d9e5a92d

Средства массовой информации и выборы

Литература:
1. Бударина Н.А. Новеллы в избирательном законодательстве для СМИ (в связи с принятием Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ). // Законодательство и практика масс-медиа. М.: 2002.

8-9. С. 3-8.
2. Новеллы Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Интервью с председателем Избирательной комиссии Ростовской области С.В. Юсовым]. // Ваш выбор (Ростовская область).

2002. 2(3). С. 4 6.
Семинарское занятие 1:
Новое законодательство о предвыборной агитации 3 ак. часа.
1.1. Предвыборная агитация и информационное обеспечение: определение, соотношение, сходство и различия в осуществлении 1 ак. час.
1.2. Предвыборная агитация на телевидении: новеллы 1 ак. час.
1.3. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях: новеллы 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Новая система источников правового регулирования деятельности СМИ в предвыборный период: иерархия основных нормативных актов, сфера их применения.
2. Основные направления реформы законодательства в части проведения агитации: понятийный аппарат, принципы проведения агитации, статус журналистов, объем прав и обязанностей (по закону Об основных гарантиях прав граждан).
3. Новое понятие предвыборной агитации: соотношение с информированием, правовые последствия применения для кандидатов и работников СМИ, основные практические проблемы.
4. Права и обязанности ТРК при проведении агитации: виды ТРК, различия в статусе.
5. Права и обязанности руководителей компаний и журналистов, специальные санкции для этих субъектов в связи с нарушениями норм закона.
6. Требования к форме и порядку выпуска в эфир материалов предвыборной агитации.
7. Опросы общественного мнения: правовой режим обнародования по новому законодательству.
8. Режим проведения агитации в ППИ: виды ППИ, порядок участия в освещении предвыборной кампании, формы агитации и порядок распространения материалов.
9. Правовые последствия распространения в агитационных материалах порочащих сведений: новеллы 2002 года.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
3. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ. Литература:
1. Бударина Н.А. Новеллы в избирательном законодательстве для СМИ (в связи с принятием Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ). // Законодательство и практика масс-медиа. М.: 2002.

8-9. С. 3-8.
2. Новеллы Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Интервью с Председателем Избирательной комиссии Ростовской области С.В. Юсовым]. // Ваш выбор (Ростовская область). 2002.

2(3). С. 4-6.

Средства массовой информации и выборы: зарубежный опыт ироссийское правовое регулирование предвыборной агитации.

1. Практика участия СМИ Запада в освещении политической жизни, в том числе в период выборов. Различные подходы правовых систем разных государств: от недопустимости особого режима до строгих ограничений (вплоть до запрета на публикацию политической рекламы).

Роль общественных и частных СМИ, телерадиовещания и прессы.
Западное избирательное законодательство о предвыборной агитации. Целесообразность определения понятия, содержание деятельности, регулируемые аспекты: доступ к СМИ, возможность предоставления бесплатного и платного времени.

Контрольные полномочия государственных органов.
Принцип равных возможностей: нормативное и внутрикорпоративное регулирование. Политические конфликты в западных СМИ и пути их решения: Уотергейтский скандал, внедрение Доктрины справедливости в США.
Роль и статус журналистов при освещении предвыборной борьбы. Ограничения для ведущих СМИ, являющихся кандидатами на выборные должности.
Формы и методы предвыборной агитации, порядок распределения эфирного времени. Ограничения для СМИ в предвыборный период: допустимость и пределы.
Финансирование избирательных кампаний и предвыборная агитация и реализация принципа равных возможностей.
2. Предлагается ознакомиться с информацией по практике освещения выборов средствами массовой информации (на основе пособия, подготовленного тремя ведущими международными организациями Международным фондом избирательных систем (IFES), Институтом за демократию и содействие выборам (IDEA International) и Департаментом Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным делам (UN DESA).


