d9e5a92d

Недостатки и противоречия законодательства о предвыборной агитации

Из круга СМИ, участвующих в распространении предвыборной агитации, исключены СМИ, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного самоуправления, исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, законов и иных нормативных актов.
2. Основные гарантии кандидатов (избирательных объединений) при осуществлении предвыборной агитации. Основные гарантии СМИ и граждан в рамках избирательных кампаний.
Общие положения об агитации в Законе Об основных гарантиях избирательных прав граждан 1994 года. Понятие предвыборной агитации. Гарантии прав граждан и общественных объединений на свободное проведение предвыборной агитации в допускаемых законом формах и законными методами.

Ограничение права участия в агитации для отдельных категорий лиц (члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и т.п.). Запрет на участие в освещении избирательной кампании журналистам и иным творческим работникам СМИ, являющимся кандидатами. Допустимость опубликования опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.

Неточность нормативных определений и проблемы применения данного положения.
Общие условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Право кандидатов на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний на равных основаниях.

Отсылки к подзаконным источникам регулирования порядка предоставления эфирного времени кандидатам в инструкциях ЦИК.
3. Предвыборная агитация по законам о выборах 1994 1996 гг. Гарантии права граждан и кандидатов беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

Закрытый перечень субъектов, которым запрещено проводить предвыборную агитацию. Сроки проведения предвыборной агитации, периоды, когда агитация запрещается.

Запрет журналистам участвовать в освещении выборов через СМИ, если они являются кандидатами либо их доверенными лицами.
Формы и средства осуществления агитации: через СМИ, путем проведения публичных предвыборных мероприятий, путем выпуска агитационных материалов. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации (призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности страны, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и т.п.). Ограничения при проведении агитации (предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, выплата денежных средств). Запрет злоупотребления свободой СМИ, составы нарушений.

Ограничения на содержание агитационных призывов. Контрольные полномочия избирательных комиссий.

Ответственность СМИ и кандидатов за нарушение правил предвыборной агитации.
4. Предвыборная агитация в СМИ: общие условия, недопустимость злоупотреблений, особенности предвыборной агитации в СМИ с государственным участием, в негосударственных СМИ, в муниципальных СМИ.
Предвыборная агитация на радио и телевидении. Особые обязательства государственных СМИ.

Содержание статуса государственных СМИ по законодательству 1994 1996 гг., его эволюция (принцип полного или частичного финансирования за счет бюджетных средств, его содержание и противоречия применения).
Предоставление кандидатам бесплатного эфирного времени на равных основаниях: бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия. Круг обязанных СМИ по законодательству 1995 года: ТРК, которые финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

Иные обязанности государственных и муниципальных ТРК. Формы предвыборной агитации на радио и телевидении (в виде публичных предвыборных дебатов, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах) открытый перечень. Реализация права кандидата самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации. Обязанности ТРК при передаче предвыборных материалов: запрет прерывать рекламой или иными агитационными материалами.

Требования к информационным передачам ТРК, обособление информационных блоков и т.п.
Требования к содержанию теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию (запрет прерывать рекламой и т.п.). Требования к информационным программам.

Недопустимость оплаты информационных материалов, освещающих ход избирательной кампании и не подпадающих под признаки агитационных материалов.
Недостаточность регулирования на уровне закона. Нормотворческие полномочия ЦИК в отношении порядка предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний при обязательном рассмотрении предложений кандидатов, избирательных объединений.



Отсутствие понятийной базы (отсылка к инструкциям ЦИК).
Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях (ППИ). Статус государственных периодических печатных изданий, их обязательства (обеспечивать равные возможности публикации агитационных предвыборных материалов для всех кандидатов).

Круг ППИ, которые не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы. Определение государственных (муниципальных) ППИ: основания для возложения особых обязанностей (состав учредителей или порядок источника финансирования).

Содержание обязанностей. Отсылка к инструкциям ЦИК в части порядка публикации предвыборных материалов.
5. Детализация порядка и условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, в т.ч. государственные, в инструкциях ЦИК. Особое регулирование порядка предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам.

Ограничения для кандидатов, находящихся на государственной службе: запрет злоупотреблять служебным положением, использовать выступления, пресс-конференции и интервью по вопросам служебной деятельности для прямой агитации в пользу своей кандидатуры, критики предвыборных программ своих соперников. Обязанность государственных СМИ обеспечивать равные условия доступа кандидатов к СМИ, а также воздерживаться от проявлений какого-либо предпочтения тому или иному кандидату.
Право кандидатов на предоставление им бесплатного и платного эфирного времени на каналах общероссийских и региональных ГТРК на равных основаниях (продолжительность предоставляемого эфирного времени, времени выхода в эфир, размер и порядок оплаты эфирного времени, иные условия). Особые обязанности государственных СМИ воздерживаться от поддержки либо предпочтения определенных кандидатов в любых формах.

