d9e5a92d

Право на предвыборную агитацию

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации вправе использовать для проведения предвыборной агитации муниципальные телерадиокомпании.
Предвыборная агитация на радио и телевидении осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
В информационных теле- и радиопрограммах (передачах) сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и инициативными группами избирателей должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и инициативными группами избирателей не оплачиваются.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе в теле- и радиопрограммах (передачах), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ (передач) в эфир.
Статья 41. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях
Периодические печатные издания, учрежденные органами законодательной (представительной), исполнительной, судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов на должность Президента Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей.
Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения, организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации) и которое предоставило кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе избирателей место на полосе, не вправе отказать другим кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе избирателей в месте на полосе на тех же условиях и обязано это сделать в ближайших номерах.
Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации.
Положения части второй настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей, а также входящими в избирательные объединения общественными объединениями.
[...]

Право на предвыборную агитацию


1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Граждане Российской Федерации, политические общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, то есть осуществлять деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах Президента Российской Федерации, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата.
3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
[...]
Статья 12. Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации
[...]
7. [...] Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее организации телерадиовещания), и редакции периодических печатных изданий, указанные в подпунктах а г пункта 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, должны предоставлять избирательным комиссиям по выборам Президента Российской Федерации возможность для размещения печатной информации, а также бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.


8. Организации, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, не указанные в подпунктах а г пункта 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и их должностные лица, а также общественные объединения обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам Президента Российской Федерации необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов немедленно.
[...]
Статья 35. Обеспечение равного статуса кандидатов
[...]
3. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные и муниципальные должности, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
4. Под использованием преимуществ своего должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе следует понимать:
[...]
е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) либо обеспечение преимущественного доступа к средствам массовой информации, указанным в подпунктах а г пункта 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях сбора подписей избирателей или проведения предвыборной агитации.
[...]
Статья 40. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов
[...]
3. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, на время участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации либо копии документов, удостоверяющих, что в этот срок было подано заявление об освобождении от своих обязанностей, и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.[...]
6. Должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами, или их доверенными лицами, или уполномоченными представителями по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов, или уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, членами, уполномоченными представителями инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
[...]

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ


Статья 44. Предвыборная агитация и формы ее проведения
1. Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) в иных не запрещенных законом формах.
2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс- конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. При этом зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно избрать форму и характер своей предвыборной агитации.

Проведение предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях должно быть оплачено из соответствующих избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев бесплатного предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам в порядке, установленном статьями 48 50 настоящего Федерального закона.
3. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые предвыборные агитационные материалы:
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Статья 45. Сроки проведения предвыборной агитации
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
2. Со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации до момента регистрации кандидата, а также в день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация запрещается.
3. Предвыборные агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.
4. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.
Статья 46. Опросы общественного мнения
1. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
2. Со дня окончания регистрации кандидатов организации, проводящие связанные с выборами Президента Российской Федерации опросы общественного мнения в целях опубликования (обнародования) их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться лицам, указанным в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.
3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов Президента Российской Федерации, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
[...]
Статья 49. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
2. Бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется по рабочим дням в период, указанный в пункте 5 статьи 48 настоящего Федерального закона, а если зарегистрированных кандидатов менее десяти, в период, который начинается за 20 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования.
3. В случае проведения повторного голосования бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется двум зарегистрированным кандидатам, по которым проводится повторное голосование, в период, указанный в пункте 6 статьи 48 настоящего Федерального закона.
4. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
5. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням в период, установленный пунктами 5 и 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням в этот же период, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, не менее одной четверти общего времени вещания.
6. Одна вторая, а в период, указанный в пункте 6 статьи 48 настоящего Федерального закона, две трети общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, указанными в пункте 5 настоящей статьи, отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, круглых столов, иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях.
7. Зарегистрированный кандидат вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии, указанном в пункте 6 настоящей статьи, не позднее чем за четыре дня до передачи данного мероприятия в эфир. В случае, если в результате отказа зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) от участия в совместном агитационном мероприятии после проведения жеребьевки, указанной в пункте 8 настоящей статьи, в этом агитационном мероприятии может принять участие только один зарегистрированный кандидат, ему по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной делением эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на число зарегистрированных кандидатов, которые должны были участвовать в указанном агитационном мероприятии.

Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого ему в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
8. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, указанными в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, а при проведении повторного голосования не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования, распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке.
9. Не менее трех четвертей предоставляемого в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи бесплатного эфирного времени должно быть использовано зарегистрированным кандидатом для его выступлений, пресс-конференций, интервью.
10. Жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания, проводит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. Жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, проводит избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется соответственно в общероссийских государственных и региональных государственных периодических печатных изданиях.
11. Расходы организаций телерадиовещания, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени зарегистрированным кандидатам, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций телерадиовещания.
12. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами за плату.

Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем эфирного времени, резервируемого для предоставления за плату каждой государственной организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, но при этом не может превышать его более чем в два раза.
13. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.
14. Эфирное время, указанное в пункте 12 настоящей статьи, должно предоставляться государственной организацией телерадиовещания по рабочим дням в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, а при проведении повторного голосования по рабочим дням в период, установленный пунктом 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, проводимой государственной организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи.

При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.
15. Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации эфирное время за плату.

Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем эфирного времени, предоставляемого зарегистрированным кандидатам муниципальной организацией телерадиовещания, определяется этой организацией телерадиовещания. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов каждого из зарегистрированных кандидатов определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи.

Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.
16. В случае, если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за два дня до выхода в эфир в письменной форме сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
17. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях.

Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие этих требований, а также требований пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время в целях предвыборной агитации.
18. Предоставление эфирного времени за плату на каналах организаций телерадиовещания производится в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом.
19. В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле- и радиопередачи.

После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
20. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств для оплаты стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени, а при проведении повторного голосования до момента предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.

Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации.
21. Оплата эфирного времени должна производиться исключительно за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
22. В случае, если в ходе использования эфирного времени, предоставленного за плату, зарегистрированный кандидат нарушит условия, установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора о предоставлении эфирного времени.

В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время в целях предвыборной агитации.
23. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, в том числе для рекламы товаров, работ и услуг.
24. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных предвыборных агитационных материалов.
25. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев.

Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности.
26. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, иные предвыборные агитационные материалы, распространяемые организациями телерадиовещания, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ, материалов в эфир.

Организации телерадиовещания обязаны хранить указанные в пункте 8 статьи 48 настоящего Федерального закона учетные документы о предоставлении эфирного времени бесплатно и за плату в течение пяти лет со дня голосования.
Статья 50. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия).
2. Бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями общероссийских государственных периодических печатных изданий в период, указанный в пункте 5 статьи 48 настоящего Федерального закона.
3. В случае проведения повторного голосования бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями общероссийских государственных периодических печатных изданий двум зарегистрированным кандидатам, по которым проводится повторное голосование, в период, указанный в пункте 6 статьи 48 настоящего Федерального закона.
4. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций общероссийских государственных периодических печатных изданий предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее пяти процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктом 5 или 6 статьи 48 настоящего Федерального закона. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет в целях предвыборной агитации в указанный период, декларируется редакцией данного издания не позднее чем через 20 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации.
5. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редакцией государственного периодического печатного издания, в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявки на участие в этой жеребьевке.
6. Жеребьевку, в результате которой определяется дата бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, проводит редакция общероссийского государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Результаты жеребьевки оформляются протоколом.
7. Расходы редакций общероссийских государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной печатной площади в целях предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций.
8. Редакции общероссийских государственных и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления каждой редакцией общероссийского государственного периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но при этом не может превышать его более чем в два раза.

Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций региональных государственных периодических печатных изданий резервирует для предоставления зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 5 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный соответственно пунктом 5 или 6 статьи 48 настоящего Федерального закона.
9. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.
10. Печатная площадь, указанная в пункте 9 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией государственного периодического печатного издания, выходящего не реже чем один раз в неделю, в период, установленный пунктами 5 и 6 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Дата публикации предвыборных агитационных материалов определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакцией такого периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи.

При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.
11. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, а также редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам печатную площадь за плату.

Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, предоставляемой зарегистрированным кандидатам редакциями указанных периодических печатных изданий, определяется этими редакциями.

Дата публикации предвыборных агитационных материалов каждого из зарегистрированных кандидатов определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакциями указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменной заявки на участие в жеребьевке, поданной зарегистрированным кандидатом. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи.

Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.
12. В случае, если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования печатной площади, он обязан не позднее чем за пять дней до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
13. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять печатную площадь зарегистрированным кандидатам на равных условиях оплаты, при этом они вправе отказать в предоставлении печатной площади зарегистрированному кандидату.

Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не соблюдающие этих требований, а также требований пункта 4 статьи 48 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам печатную площадь в целях предвыборной агитации.
14. Предоставление печатной площади за плату производится в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом.
15. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств для оплаты стоимости печатной площади в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за два дня до дня публикации, а при проведении повторного голосования не позднее чем за день до дня публикации. В случае нарушения указанного условия предоставление печатной площади не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения.

При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации.
16. Оплата печатной площади должна производиться исключительно за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
17. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами.
18. Требование о предоставлении печатной площади на равных условиях оплаты не распространяется на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (зарегистрированными кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими зарегистрированного кандидата, и периодическое печатное издание является негосударственным.
19. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых за счет средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации.

В случае, если публикация предвыборных агитационных материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.
20. Редакции периодических печатных изданий обязаны хранить указанные в пункте 8 статьи 48 настоящего Федерального закона учетные документы о предоставлении печатной площади бесплатно и за плату в течение пяти лет со дня голосования.



Содержание раздела