Указанные материалы дадут достаточное представление о накопленном мировом опыте в проведении демократических выборов: от правовых норм и принципов до сложившейся практики.
При этом важно, что данная информация будет предоставлена в сравнении с российским законодательством и практикой.
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. 09.06.2001 г.).
2. Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации от 10 октября 1995 г. 2 ФКЗ (в редакции ФКЗ от 27.09.2002 5-ФКЗ).
3. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
4. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 17 мая 1995 г. 76 ФЗ (утратил силу).
5. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. 90 ФЗ (утратил силу).
6. Федеральный закон Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 138 ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.1998 85 ФЗ).
7. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
8. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7П, от 15.01.2002 1П).
9. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
10. Федеральный закон О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г. 113 ФЗ.
11. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ.
12. Указ Президента РФ Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений в Положение о федеральных органах власти на переходный период от 1 октября 1993 г. 1557 (в ред.

Указа Президента РФ от 04.02.1994 г.).
13. Указ Президента РФ Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года от 29 октября 1993 г. 1792.
14. Положение о порядке использования средств массовой информации избирательными объединениями и кандидатами в депутаты при проведении агитации в ходе выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации, утвержденное Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 ноября 1993 г. 18.
15. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 05.04.1996 86/716 П.
16. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 20.09.1995 18/149 П.
17. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
18. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З.
19. Положение О рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденное Постановлением ЦИК РФ от 21.01.2000 72/806 З.
Литература:
1. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М.: Международный фонд Культурная инициатива, 1993. 96 с.
2. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
Семинарское занятие 1:
Средства массовой информации и выборы: зарубежный опыт и российское правовое регулирование предвыборной агитации. Сравнительная характеристика 2 ак. часа.
1.1. СМИ и выборы: общий обзор, руководящие принципы, обязательства по обеспечению плюрализма мнений, доступ к государственным (правительственным) СМИ, обнародование взглядов оппозиции, право на ответ, ограничения ответственности, защита политических мнений, мораторий на новости и опросы общественного мнения, правовые нормы (правила) и принципы, регулирующие деятельность СМИ в период выборов, кто должен принимать участие в подготовке законодательства о предвыборной агитации, регулирующие органы в сфере СМИ, механизм применения норм о предвыборной агитации, роль неправительственных организаций 1 ак. час.
1.2. Различия в обязательствах государственных и частных СМИ, общие требования к СМИ в период выборов, предоставление эфирного времени и печатной площади кандидатам и партиям: за плату или бесплатно, процедуры распределения (по финансовым возможностям, поровну или по справедливости), время выхода в эфир и продолжительность агитационных материалов на ТВ, политическая реклама 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Основные модели правового регулирования агитации на Западе.
2. Роль СМИ в избирательном процессе на Западе и статус организаций СМИ.
3. Особенности прав и обязанностей журналистов и организаций СМИ в предвыборный период по западному законодательству. Различные виды СМИ.
4. Соотношение основных положений о проведении агитации по ТВ и радио на Западе и в РФ (сравнение и оценка).
5. Целесообразность регулирования агитации в печатных СМИ: сравнение западного и российского подходов.
Литература:
Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.

