачи данного курса. Если Вы как менеджер заинтересованы в выходе Вашего бизнеса за границы России, то Вам следует изучить налоговое законодательство тех государств, на территории которых Вы планируете развиваться дальше. Для этого будет полезно ознакомиться с информацией, публикуемой:
- в открытом доступе налоговыми органами данных стран;
- на сайтах ООН, ОЭСР, МВФ;
- в аналитических отчетах ведущих международных консалтинговых компаний;
- в учебных, аналитических и информационных материалах специализированных международных организаций, таких как The Chartered Institute of Taxation и International Bureau of Fiscal Documentation.
Для тех слушателей, которые не являются резидентами РФ данный курс также может быть полезным, так как он позволит Вам ознакомиться с особенностями ведения налогового учета и основами налогового планирования в России, которая, возможно, будет Вами рассматриваться как один из рынков сбыта производимых Вами товаров.
В любой стране начинать предпринимательскую деятельность можно только после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после постановки на налоговый учет в налоговых органах соответствующего государства. С самого начала ведения бизнеса все предприятия должны вести бухгалтерский и налоговый учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.
Это стандартный механизм самообложения действует не только в России, но и в большинстве других стран мира. Разница состоит лишь в механизме исчисления налогов и, конечно, в самих видах налогов и сборов.
Поэтому любое лицо, заинтересованное в стабильности развития своей компании, должно иметь общее представление о порядке налогообложения, налоговом планировании и налоговых рисках.

Классификация налогов и сборов.Основные понятия

Система налогов и сборов в Российской Федерации, а также общие принципы налогообложения устанавливаются Конституцией РФ и, конечно, Налоговым кодексом.
Налог как экономическая категория отражает отношения между государством, населением и юридическими лицами с целью мобилизации денежных средств для государственных расходов.
Более конкретно налоги можно определить как обязательные, безвозмездные платежи юридических или физических лиц, установленные законодательными органами государственной власти (с определением их размеров и сроков уплаты) и зачисляемые в бюджет, а также во внебюджетные целевые государственные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).
Налоги, в зависимости от методов налогообложения в России, выполняют ряд экономически значимых функций. Основная функция налогов фискальная, то есть заключающаяся в пополнении государственной казны, формировании финансовых ресурсов государства, доходов негосударственного бюджета.
Наряду с фискальной налоги выполняют также регулирующую функцию. Данная функция реализуется через механизм налогообложения, который либо создает благоприятные условия для различных сфер деятельности через систему налоговых льгот, либо ограничивает масштабы той или иной деятельности (например, хозяйственной деятельности, причиняющей вред окружающей среде).


Объектами регулирования с помощью налогов являются научно-технический прогресс, демографические процессы, доходы населения и т.д.
Кроме того, налоги выполняют контрольную функцию, заключающуюся в том, что в процессе налогообложения осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, за достоверностью учета доходов населения.
Кроме налогов, государство собирает и сборы. Это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основной сбор на сегодня - это сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Кроме этого в понятие платежа в бюджет входят и понятия пени и штраф.
Пени сумма, которую следует выплатить кроме причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п.1 ст.75 НК РФ).
Штрафы санкции по налогам и сборам (п.2 ст.114 НК РФ).

Принципы построения налоговой системы

Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, выработала систему основных принципов построения налоговой системы, некоторые из которых впервые были сформулированы еще в прошлом веке.
1. Принцип равномерности обложения предполагает, что предприятия и граждане государства принимают материальное участие в его расходах соразмерно своим доходам. Часто данное правило называют принципом справедливости, предполагающим более жесткое обложение для лиц с высокими доходами и щадящее для социально слабо защищенных категорий граждан. Так, например, в России был разработан законопроект о налоге на роскошь. В перечне предметов роскоши, подпадающих под особые условия налогообложения, могут оказаться квартиры, жилые дома и иные строения, стоимость которых превышает 15 000 000 рублей.

Присутствуют в списке и автомобили, самолеты и другие средства передвижения, стоимостью, превышающей 2 000 000 рублей, и ювелирные изделия и произведения искусства, стоимостью от 300 000 рублей и выше.
2. Принцип определенности означает необходимость четкого определения размера налога и соответственно исключающий его произвольный характер. Плательщику должны быть точно известны время, способ и сумма платежа.

Этот принцип подробно раскрывается в доступном и одинаковым по условиям применения для всех Налоговом кодексе РФ.
3. Налоговый платеж должен быть приурочен ко времени получения дохода. Более подробно эту взаимосвязь доходов и расходов мы с вами будем рассматривать в разделе по налогу на прибыль.
На практике одни и те же налоговые платежи у двух одинаковых по условиям ведения деятельности компаний могут быть совершенно разными. Это тесным образом связано, прежде всего, с системой налогообложения, которую применяют компании, а также уровнем квалификации учетных работников.
Система налогообложения влияет только на сумму налогов, а уровень квалификации учетного работника по большей части влияет на сумму пеней и штрафов. Разница между теми и другими лишь в том, что налоги платятся, анализируются, контролируются в период осуществления деятельности, а пени и штрафы - спустя два-три года, во время проведения налоговой проверки или выявления сумм недоначисленных налогов другим путем, например, с помощью аудиторов или самостоятельно.

