d9e5a92d

Основы избирательных технологий

Общие положения о злоупотреблении правом на проведение предвыборной агитации в законе Об основных гарантиях 1994 года: запрещены злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Возможность наступления ответственности кандидата в форме отмены решения о его регистрации.
Более поздние формулировки основания ответственности кандидатов, в т.ч. распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию иных кандидатов (ограничения в Инструкциях ЦИК 1995-96 гг.). Отнесение к обязанности участников предвыборных телерадиопередач соблюдения порядка проведения передачи, запрет оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников передачи.
2. Полномочия государственных органов по разрешению информационных споров в ходе избирательного процесса: ЦИК РФ и его рабочие группы по контролю за соблюдением порядка и правил осуществления предвыборной агитации, судебные органы и Верховный суд РФ.
Подведомственность информационных споров. Статус и полномочия Третейского информационного суда (по Положению 1993 года). Состав и порядок формирования.

Права членов Третейского суда по получению информации из государственных органов и редакций СМИ. Право суда давать заинтересованным лицам рекомендации по совершенствованию практики освещения избирательной кампании СМИ и содержанию предвыборной агитации, по применению положений о выборах, рассматривать жалобы на деятельность телерадиокомпаний, журналистов (ведущих программ) по освещению избирательной кампании, предлагать телерадиокомпаниям применить к нарушителям требований законодательства и этики санкции в соответствии с законодательством и правилами соответствующей телерадиокомпании. Подготовка Третейским судом экспертных заключений по вопросам, возникшим в ходе рассмотрения жалоб.

Процедура рассмотрения жалоб в Третейском информационном суде.
Контрольные полномочия избирательных комиссий различного уровня при соблюдении порядка проведения предвыборной агитации по законодательству 1995 года. Образование групп контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ: состав, порядок формирования (из числа членов комиссии, а также специалистов в области права и журналистики). Процедура рассмотрения споров: результаты проверок, выводы и предложения по заявлениям и жалобам группа контроля вносит на рассмотрение соответствующей избирательной комиссии.

Виды санкций: методы пресечения противоправной деятельности правоохранительными органами по представлению избирательных комиссий. Право избирательных комиссий обращаться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидатов, а также обращаться к руководителям СМИ с требованием на период выборов отстранить от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналистов, творческих работников и должностных лиц редакции.

Право обжаловать нарушения порядка проведения предвыборной агитации через СМИ в соответствующую избирательную комиссию, а также в суд.
3. Образование Судебной палаты по информационным спорам, порядок формирования, задачи, полномочия, практика деятельности, взаимодействие с иными органами, регулирующими деятельность СМИ в период выборов.
Инструкции ЦИК (1995) о полномочиях Судебной палаты по информационным спорам при разрешении споров о нарушении порядка и правил проведения предвыборной агитации через СМИ, обеспечении соблюдения принципа политического плюрализма, равных условий доступа кандидатов к СМИ.
4. Возникающие проблемы в ходе рассмотрения информационных споров в ходе избирательных кампаний.
Ответственность за отказ руководства государственных телерадиокомпаний в предоставлении бесплатного эфирного времени кандидату (возможность обжалования в соответствующую избирательную комиссию, в Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации либо в суд). Ответственность представителей государственных СМИ за нарушение положений Инструкции: возможность и основания отстранения от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналистов, творческих работников и должностных лиц редакции. Ответственность кандидатов.

Коллизия запрета на редактирование представленных материалов и ответственности СМИ за содержание программ (в т.ч. в части распространения порочащих сведений), невозможность применения ст.57 Закона о СМИ.


Санкции за нарушение правил проведения предвыборной агитации: предупреждение избирательных комиссий, методы пресечения противоправной агитационной деятельности, возможность отмены решения о регистрации кандидата. Досрочная предвыборная агитация как основание для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в части проведения предвыборной агитации (распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, нарушение правил проведения предвыборной агитации и т.п.).
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации от 10 октября 1995 г. 2 ФКЗ (в редакции ФКЗ от 27.09.2002 5-ФКЗ).
3. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
4. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 17 мая 1995 г. 76 ФЗ (утратил силу).
5. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. 90 ФЗ (утратил силу).
6. Федеральный закон Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 138 ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.1998 85 ФЗ).
7. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
8. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
9. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
10. Федеральный закон О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г. 113 ФЗ.
11. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ.
12. Указ Президента РФ Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений в Положение о Федеральных органах власти на переходный период от 1 октября 1993 г. 1557 (в ред.

Указа Президента РФ от 04.02.1994 г.).
13. Указ Президента РФ Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года от 29 октября 1993 г. 1792.
14. Положение о порядке использования средств массовой информации избирательными объединениями и кандидатами в депутаты при проведении агитации в ходе выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации, утвержденное Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 ноября 1993 г. 18.
15. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 05.04.1996 86/716 П.
16. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 20.09.1995 18/149 П.
17. Положение О рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.01.2000 72/806 З.
Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Журналистское расследование и право // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 111 131.
3. Иванов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ О выборах Президента Российской Федерации // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство. М.: Права человека, 2000.