Положение об информационных гарантиях предвыборнойагитации


Свободные демократические выборы, осуществление гражданами в полной мере своих избирательных прав требуют обеспечить всем кандидатам и избирательным объединениям возможность свободно излагать свои точки зрения, используя средства массовой информации, а также предотвратить незаконное вмешательство в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании. В этих целях настоящим Положением устанавливаются следующие информационные гарантии предвыборной агитации:
1. Настоящее Положение применяется в отношении предвыборной агитации, осуществляемой через средства массовой информации (СМИ).
2. Для целей настоящего Положения следует понимать:
а) предвыборная агитация сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения;
б) виды предвыборной агитации политическая реклама, выступления, пресс-конференции, интервью, предвыборные дебаты, круглые столы;
в) политическая реклама оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия;
г) выступление личное обращение кандидата, представителя избирательного объединения к гражданам с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщение, не являющееся политической рекламой, в смысле настоящего Положения, если оно не происходит в процессе пресс-конференции, интервью, предвыборных дебатов, круглых столов;
д) пресс-конференция и интервью не являющиеся политической рекламой обращения кандидата (кандидатов), их доверенных лиц, представителя (представителей) избирательных объединений к избирателям с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщения, сделанные в ходе встречи с журналистом (журналистами);
е) предвыборные дебаты не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, в том числе касающиеся предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами;
ж) круглый стол не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, сделанные в ходе ответов на вопросы, поставленные ведущим (журналистом-ведущим), телезрителями, радиослушателями;
з) телерадиокомпания, осуществляющая вещание на территорию избирательного округа телерадиокомпания, зона уверенного приема теле-, радиопрограмм которой находится в пределах соответствующего избирательного округа либо примерно совпадает с его границами. [...]
4. Время вещания каждого вида предвыборной агитации продается отдельно.
[...]
6. При установлении платы за время вещания выступлений, пресс-конференций, интервью, предвыборных дебатов, круглых столов телерадиокомпания должна исходить исключительно из необходимости покрытия своих убытков, возникших в связи с предоставлением кандидатам, избирательным объединениям времени вещания для этих целей.
Кандидат, избирательное объединение имеют право обратиться в суд с требованием уменьшить чрезмерно завышенную телерадиокомпаниями плату за время вещания. Обязанность доказывания обоснованности размера платы за время вещания лежит на телерадиокомпании.
7. В программах новостей информация о проведении избирательной кампании кандидатами, избирательными объединениями должна даваться исключительно отдельным блоком в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется.

Данные блоки новостей кандидатами, избирательными объединениями не оплачиваются.
8. В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм при определении размеров платы за распространение продукции СМИ, содержащей любой из видов предвыборной агитации (далее предвыборной агитации), обязаны исходить исключительно из необходимости возмещения расходов, связанных с распространением предвыборной агитации.
Распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, обязаны до начала предвыборной кампании публично объявлять (декларировать) размеры платы за распространение предвыборной агитации.
В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, не имеют права повышать продекларированные размеры платы.
В целях ограничения монополистической деятельности в сфере распространения предвыборной агитации Совет Министров Правительство Российской Федерации может установить на период проведения избирательной кампании максимальные размеры платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию.
Кандидат, избирательное объединение, телерадиокомпания, прокурор имеют право обратиться в суд с требованием уменьшения чрезмерно завышенной платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Обязанность доказывания обоснованности объявленного размера платы лежит на распространителе теле-, радиопрограмм.
Негосударственные распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, имеют право на получение за счет средств федерального бюджета компенсации в размере разницы между платой, обычно взимаемой ими за распространение продукции СМИ, и платой, взимаемой за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Решение об условиях и порядке выплаты компенсации принимается Советом Министров Правительством Российской Федерации.

Отказ в выплате компенсации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законодательством.
9. Телерадиокомпания обязана периодически оповещать граждан о времени, месте и теме предстоящих предвыборных дебатов, круглых столов с момента получения данной информации и до начала их вещания.
10. Кандидаты, избирательные объединения оплачивают время вещания предвыборных дебатов, круглых столов после объявления времени, места их проведения и темы.

