d9e5a92d

Иванов И. В. - СМИ и федеральное законодательство о выборах

Настоящее учебное пособие Средства массовой информации и федеральное законодательство о выборах предназначено для подробного изучения студентами юридических вузов развития законодательства о предвыборной агитации и участия СМИ в выборных кампаниях в период с 1993 г. по настоящее время, а также основных положениях законодательства о предвыборной агитации зарубежных стран. Студенты рассмотрят не только нормативную базу, регулирующую деятельность СМИ в выборный период, ее положительные стороны, просчеты и недостатки, но и тенденции развития российского законодательства.

Также слушателям предстоит рассмотреть законодательство о предвыборной агитации в контексте его соответствия с законодательством о СМИ, законодательством о статусе депутатов Государственной Думы и т.п.
В течение 36 академических часов (15 лекции и 21 семинарские занятия) слушатели получат не только необходимые теоретические знания, но и основные практические навыки, которые они смогут реализовывать в ходе проводимых в РФ избирательных кампаниях: в качестве журналистов, сотрудников избирательных штабов, работников избирательных комиссий, государственных органов и организаций.
Настоящее учебное пособие будет также интересно студентам государственно-правовой (конституционной) специализации. Следует особо отметить, что в связи с постоянно совершенствующимся законодательством РФ о выборах, настоящее пособие должно постоянно обновляться и уточняться.

ВВЕДЕНИЕ


Учебный курс Средства массовой информации и федеральное законодательство о выборах предназначен для изучения студентами юридических факультетов специализации Юрист СМИ, а также может быть использован для организации специального курса в рамках подготовки юристов государственно-правовой специализации.
Предметом изучения данного курса является совокупность отношений, возникающих между средствами массовой информации (редакциями, главными редакторами, журналистами), с одной стороны, и кандидатами (зарегистрированными кандидатами), избирательными объединениями (избирательными объединениями, зарегистрировавшими федеральные избирательные списки), государственными органами и организациями (их должностными лицами), органами местного самоуправления, с другой стороны, в период проведения федеральных выборов, а также в период проведения избирательных кампаний по выборам представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Особое внимание будет уделено законодательным основам участия СМИ в избирательных кампаниях, основным гарантиям СМИ (журналистов), кандидатов (избирательных объединений), избирателей в период выборов, а также изучению и анализу возникающих на практике проблем, механизмам (методам) их преодоления.
Будут изучаться проблемы понятийного аппарата, формы и методы предвыборной агитации, условия участия СМИ в избирательных кампаниях (предоставления эфирного времени (печатной площади) бесплатно и за плату, механизмы такого предоставления, формы предоставления политическая реклама, коллективные мероприятия и т.п.), принципы отграничения предвыборной агитации от информации о выборах, условия опубликования опросов общественного мнения и информации избирательных комиссий, а также другие аспекты участия СМИ в избирательных кампаниях.
Необходимость введения данного курса обусловлена постоянным обновлением законодательства РФ о выборах (особенно
в части предвыборной агитации), его несовершенством и имеющимися противоречиями и пробелами, наметившейся за последние 3 года практикой использования СМИ и их возможностей в деструктивных целях, а также объективной нехваткой профессионализма как самими СМИ, так и избирательными комиссиями и судебными органами.
Серьезное внимание к изучаемой проблематике вызвано также и тем, что в учебных планах юридических факультетов и вузов отсутствуют дисциплины, детально изучающие рассматриваемый комплекс отношений.
Изучение студентами данного курса позволит им получить необходимые знания и навыки для правильной организации работы в выборный период как СМИ (редакций), избирательных штабов, так и избирательных комиссий и судебных органов.
Учебный курс рассчитан на 36 академических часов. Форма проведения занятий включает лекционные (15 ак. часов) и семинарские (21 ак. час) занятия.

Развитие законодательства РФ о предвыборной агитации:причины, тенденции, опасности

Причины:
- конституционный кризис 1993 г. и необходимость преодоления его последствий;
- становление и развитие демократических начал в избирательной системе РФ (альтернативность, участие политических партий и общественных объединений, сочетание мажоритарной системы и системы пропорционального представительства и т.п.);


- совершенствование форм и методов предвыборной агитации, в том числе путем злоупотребления возможностями СМИ;
- необходимость большей защиты прав избирателей;
- совершенствование законодательства о выборах (при его объективном несовершенстве и противоречивости) исходило из позиции, что только нормой права, законодательным путем возможно снять все возникающие проблемы: однако увеличение объема правового регулирования способствует только накоплению проблем.
Тенденции:
За прошедший десятилетний период идеология правового регулирования предвыборной агитации в СМИ изменилась кардинально.
Если в 1993 г. журналисты, как и граждане и общественные объединения, были вправе вести беспрепятственно агитационную деятельность, а СМИ рассматривались как средство обеспечить информационный минимум для каждого кандидата (пределы платной предвыборной агитации были условны), то в 2002 г. СМИ рассматриваются лишь как информационный канал для политиков, лишенный каких-либо прав и собственной позиции, а избиратели, по сути дела, лишены права высказывать собственную точку зрения, права анализировать, критиковать (у избирателей применительно к СМИ остается одно право слушать и смотреть материалы, подготовленные политиками и политическими партиями).
Существенно увеличился объем правового регулирования предвыборной агитации.
Опасности:
- минимизация гарантий прав граждан на полную и достоверную информацию;
- сведение роли СМИ и журналистов к нулю;
- увеличение возможностей государства управлять СМИ, а если нужно бороться.
Первые положения о регулировании
предвыборной агитации в Положении о выборах депутатов
Государственной Думы 1993 года (гл.5)
Гарантия права граждан и общественных объединений на участие в предвыборной агитации. Запрет на участие в предвыборной агитации государственных органов и органов местного самоуправления.