С. 32 39.
4. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах 99. М.: Независимый институт выборов, 2000.

С. 168 197.
5. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2002.

М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
6. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.

М.: РЦОИТ, 2002. 144 с.
7. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство БЕК, 1995.

121с.
8. Малкин Е.Б. Основы избирательных технологий/ Институт избирательных технологий.

М.: Рус. Панорама, 2002 г. 462 с.
9. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
10. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование. М.: Права человека, 2001.

С. 146 182.
11. СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. 131 с.
12. Средства массовой информации и парламентские выборы 1999 года в России/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. 131 с.
13. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты.

Комментарии. Обзор практики.

М.: Юрид. лит., 1995. 192 с.
14. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994 1996. Нормативные акты.

Практика. Комментарии.

М.: Право и Закон, 1997. 400 с.
15. Третейский информационный суд и первые свободные выборы. Сборник нормативных актов и документов.

М.: Юрид. лит., 1994. 112 с.

Новое законодательство о предвыборной агитации

1. Общие тенденции пересмотра избирательного законодательства в 2002 году.
С принятием новой редакции Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации произошли существенные изменения в правовом регулировании предвыборной агитации в СМИ: впервые из законов исчезла глава о предвыборной агитации (теперь предвыборная агитация рассматривается как одна из форм информационного обеспечения выборов и референдумов); введение нового понятия не внесло ожидаемой ясности в вопрос что же такое предвыборная агитация. Изменились требования к обнародованию опросов общественного мнения, а также введена ответственность за нарушение порядка и условий опубликования опросов в СМИ; на уровне федерального закона даны определения терминам государственная телерадиокомпания (в том числе общероссийская и региональная) и муниципальная телерадиокомпания; впервые дан перечень действий, подпадающих под определение предвыборной агитации (однако он, по сути, вводит на время выборов запрет на профессию журналиста); внесены изменения в порядок предоставления бесплатного эфирного времени.
2. Новое законодательство о выборах 2002 2003 гг. Разграничение категорий информирование избирателей и предвыборная агитация: правовое содержание, признаки, возможные противоречия в применении.

Осуществление информирования избирателей. Информирование как способ формирования осознанной воли избирателей.

СМИ как субъекты информирования.
Субъекты права на предвыборную агитацию в любых допускаемых законом формах и законными методами: граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения, избирательные блоки. Перечень ненадлежащих субъектов предвыборной агитации: включение в него представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Понятие предвыборная агитация: признаки и элементы. Расширение понятия предвыборной агитации: деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата либо против кандидата, либо против всех кандидатов. Признаки предвыборной агитации.

Неопределенность критериев, возможность квалификации любого материала как агитационного. Средства и формы проведения агитации: включение в закон детального перечня.

Новые ограничения в отношении формы и содержания агитационных материалов (условия использования изображения физического лица, его высказываний и т.п.), противоречия и правовые коллизии, последствия практического применения.
Запрет на агитацию, имеющую целью побудить голосовать за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов. Обязательное опубликование предвыборной программы: порядок и условия.
Понятие агитационного периода и сроков проведения предвыборной агитации. Противоречия и избыточность понятий. Возможности толкования и применения.

Периоды времени, когда агитация запрещена: новеллы 2002 года.
Регламентация финансирования предвыборной агитации. Новый запрет на агитацию, оплачиваемую из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.

Публикация программ политических партий. Соотношение с нормами Закона о политических партиях, Закона об общественных объединениях и т.п.

Контрольные полномочия ЦИК.
Принцип свободы информирования организациями СМИ при соблюдении особых требований к информационным материалам: объективность, достоверность, равенство кандидатов, недопустимость предпочтения какому-либо из кандидатов. Условия размещения в эфире (на полосе) отдельным блоком, безвозмездность.

Запрет отдавать предпочтение кандидатам по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади. Противоречия с принципом свободы информирования.

Гарантии журналистам в период агитации.
Ограничения на публикацию предварительных данных о результатах выборов: история вопроса, правовые коллизии 1999 2000 гг. и их разрешение. Содержание и последствия применения введенных новелл.
Опубликование результатов опросов общественного мнения как разновидность информирования избирателей. Требования к форме и содержанию, возможность признания материалов агитационными и ответственность. Сроки, когда публикация опросов запрещена; целесообразность их увеличения до пяти дней до дня голосования.