Проведение предвыборных дебатов и круглых столов оплачивается из средств избирательных фондов на равных началах.
11. Кандидат, избирательное объединение, оплатившие время вещания предвыборных дебатов, круглых столов, вправе:
а) организовывать предвыборные дебаты, круглые столы;
б) определять совместно с другими организаторами предвыборных дебатов, круглых столов порядок их проведения;
в) принимать участие в предвыборных дебатах, круглых столах, организованных другими кандидатами, избирательными объединениями, за исключением случаев, когда против этого возражают все остальные участники предвыборных дебатов, круглых столов.
В настоящем Положении под организаторами предвыборных дебатов, круглых столов следует понимать кандидатов, избирательные объединения, которые по взаимной договоренности определили место и тему предвыборных дебатов, круглых столов, согласовали с телерадиокомпанией время их проведения, а также совместно осуществили иные действия по их организации.
12. Организаторы предвыборных дебатов, круглых столов обязаны объявлять заранее тему (темы) предстоящих дебатов.
13. Участник предвыборных дебатов, круглых столов обязан:
а) соблюдать установленный порядок проведения дебатов, круглых столов;
б) не допускать оскорбительных, клеветнических высказываний в отношении других участников предвыборных дебатов, круглых столов.
14. Ведущий (журналист-ведущий) во время предвыборных дебатов, круглых столов имеет право требовать от кандидата, представителя избирательного объединения ответа на вопрос, поставленный другим участником предвыборных дебатов, круглого стола либо телезрителями.
15. Ведущий (журналист-ведущий) во время предвыборных дебатов, круглых столов не вправе:
а) нарушать определенный организаторами предвыборных дебатов, круглых столов порядок их проведения;
б) каким-либо образом ограничивать время выступления кандидата, представителя избирательного объединения во время проведения предвыборных дебатов, круглых столов, за исключением случаев, когда такое право предоставлено ведущему в соответствии с установленным порядком ведения предвыборных дебатов, круглых столов либо когда это обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для их вещания;
в) отдавать предпочтение или оказывать помощь кому-либо из участников предвыборных дебатов, круглых столов.
16. Политическая реклама, распространяемая кандидатом, избирательным объединением, иным лицом, должна быть:
а) узнаваема, то есть содержать четкое указание на кандидата, избирательное объединение, в интересах которого она распространяется;
б) снабжена надписью, указывающей кандидата, избирательное объединение либо иное лицо, несущее ответственность, предусмотренную законодательством за нарушение требований, предъявляемых к политической рекламе.
17. Ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, несет кандидат, избирательное объединение либо иное лицо, предоставившее ее для распространения.
18. Кандидат, представитель избирательного объединения должен уделять большую часть своего выступления освещению собственной предвыборной программы (платформы); критика предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений не должна являться основным содержанием его выступления.
[...]
20. В период избирательной кампании журналисты в своих программах, а также в выступлениях в других теле-, радиопрограммах, распространяемых государственными телерадиокомпаниями, должны воздерживаться от поддержки тех или иных кандидатов, избирательных объединений, предвыборных программ (платформ).
21. Государственным органам и организациям, общественным объединениям, предприятиям, должностным лицам в период проведения избирательной кампании запрещено влиять либо оказывать давление на журналиста с целью принудить его к необъективному, предвзятому освещению деятельности кандидатов, избирательных объединений.

Нарушение требований настоящего пункта влечет ответственность в соответствии со статьей 58 Закона Российской Федерации О средствах массовой информации.
22. В период проведения избирательной кампании средства массовой информации не должны оказывать предпочтения тем или иным кандидатам, избирательным объединениям, предвыборным программам (платформам).
Если редакция средства массовой информации периодического печатного издания, подпадающего под действие пункта 2 статьи 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, предоставила одному из кандидатов, избирательному объединению место на полосе, то она не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
[...]
23. Журналист, являющийся кандидатом в депутаты Государственной Думы или Совета Федерации либо доверенным лицом кандидата, должен приостановить свое участие в подготовке программ на телевидении и радио в качестве журналиста.
Журналист, являющийся кандидатом в депутаты Государственной Думы или Совета Федерации либо доверенным лицом кандидата, либо участвовавший в подготовке политической рекламы, выступления кандидата, представителя избирательного объединения, либо открыто поддержавший в период избирательной кампании в своей программе или выступлении, в других теле-, радиопрограммах кандидата, избирательное объединение, не может участвовать в информационных программах, предвыборных дебатах, круглых столах в качестве их ведущего.



Содержание раздела