Обязанность предоставлять бесплатное эфирное время по графику, утверждаемому избирательными комиссиями (на каналах общероссийских СМИ ЦИК по результатам жеребьевки с участием представителей кандидатов, СМИ, Судебной палаты по информационным спорам и др.). Возмещение расходов за предоставление бесплатного эфирного времени или печатной площади осуществляется за счет соответствующего бюджета.
Детальность требований инструкций к содержанию и времени выхода агитационных телерадиопрограмм: недопустимость прерывания коммерческой рекламой, иными агитационными материалами, др.; соотнесение времени выхода агитационных материалов на каналах региональных и общероссийских ТРК. Хранение материалов предвыборных передач.
Содержание принципа равных условий предоставления платного и бесплатного времени по критериям продолжительности предоставляемого времени, времени выхода в эфир, размером и порядком оплаты эфирного времени и т.д. Соотношение объемов платного и бесплатного времени, сроки проведения агитации на каналах государственных СМИ, объем и время, в которое агитационные материалы должны размещаться в эфире.

Последствия отказа руководства СМИ (ТРК или ППИ) в предоставлении бесплатного эфирного времени или печатной площади, нарушения принципа равных условий использования СМИ для предвыборной агитации: ответственность, процедура рассмотрения споров.
Порядок использования ППИ: принцип равных условий при платной и бесплатной публикации агитационных предвыборных материалов, определяемых объемом публикаций, местом расположения материала, временем выпуска, размером оплаты печатной площади и иными условиями. Период размещения и максимальный суммарный объем площади, выделяемой для агитационных материалов.
Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях (ППИ) с государственным участием и в муниципальных периодических печатных изданиях. Составление редакцией графика бесплатной публикации предвыборных агитационных материалов по результатам жеребьевки.

Договор на предоставление печатной площади. Существенные условия: вид и сроки публикаций, их объем, размер и порядок оплаты предоставляемых печатных площадей, права и обязанности кандидата и СМИ, др.

Порядок оплаты. Требования к политической рекламе в ППИ.

ППИ, которые не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов.

Недостатки и противоречия законодательства о предвыборной агитации

.
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. 09.06.2001 г.).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
3. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 17 мая 1995 г. 76 ФЗ (утратил силу).
4. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. 90 ФЗ (утратил силу).
5. Федеральный закон Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 138 ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.1998 85 ФЗ).
6. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
7. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
8. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
9. Федеральный закон О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г. 113 ФЗ.
10. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
11. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З
12. Положение О рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.01.2000 72/806 З.
Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Журналистское расследование и право // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 111 131.
3. Иванов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ О выборах Президента Российской Федерации // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. С. 32 39.
4. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах 99. М.: Независимый институт выборов, 2000.

С. 168 197.
5. Иванов И.В. Телевидение и выборы 1999 г.: некоторые организационно-правовые аспекты/ Средства массовой информации и парламентские выборы 1999 года в России/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. С. 46 57.
6. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

2002. М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
7. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
8. Организация и финансирование выборов (ACE Project). СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
9. Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов: законодательство и судебная практика.

М.: Права человека, 2001. 184 с.
10. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 146 182.
11. СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году. / МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. 131 с.
Семинарское занятие 1.
Правовое регулирование предвыборной агитации в 1994 1996 гг. 3 ак. часа.
1.1. Предмет правового регулирования, основные термины, нормативные акты, регулирующие предвыборную агитацию в СМИ 1 ак. час.
1.2. Порядок и условия осуществления предвыборной агитации в СМИ в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы.

Инструкция ЦИК РФ 1 ак. час.
1.3. Порядок и условия осуществления предвыборной агитации в СМИ в период избирательной кампании по выборам Президента РФ.

