d9e5a92d

О выборах Президента Российской Федерации

Исключение составляет проведение предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми политической партией, избирательным блоком, за других зарегистрированных кандидатов, выдвинутых этими же политической партией, избирательным блоком, а также проведение предвыборной агитации политической партией, избирательным блоком за выдвинутых ими зарегистрированных кандидатов.
3. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, а также политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям своих предвыборных программ.
[...]
7. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании политическими партиями, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, эфирное время, печатную площадь за плату. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь.
8. В случае предоставления эфирного времени, печатной площади условия их оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, которым они предоставлены. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими список (списки) кандидатов, политическими партиями, входящими в избирательный блок, выдвинувший список (списки) кандидатов.

Под периодическим печатным изданием, учрежденным кандидатом, в настоящем Федеральном законе понимается периодическое печатное издание, учрежденное не менее чем за один год до начала избирательной кампании гражданином (гражданами) Российской Федерации, участвующим (участвующими) в выборах депутатов Государственной Думы в качестве кандидата (кандидатов).
[...]
10. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и включенный в общефедеральную часть зарегистрированного федерального списка кандидатов этих же политической партии, избирательного блока, не вправе использовать бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь соответственно на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания и в общероссийских государственных периодических печатных изданиях.
11. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и включенный в региональную группу кандидатов зарегистрированного федерального списка кандидатов этих же политической партии, избирательного блока вправе использовать бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь соответственно на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания и в региональных государственных периодических печатных изданиях либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов.
[...]
13. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от формы собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, эфирное время и печатную площадь, обязаны по запросам соответственно избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представлять им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока на выполнение платных работ и оказание платных услуг.
14. Допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, а также государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, от участия в агитационной деятельности.



Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 9 настоящей статьи, в установленный в этом пункте срок.
[...]
16. Предоставление бесплатного или платного эфирного времени и бесплатной или платной печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, политической партией, избирательным блоком до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади.

В договоре, заключенном между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией, избирательным блоком, в качестве условия предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади указывается стоимость предоставленного бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади (исходя из расценок, указанных в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи) и содержится обязательство политической партии, избирательного блока возместить указанную стоимость, если политическая партия, избирательный блок по итогам голосования не подпадут под действие пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Статья 60. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
1. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания, осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
[...]
4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, отводится зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, для совместного проведения дискуссий, круглых столов, иных совместных агитационных мероприятий. Если на каждого зарегистрированного кандидата из общего объема бесплатного эфирного времени приходится менее пяти минут, данное правило не применяется.

При предоставлении эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания расчет и предоставление эфирного времени производятся раздельно для зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов с учетом соотношения, указанного в пункте 3 настоящей статьи. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, региональные группы кандидатов, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, должны быть допущены на равных основаниях.
5. В совместных агитационных мероприятиях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, зарегистрированные кандидаты (в том числе включенные в федеральный список кандидатов), уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, могут участвовать только лично.
6. Представители кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, к участию в совместных агитационных мероприятиях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, не допускаются.
7. Кандидат, региональная группа кандидатов, политическая партия, избирательный блок вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии, указанном в пункте 4 настоящей статьи.
8. В случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в агитационном мероприятии может принять участие только один участник. Такому участнику по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной делением эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия.

Неучастие зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов, политической партии, избирательного блока в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого им в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.
9. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях соответственно между зарегистрированными кандидатами, между региональными группами кандидатов, между политическими партиями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов.
[...]
12. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, на платной основе.

Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, но не должен превышать его более чем в два раза.
[...]
18. В договорах о предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче.

После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
[...]
21. Если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок нарушат условия, установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени.
22. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов, политической партии, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг.
23. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов, политической партии, избирательного блока на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, агитационных материалов.
24. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

Организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять копии указанных теле- и радиопрограмм по требованию избирательных комиссий.
Статья 61. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания
1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Оказывающие рекламные услуги организации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения или которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов.
3. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 56 и 57 настоящего Федерального закона) должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.
4. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть получены от зарегистрированного кандидата соответствующей окружной избирательной комиссией либо территориальной избирательной комиссией, от избирательного объединения, избирательного блока избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вместе с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о местах нахождения (об адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы.

Изготовление, распространение предвыборных печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не допускаются.
Статья 64. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, иные агитационные материалы, выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
[...]
4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, наименования, эмблемы, иной символики политической партии, избирательного блока, выдвинувших список (списки) кандидатов, политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в состав избирательного блока, выдвинувшего список (списки) кандидатов, в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
[...]
6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация.

Объем эфирного времени, предоставляемого для обнародования указанного опровержения или разъяснения, не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, не меньшем, чем объем первоначального компрометирующего текста. Непредоставление кандидату такой возможности является основанием для привлечения указанных в настоящем пункте организаций и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установленные настоящим пунктом правила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями, в том числе входящими в избирательный блок, иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в избирательный блок.
[...]
8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
В. Путин

О выборах ПрезидентаРоссийской Федерации


[...]
Глава VI. Предвыборная агитация
Статья 38. Предвыборная агитация и сроки ее проведения
Граждане Российской Федерации, кандидаты на должность Президента Российской Федерации, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
- федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
благотворительным организациям и религиозным объединениям;
- членам избирательных комиссий.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
Предвыборная агитация может проводиться:
- через средства массовой информации;
- путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);
- путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
- в других не запрещенных законом формах.
Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами или членами избирательных комиссий.
Статья 39. Недоступность злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации.

Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они вправе принять меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, обратиться в соответствующие органы с представлениями о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов немедленно.
Статья 40. Предвыборная агитация на радио и телевидении
Кандидатам на должность Президента Российской Федерации предоставляется на равных основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия) эфирное время на каналах телерадиокомпаний, которые финансируются за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации).
В целях осуществления предвыборной агитации избирательные объединения, избирательные блоки и инициативные группы избирателей, кандидаты которых зарегистрированы в установленном порядке, вправе использовать государственные и муниципальные телерадиокомпании.
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей.



Содержание раздела