Виды налогов и сборов

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные,
первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет. Однако в ближайшие годы планируется изменить структуру налогов и основные поступления в размере до 40% за счет НДС.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета США и России
ВИД НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ США
1. Налог на прибыль (на доходы) 28% 10%
2. Отчисления на социальное страхование 19% 34%
3. Налог на доходы с физических лиц 16% 41%
4. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 19% -
5. Акцизы 4% 3%
6. Прочие (НДС и др.) 14% 12%
Как видно из структуры, в России основным плательщиком налогов являются предприятия (налог на прибыль 28%), в США - физические лица (подоходный налог 41%).
Второй по величине статьей доходов и российского бюджета и федерального бюджета США являются отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Однако в отличие от европейских стран, в том числе и России, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником.
Налог считается установленным, то есть его следует рассчитывать и уплачивать, лишь в том случае, когда в Налоговом кодексе определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Например, объектом налогообложения налога на прибыль является прибыль, полученная предприятием; налоговая база - денежное выражение прибыли; налоговый период по налогу на прибыль - календарный год; налоговая ставка - 24%; порядок исчисления, а также сроки уплаты установлены в 25-й главе Налогового кодекса РФ.
В России, кроме вышеперечисленных налогов, существуют так называемые специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
2. упрощенная система налогообложения, предусматривающая уплату единого налога с доходов или доходов за вычетом расходов (УСНО);
3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
4. шстема налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Понятие налогоплательщика

Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Среди налогоплательщиков российское налоговое законодательство выделяет особую группу - взаимозависимые лица. Это лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3. лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Этих налогоплательщиков выделяют в связи с тем, что основная масса недобора налогов в бюджет связана именно с операциями между взаимозависимыми лицами. В связи с этим в ближайшее время ожидаются изменения в части первой Налогового кодекса по сделкам между взаимозависимыми лицами.
На самом деле заинтересованность в операциях между взаимозависимыми лицами имеет мировой масштаб и связана она с трансфертным ценообразованием. Трансфертное или внутрикорпоративное ценообразование является фактором риска, являющимся мотивацией для проверки операций по реализации товаров, работ, услуг внутри холдинговой структуры по ценам ниже рыночных, что, в конечном счете, приводит к экономии на налогах.
Статистика показывает, что при проверке правильности формирования цен около 27% компаний вынуждены корректировать свои налоговые обязательства, только 1/3 холдингов составляет документы по контролируемым сделкам на глобально скоординированной основе, правом предварительно согласовывать цены с контролирующими органами пользуются лишь около 21% компаний, 8% предпочитают подтверждать законность своего ценообразования в суде.
Следует учитывать, что навыки налоговиков, проверяющих трансфертные цены, оцениваются очень высоко.

Налогоплательщики имеют следующие права.

1. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, а также формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Такая информация предоставляется и на сайте налоговиков, где можно ознакомиться с новыми документами, увидеть статистику по налогам и проверкам, календарь уплаты налогов по месяцам и календарь сдачи отчетности по соответствующим налогам.

И здесь в системе построения налогообложения имеются значительная разница: в России, к сожалению, в налоговых органах на сегодня так и не организована работа постоянных консультационных пунктов, развитие которых планировалось еще 2001-2003 гг. Поэтому спасают предприятия коммерческие компании, но уже за плату. За рубежом - это святой долг налоговых органов.

Причем проконсультироваться можно по телефону или при личной встрече.
2. Получать от Министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Предприятие всегда может обратиться за советом в налоговые органы, составив необходимый запрос, в котором должна быть описана создавшаяся ситуация. При этом важно задать вопрос так, чтобы получить нужный ответ. В этом случае, если организация действовала по официальному разъяснению, ответственности в виде штрафа не будет (ст.

111 НК). Ответ должен быть в письменном виде и за подписью лица, уполномоченного давать данного рода разъяснения.Ответ необходимо получить до совершения операции, в противном случае он не будет иметь силы.
3. Использовать налоговые льготы при наличии на то оснований.
4. Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и
на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ. Для этого
налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов, предоставив определенный пакет документов. Обычно за такими послаблениями по срокам уплаты налогов обращаются фирмы, осуществляющие внедренческую, инновационную, сезонную деятельность или деятельность, связанную с созданием рабочих мест для инвалидов или защитой окружающей среды.

И хотя сроки рассмотрения таких заявлений очень короткие (всего неделя), широкого применения этого акта доброй воли со стороны налоговых органов в России пока нет.
5. Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
6. Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому Кодексу или иным федеральным законам.
7. Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
8. Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны.
9. Право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
10. Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов и др.