Распространение ограничений на сеть Интернет.
3. Общие положения о предвыборной агитации через СМИ.
Введение законодательного определения государственных, муниципальных, негосударственных организаций СМИ: расширение критериев (наличие государственных учредителей и (или) получение государственного финансирования и (или) государственная доля в уставном капитале); обоснованность и целесообразность новелл.
Классификация ТРК и ППИ в зависимости от территории распространения: общероссийские и региональные. Запрет на участие в избирательной кампании для отдельных категорий СМИ (созданных для публикаций нормативных актов и т.п.).
Принцип равных возможностей для кандидатов и избирательных объединений. Предоставление платного и бесплатного времени (печатной площади). Особые обязанности государственных и муниципальных ТРК и ППИ.

Условия участия негосударственных СМИ в предвыборной агитации: ограничение для СМИ, учрежденных менее чем за один год до начала избирательной кампании.
Организации СМИ, которые вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Договор о предоставлении эфирного времени (печатной площади): содержание и существенные условия. Недостатки нормативного регулирования.
Особенности оплаты предвыборной агитации в контексте требований финансирования предвыборной кампании.
Возмещение государственным ТРК и редакциям государственных ППИ стоимости предоставленных бесплатного эфирного времени, печатной площади партиями, не набравшими необходимое минимальное число голосов. Порядок, условия и сроки взыскания задолженности: новеллы и возможные результаты правоприменения.

Новые договорные обязательства для партий возместить стоимость предоставленного бесплатного времени (печатной площади), если политическая партия, избирательный блок по итогам голосования не наберут установленного минимума голосов, соотношение с гражданским законодательством.
4. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио. Равные возможности при предоставлении бесплатного времени; ограничение для партий и кандидатов, имеющих задолженность перед государственными организациями СМИ в связи с предоставлением ранее бесплатного эфирного времени.
Требования к объему и времени размещения агитационных материалов на каналах ТРК в зависимости от статуса и общего объема вещания. Практика определения вещателями периода, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию и разрешение возможных споров. Обязательная доля для совместных агитационных мероприятий: назначение, правовой смысл и практика реализации. Требования к участникам совместных мероприятий: ужесточение условия личного участия.

Правовое решение организационных проблем при проведении дебатов: отказ или неявка участников. Новое решение в действующем законодательстве.
Порядок, сроки и условия проведения жеребьевки при определении даты и времени выхода в эфир предвыборных агитационных материалов.
Условия и порядок предоставления платного эфирного времени государственными ТРК. Равные условия оплаты, ограничение объема.

Использование зарезервированного времени, неиспользованного кандидатами, для размещения платных агитационных материалов.
Предоставление эфирного времени кандидатам, политическим партиям на каналах негосударственных ТРК на равных условиях как условие их участия в избирательной кампании. Договор о предоставлении платного эфирного времени: существенные условия (вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче). Порядок оплаты услуг, оформление акта исполнения договора.

Дополнительные основания расторжения договора.
Требования к содержанию и порядку выдачи в эфир предвыборных агитационных материалов (запрет прерывать рекламой или иными программами или агитационными материалами, др. требования).
Исполнение договора, порядок оплаты услуг вещателя. Дополнительные условия одностороннего расторжения договора вещателем в судебном порядке в случае нарушения избирательного законодательства.

Хранение записей агитационных материалов.
Условия проведения предвыборной агитации через государственные ППИ: равный объем предоставляемой печатной площади, одинаковое место на полосе, одинаковый размер шрифта и др. Минимальный объем печатной площади, резервируемый для агитационных материалов.

Обнародование информации об объемах и условиях предоставления площади. Равенство возможностей кандидатов и избирательных блоков. Порядок проведения жеребьевки.

Резервирование платной печатной площади. Ограничение общего объема.

Порядок определения доли кандидатов и избирательных блоков. Предоставление платной площади муниципальными ППИ: более либеральные требования.
Предоставление платной площади негосударственными ППИ. Право негосударственных печатных изданий (отсутствующее у негосударственных ТРК) отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
5. Требования к форме агитационных материалов: указание заказчиков и источника финансирования. Ответственность редакции СМИ за выполнение данного требования. Запрет на иные формы предпочтения какому-либо кандидату путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.

Обязательства организаций, оказывающих рекламные услуги, созданных с государственным участием или получающих бюджетное финансирование: неопределенность субъекта и содержания обязанностей.
Условия размещения и порядок оплаты рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности кандидатов (только за счет средств соответствующего избирательного фонда), запрет рекламы в день голосования и предшествующий ему.
Последствия обнародования в СМИ агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата. Новеллы закона 2002 года в отношении достоверной информации: правовые последствия и суть противоречия.

Ответственность организации СМИ.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Ответственность за нарушение правил предвыборной агитации.

Нарушения при приведении агитации, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей и возможность отмены результатов выборов. Иные виды и формы ответственности.

Субъекты ответственности. Основания ответственности организаций СМИ и возможность защиты.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
3. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ.
4. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 декабря 2002 года 175-ФЗ.
5. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 10 января 2003 г.



Содержание раздела