Порядок проведения предвыборных мероприятий: обязанности органов власти, места, где не допускается проведение агитации.
Предвыборная агитация через средства массовой информации (ст.28 Положения). Публикация опросов общественного мнения. Понятие государственных СМИ (учрежденных органами власти или хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления), их обязанность обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов.

Объем и количество выступлений. Требования к срокам и времени выхода в эфир (публикации) предвыборных материалов.

Сроки проведения агитационной кампании, периоды, когда предвыборная агитация запрещается.
Выпуск агитационных печатных материалов: требования к оформлению и содержанию. Меры по пресечению противоправной агитационной деятельности. Запрет на призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности страны, социальной розни в предвыборных программах и агитационных предвыборных материалах. Запрет на распространение материалов, наносящих ущерб чести и достоинству кандидатов.

Контрольные и организационные полномочия ЦИК.
Указ Президента Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года: издан, чтобы обеспечить защиту от незаконного вмешательства в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании и в целях обеспечения беспрепятственной агитации за и против кандидатов в депутаты. Образование Третейского информационного суда.

Первые специальные положенияо предвыборной агитации через СМИ


Новый понятийный аппарат. Определение предвыборной агитации: сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата.

Виды предвыборной агитации, их определения. Разграничение политической рекламы и иных предвыборных материалов с изложением политической программы.
Виды телерадиокомпаний. Сроки предоставления платного и бесплатного эфирного времени, соотношение объемов платного и бесплатного времени. Общий и равный по отношению ко всем кандидатам размер платы. Распределение времени по различным видам агитации; требования к установлению размеров тарифов для различных видов агитации (исходя исключительно из необходимости покрытия убытков, возникших в связи с предоставлением кандидатам, избирательным объединениям времени вещания).

Запрет на изменение расценок в период кампании. Особый порядок компенсации разницы в расценках за размещение предвыборных материалов негосударственным распространителям теле-, радиопрограмм.

Возможность обжалования в суд отказа в выплате компенсации.
Обязанности телекомпаний. Оповещение аудитории о времени выхода предвыборных материалов. Требования к освещению избирательной кампании в информационных программах: размещение отдельным блоком, запрет комментариев. Права кандидатов при организации и проведении предвыборных дебатов.

Права и обязанности организаторов дебатов, ведущих-журналистов. Ограничения для ведущих.
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. 09.06.2001 г.).
2. Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации от 10 октября 1995 г. 2 ФКЗ (в редакции ФКЗ от 27.09.2002 5-ФКЗ).
3. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
56 ФЗ (утратил силу).
4. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 17 мая 1995 г. 76 ФЗ (утратил силу).
5. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. 90 ФЗ (утратил силу).
6. Федеральный закон Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 138 ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.1998 85 ФЗ).
7. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. 124 ФЗ (утратил силу).
8. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. 121 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.04.2001 35 ФЗ, от 10.07.2001 89 ФЗ, от 21.03.2002 31 ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного суда РФ от 25.04.2000 7 П, от 15.01.2002 1 П).
9. Федеральный закон О выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. 228 ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 31 ФЗ).
10. Федеральный закон О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г. 113 ФЗ.
11. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ.
12. Указ Президента РФ Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений в Положение о федеральных органах власти на переходный период от 1 октября 1993 г. 1557 (в ред.

Указа Президента РФ от 04.02.1994 г.).
13. Указ Президента РФ Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года от 29 октября 1993 г. 1792.
14. Положение о порядке использования средств массовой информации избирательными объединениями и кандидатами в депутаты при проведении агитации в ходе выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации, утвержденное Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 ноября 1993 г. 18.
15. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 05.04.1996 86/716 П.
16. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденная Постановлением Центризбиркома РФ от 20.09.1995 18/149 П.
17. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 13.08.1999 8/52 З.
18. Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.10.1999 27/359 З.
19. Положение О рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденные Постановлением ЦИК РФ от 21.01.2000 72/806 З.

Литература:


1. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков.

М.: Права человека, 1999. 180 с.
2. Иванов И.В. Журналистское расследование и право // Выборы и журналистское расследование. М.: Права человека, 2001.

С. 111 131.
3. Иванов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования предвыборной агитации согласно Федеральному закону РФ О выборах Президента Российской Федерации // СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство. М.: Права человека, 2000.

С. 32 39.
4. Иванов И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах 99. М.: Независимый институт выборов, 2000.

С. 168 197.
5. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение.

М.: РЦОИТ, 2002. 144 с.
6. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство БЕК, 1995. 121 с.
7. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
8. Малкин Е.Б. Основы избирательных технологий/ Институт избирательных технологий.

М.: Рус. Панорама, 2002 г. 462 с.
9. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М.: Международный фонд Культурная инициатива, 1993. 96 с.
10. Организация и финансирование выборов (ACE Project).

СМИ и выборы. М.: Институт развития избирательных систем (ИРИС), 2001 г. 209 с.
11. Постников А.Е., Алехичева Л.Г.

Недействительность выборов: законодательство и судебная практика. М.: Права человека, 2001. 184 с.
12. Постников А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование. М.: Права человека, 2001.

С. 146 182.
13. СМИ и предстоящие выборы Президента России в 2000 году/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 1999. 151 с.
14. Средства массовой информации и парламентские выборы 1999 года в России/ МФИС, Московское представительство.

М.: Права человека, 2000. 131 с.
15. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии.

Обзор практики. М.: Юрид. лит., 1995. 192 с.
16. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994 1996. Нормативные акты.

Практика. Комментарии.

М.: Право и Закон, 1997. 400 с.
17. Третейский информационный суд и первые свободные выборы. