d9e5a92d

Противоречия и споры при применении нормы.

Противоречия и споры при применении нормы.
Сроки проведения предвыборной агитации: обязанности СМИ при размещении материалов. Опросы общественного мнения как предмет регулирования норм по агитации: сроки публикации и формальные требования, ответственность за нарушение.
3. Общие условия доступа кандидатов к СМИ. Уточнение понятия государственных СМИ: эволюция содержания их статуса (условия отнесения к их числу).

Обязанности государственных СМИ. Разрешение спорных ситуаций (права кандидатов, одновременно выдвинутых по одномандатному округу и включенных в федеральный список и т.п.).
Виды организаций СМИ по территории распространения и форме собственности. Различие в правах и обязанностях. Специализированные СМИ (культурно-просветительские, детские, технические, научные и другие). Виды СМИ, которые не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы.

Право отказа от участия в освещении избирательной кампании: субъекты права, порядок отказа.
Распространение информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, в период избирательной кампании: дополнительные обязанности организаций СМИ (наравне со ст.152 ГК). Сроки предоставления времени для ответа, форма заявления кандидатов. Ответственность организаций СМИ: формы и основания.

Ответственность кандидатов за нарушения правил предвыборной агитации.
Анализ противоречий законодательства. Неправовая практика применения законодательства о предвыборной агитации.
4. Условия и механизм осуществления предвыборной агитации в ходе выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации в 1999 2000 гг. на ТВ и радио.
Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио по законодательству 1999 года. График предоставления бесплатного эфирного времени на каналах государственных ТРК. Определение общего объема бесплатного эфирного времени. Обязательная доля для совместных агитационных мероприятий.

Порядок использования этого времени в практике ТРК (последствия неявки и отказов участников, представительство и т.п.). Иные обязательные формы проведения предвыборной агитации (выступления, пресс-конференции кандидатов, интервью): цели и содержание правового регулирования.

Порядок проведения жеребьевки при определении даты и времени выхода в эфир предвыборных агитационных материалов; сроки предоставления времени (в период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию).
Порядок возмещения расходов ТРК, связанных с предоставлением бесплатного эфирного времени за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций телерадиовещания: содержание и противоречия правового регулирования, практика применения.
Платное эфирное время на каналах государственных СМИ: установление размера и условий оплаты, максимальный и минимальный объемы. Период предоставления платного эфирного времени по законодательству 1999 года, определение даты и времени выхода. Особенности статуса муниципальных ТРК.

Форма и содержание договора о предоставлении эфирного времени. Существенные условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле- и радиопередачи.

Сроки и порядок оплаты. Особые условия расторжения договора в случае нарушения кандидатом требований закона.
Нормативные требования к размещению агитационных материалов: запрет прерывать рекламой, иными агитационными материалами. Требования к информационным передачам ТРК: размещение сообщений о проведении предвыборных мероприятий отдельным блоком, недопустимость предпочтения отдельным кандидатам.

Последствия обнародования в эфире ТРК информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата; необходимость обнародовать опровержение или иное разъяснение в их защиту до окончания срока предвыборной агитации.
5. Условия и порядок предвыборной агитации в печатных СМИ в 1999 2000 гг.
Предоставление платной и бесплатной печатной площади: определение объема, сроки и период предоставления, порядок распределения между кандидатами, права и обязанности ППИ в зависимости от территории распространения (общероссийские, региональные). Права негосударственных ППИ.

Начало публикации агитационных материалов в ППИ (непосредственно после регистрации кандидата). Договор на предоставление печатной площади, условия, порядок оплаты, исполнения и расторжения.

СМИ, которые не вправе публиковать агитационные материалы.
Возмещение расходов редакций государственных периодических печатных изданий, связанных с предоставлением кандидатам бесплатной печатной площади в целях предвыборной агитации за счет текущего бюджетного финансирования.


Предоставление платной печатной площади: круг обязанных СМИ, порядок определения объема, размера и условий оплаты для кандидатов. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, резервируемой для платного размещения агитационных материалов. Проведение жеребьевки.

Договор на предоставление печатной площади за плату.
Права и обязанности редакции при публикации предвыборных агитационных материалов: недопустимость редакционных комментариев в какой бы то ни было форме, а также публикации заголовков и иллюстраций, не согласованных с кандидатами. Освобождение от требования о предоставлении печатной площади на равных условиях оплаты для редакций негосударственных ППИ, учрежденных кандидатами.

Публикация сведений о кандидатах, разместивших агитационные материалы.
Принцип недопустимости злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Запрет на призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности страны, а также пропаганду войны, возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды, нарушение законодательства об интеллектуальной собственности.

Ограничение рекламы коммерческой и иной деятельности кандидатов в ходе избирательной кампании: периоды, формы, источники финансирования.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
2. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
3. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
4. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
5. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З.
6. Положение О рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.01.2000 72/806 З.
Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Журналистское расследование и право // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 111 131.
3. Иванов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ О выборах Президента Российской Федерации // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. С. 32 39.
4. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах -99.

М.: Независимый институт выборов, 2000. С. 168 197.
5. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2002.

М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
6. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.

М.: РЦОИТ, 2002. 144 с.
7. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
8. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
9. Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов: законодательство и судебная практика.

М.: Права человека, 2001. 184 с.
10. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование. М.: Права человека, 2001.

С. 146 182.
11. Средства массовой информации и парламентские выборы 1999 года в России/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. 131 с.
12. СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. 131 с.
Семинарское занятие 1.
Избирательная кампания 1999 года по выборам депутатов Государственной Думы: предвыборная агитация на ТВ 2 ак. часа.
1.1. Порядок предоставления эфирного времени бесплатно и за плату на каналах телерадиокомпаний с государственным и муниципальным участием: время выхода в эфир, объем, жеребьевка, коллективные мероприятия и основные условия их проведения в СМИ 1 ак. час.
1.2. Участие негосударственных телерадиокомпаний в избирательной кампании.

Соотношение законодательства о предвыборной агитации и о статусе депутатов Государственной Думы. Соотношение законодательства о предвыборной агитации и законодательства о СМИ. Соотношение законодательства о предвыборной агитации и законодательства о рекламе.

Противоречия законодательства и возможные пути их разрешения 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Виды телерадиокомпаний по законодательству 1999-2000 гг., различия в правах и обязанностях.
2. Содержание понятия предвыборная агитация применительно к ТРК: условия квалификации материала как агитационного, правовые проблемы.
3. Предоставление платного и бесплатного эфирного времени: круг обязанных субъектов, особенности статуса государственных вещателей (соотношение объемов платного и бесплатного времени).
4. Порядок определения объемов платного и бесплатного времени (проведение жеребьевки и т.п.).
5. Особенности прав кандидатов в зависимости от уровня выдвижения.
6. Требования к форме и порядку выдачи в эфир агитационных материалов, права и обязанности журналистов.
7. Право на ответ в случае распространения порочащих сведений.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
2. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
3. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
4. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З. Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Журналистское расследование и право // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 111 131.
3. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах 99.

М.: Независимый институт выборов, 2000. С. 168 197.
4. Иванов И.В. Телевидение и выборы 1999 г.: некоторые организационно-правовые аспекты/ Средства массовой информации и парламентские выборы 1999 года в России/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. С. 46 57.
5. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2002.

М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
6. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.

М. РЦОИТ, 2002. 144 с.
7. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
8. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
9. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование. М.: Права человека, 2001.

С. 146 182. Семинарское занятие 2.
Избирательная кампания 2000 года по выборам Президента Российской Федерации: предвыборная агитация на ТВ 2 ак. часа.
2.1. Порядок предоставления эфирного времени бесплатно и за плату на каналах телерадиокомпаний с государственным и муниципальным участием: время выхода в эфир, объем, жеребьевка, коллективные мероприятия и основные условия их проведения в СМИ 1 ак. час.
2.2. Участие негосударственных телерадиокомпаний в избирательной кампании. Соотношение законодательства о предвыборной агитации и о статусе депутатов Государственной Думы. Соотношение законодательства о предвыборной агитации и законодательства о СМИ.

Соотношение законодательства о предвыборной агитации и законодательства о рекламе. Противоречия законодательства и возможные пути их разрешения 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Содержание понятия предвыборная агитация применительно к ТРК: условия квалификации материала как агитационного, правовые проблемы.
2. Предоставление платного и бесплатного эфирного времени: круг обязанных субъектов, особенности статуса государственных вещателей (соотношение объемов платного и бесплатного времени).
3. Порядок определения объемов платного и бесплатного времени (права кандидатов в зависимости от вида ТРК, проведение жеребьевки и т.п.).
4. Требования к форме и порядку выдачи в эфир агитационных материалов, права и обязанности журналистов.
5. Право на ответ в случае распространения порочащих сведений.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
2. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
3. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
4. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З.
5. Положение О рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.01.2000 72/806 З. Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ О выборах Президента Российской Федерации // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. С. 32 39.
3. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2002.

М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
4. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.

М.: РЦОИТ, 2002. 144 с.
5. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
6. Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов: законодательство и судебная практика.

М.: Права человека, 2001. 184 с.
7. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 146 182. Семинарское занятие 3.
Предвыборная агитация в периодической печати в избирательных кампаниях 1999 2000 гг. 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Виды ППИ (печатные издания с государственным и негосударственным участием, муниципальные периодические издания и т.п.).
2. Условия предоставления печатной площади в печатных изданиях: нормативные требования к объему и расценкам, содержание принципа равных возможностей для кандидатов.
3. Требования к форме и порядку публикации агитационных материалов в ППИ.
4. Обеспечение права на ответ при обнародовании порочащих сведений в материалах предвыборной агитации.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
2. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
3. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
4. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
5. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З.
Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах 99.

М.: Независимый институт выборов, 2000. С. 168 197.
3. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

2002. М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
4. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.

М.: РЦОИТ, 2002. 144 с.
5. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
6. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
7. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 146 182.

Информационные споры в ходе избирательных кампаний:возникновение, разрешение, предупреждение

1. Законодательная основа, гарантирующая соблюдение информационных прав граждан, кандидатов (избирательных объединений), редакций (главных редакторов) СМИ и журналистов.
Основные ограничения при проведении агитации в 1993 году. Требования к освещению избирательной кампании в информационных программах: размещение отдельным блоком, запрет комментариев. Права кандидатов при организации и проведении предвыборных дебатов. Права и обязанности организаторов дебатов, ведущих-журналистов.

Ограничения для ведущих.
Отдельные требования к политической рекламе кандидатов. Возложение ответственности за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, на кандидата (избирательное объединение), ответственность.

Требования к содержанию выступлений: уделять большую часть своего выступления освещению собственной предвыборной программы (платформы); нормативный запрет того, чтобы критика предвыборных программ (платформ) других кандидатов являлась основным содержанием выступления.
Запрет кому-либо в период проведения избирательной кампании влиять либо оказывать давление на журналиста с целью принудить его к необъективному, предвзятому освещению деятельности кандидатов. Недопустимость предпочтения тем или иным кандидатам со стороны СМИ.

Ограничения для журналистов, имеющих статус кандидата. Ответственность СМИ и их работников (журналистов, ведущих дебатов и др.) за нарушение правил предвыборной агитации.
Формы злоупотребления правом на ведение предвыборной агитации в 1993 году: распространение носящих характер предвыборной агитации сообщений и материалов, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов.



Содержание раздела