Инструкция ЦИК РФ 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Система и основные понятия избирательного законодательства 1994-96 гг. в части регулирования предвыборной агитации.
2. Понятие предвыборной агитации по законодательству 1994-96 гг.: определение и признаки; недостатки и противоречия. Применение в практике ЦИК при квалификации агитационных материалов.
3. СМИ как субъекты предвыборной агитации: содержание статуса организаций ТРК и ППИ, права и ограничения.
4. Соотношение положений законов и Инструкций ЦИК. Основные положения подзаконного регулирования, практика применения.
5. Формы проведения агитации через СМИ, права и обязанности кандидатов.
6. Статус журналиста при организации и проведении агитационных мероприятий.
7. Особенности статуса государственных СМИ в предвыборный период. Порядок компенсаций расходов на предоставление бесплатного эфирного времени (печатной площади).
8. Распространение порочащих сведений в предвыборный период: правовые последствия.
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. 09.06.2001 г.).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
3. Федеральный закон Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 138 ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.1998 85 ФЗ).
4. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 17 мая 1995 г. 76 ФЗ (утратил силу).
5. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. 90 ФЗ (утратил силу).
6. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, утвержденная Постановлением
Центризбиркома РФ от 05.04.1996 86/716 П.
7. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 20.09.1995 18/149 П. Литература:
1. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство БЕК, 1995.

121с.
2. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики.

М.: Юрид. лит., 1995. 192 с.
3. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994 1996. Нормативные акты. Практика.

Комментарии. М.: Право и Закон, 1997. 400 с.

Правовое регулирование предвыборной агитациив СМИ в избирательных кампаниях 1997 2002 гг.

1. Законодательство о предвыборной агитации: сходство и отличия в правовом регулировании предвыборной агитации. Определение понятия предвыборная агитация. Формы и виды предвыборной агитации.

Обеспечение равного статуса кандидатов (недопустимость злоупотребления служебным (должностным) положением). Опросы общественного мнения 1 ак. час.
2. СМИ: с государственным и негосударственным участием, муниципальные СМИ, электронные СМИ и периодические печатные издания. Сходство и отличия условий их участия в агитационных кампаниях 1 ак. час.
3. Условия и механизм участия СМИ в избирательных кампаниях: бесплатно и за плату, порядок и объем предоставления эфирного времени (печатной площади (жеребьевка), коллективные мероприятия. Разрешение споров 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Изменения в содержании понятия предвыборная агитация: совершенствование и новые противоречия.
2. Формы и виды предвыборной агитации. Основания квалификации материала как агитационного: практика ЦИК и судебные споры.
3. Особые условия обнародования результатов опросов общественного мнения: сроки, форма и порядок опубликования.
4. Права и обязанности кандидатов в зависимости от уровня выборов и используемого СМИ. Принципы использования СМИ (запрет злоупотребления должностным положением и т.п.).
5. Виды СМИ по источникам финансирования и территории распространения, различие в правах и обязанностях.
6. Принципы и основания предоставления платного и бесплатного эфирного времени (печатной площади) различными СМИ.
7. Условия участия организации СМИ в предвыборной агитации, ограничения и привилегии для специальных СМИ.
8. Основные требования к порядку распределения и распространения агитационных материалов в СМИ.
9. Контролирующие органы: надзорные полномочия избирательных комиссий. Судебная защита избирательных прав.

Порядок разрешения споров.
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. 09.06.2001 г.).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
3. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного cуда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
4. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
Литература:
1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Журналистское расследование и право // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 111 131.
3. Иванов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ
О выборах Президента Российской Федерации // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство. М.: Права человека, 2000.

С. 32 39.
4. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах 99. М.: Независимый институт выборов, 2000.

С. 168 197.
5. Иванов И.В. Телевидение и выборы 1999 г.: некоторые организационно-правовые аспекты/ Средства массовой информации и парламентские выборы 1999 года в России/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. С. 46 57.
6. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
7. Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов: законодательство и судебная практика.

М.: Права человека, 2001. 184 с.
8. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование.

М.: Права человека, 2001. С. 146 182.
9. СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство. М.: Права человека, 2000. 131 с.

Правовое регулирование предвыборной агитации в СМИв избирательных кампаниях по выборам депутатовГосударственной Думы (1999 г.) и ПрезидентаРоссийской Федерации (2000 г.)

1. Новеллы в законодательстве о предвыборной агитации. ЦИК РФ: от функций обеспечения законности избирательных кампаний к функции нормотворчества и диктата.
Положения об агитации в законодательстве о выборах 1999 2000 гг. Гарантии равных условий доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам.

Обязанности СМИ при взаимодействии с избирательными комиссиями (бесплатное эфирное время/печатная площадь для информирования избирателей в государственных СМИ, предоставление необходимых сведений и материалов, давать ответы на обращения). Обязанности кандидатов, работающих в СМИ на время участия в выборах, отказаться от выполнения служебных обязанностей.

Запрет участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
2. Понятие, средства проведения (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) и формы предвыборной агитации (в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах) по законодательству 1999 года. Ненадлежащие субъекты агитации: исчерпывающий перечень, не включающий журналистов и иных работников СМИ.



Содержание раздела