Обязанности налогоплательщика

1. Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом. В целях проведения налогового контроля предприятия подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений. При постановке на учет предприятие получает Свидетельство о государственной регистрации о присвоении так называемого идентификационного номера
налогоплательщика - ИНН.
2. Уплачивать законно установленные налоги. Сроки и порядок уплаты устанавливаются в Налоговом кодексе или в соответствующих правительственных постановлениях.
3. Представлять в установленном порядке налоговые декларации (расчеты). Заявленные налоговые обязательства фирмы отражаются в налоговой отчетности, на основании которых и проводятся налоговые проверки.

Формы налоговых деклараций разрабатываются фискальными органами и одинаковы для всех видов предприятий.
4. Представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Согласно российскому законодательству фирма самостоятельно разрабатывает правила документооборота, технологию обработки учетной информации, рассчитывает и перечисляет налоги.

При этом все финансовохозяйственные операции фирмы должны отражаться в регистрах бухгалтерского и налогового учета в хронологической последовательности и группироваться определенным образом на основании первичных документов.
5. В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов. Предприятие самостоятельно организует архивацию своих документов любым удобным для него способом.

Права и обязанности налоговых органов

Налоговые органы - это государственная система контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе:
1. требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Следует иметь в виду, что истребование документов производится в письменной форме. При этом устанавливаются не только перечень документов, но и сроки предоставления документов, которые, как правило, не превышают 5 дней;
2. проводить налоговые проверки в установленном законодательством порядке;
3. определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике;
4. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков и т.д.
Налоговые органы обязаны:
1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2. осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах. Контроль осуществляется различными способами: проводится камерально, то есть при приемке налоговых деклараций, с выездом на предприятия, с изучением первичных документов за определенный налоговый период, путем письменных запросов при проведении встречных проверок;
3. бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
4. руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время при налоговых проверках налоговые органы руководствуются еще и постановлениями арбитражных судов, которые были вынесены не в пользу налоговых органов для сокращения времени на обсуждение спорных вопросов;
5. соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение и др.
Итак, основными обязанностями налогоплательщиков являются представление налоговой декларации по разным видам налогов и своевременное перечисление налогов. А главной обязанностью налоговых органов является проверка правильности расчета этих налогов.
Для реализации этих обязанностей в России применяется Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 27 апреля 2007 г. ММ-3-25/267@ (см. Приложение 1).
В настоящее время ФНС России внедряет различные проекты, направленные на информирование налогоплательщиков. Речь идет о специальных информационных ресурсах, которые помогут предприятиям избежать общения с недобросовестными контрагентами и защитят от действий со стороны рейдеров (завладение объектами недвижимого имущества, принадлежащего организациям).
Для этого на сайте ФНС России размещается информация о представленных в налоговые органы документах об изменении наименования организации, ее адреса (местонахождения), уставного капитала, о смене руководителя и других участников. Такая информация на сайте появляется на следующий рабочий день после поступления сведений в регистрирующий налоговый орган.

Иными словами, заинтересованные лица могут получить информацию о том, что в отношении их организации или контрагента проводятся какие-либо мероприятия, до внесения записи в государственный реестр. Это позволяет своевременно принимать меры по защите прав.
Не так давно на сайте налоговых органов начал действовать информационный ресурс под названием Проверьте, не рискуете ли вы и ваш бизнес. Он предназначен для тех, кого интересует информация о потенциальном партнере.

К услугам налогоплательщиков последняя информация о так называемых адресах массовой регистрации и об организациях, руководители которых подвергнуты административному наказанию в виде дисквалификации.
При необходимости личной встречи с налоговыми органами можно посетить свою инспекцию, прием в которой осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени.
О контактах с предприятиями налоговые органы ежемесячно информируют в справках о работе с обращениями граждан в центральном аппарате Федеральной налоговой службы. Например, в центральный аппарат ФНС России в ноябре 2007 года поступило на рассмотрение 592 обращения граждан.
В России предусмотрено проведение налоговых амнистий, позволяющих легализовывать доходы. Суть таких налоговых амнистий или, говоря точнее, упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами, не затрагивает деятельность юридических лиц.

Его положения адресованы только гражданам.
Последняя налоговая амнистия проводилась с 1 марта 2007 года по 1 января 2008 года по легализации доходов, полученных до 1 января 2006 года. Мероприятия состояли в том, что желающие могли оплатить 13% от амнистируемой суммы, то есть суммы полученных ранее доходов, не заявленной к налогообложению по каким-либо причинам, перечислив ее на счета территориальных органов Федерального казначейства. Доказательством легализации капитала и защитой от преследований налоговиков будет являться квитанция об оплате.

Другими словами какие-либо дополнительные документы об источниках получения этих доходов представлять в налоговые органы не требовалось.
В других странах также проводятся подобные мероприятия, результаты которых тщательно изучаются в России. Так, например, динамика легализации доходов, полученная при проведении налоговой амнистии в Казахстане, когда 90% капитала было амнистировано в последние три дня амнистии, была учтена и при проведении последней амнистии в России.
В области налогообложения активно развивается международное сотрудничество с другими странами. В частности, с большинством стран, экономических партнеров России, заключены соглашения об избегании двойного налогообложения.



Содержание раздела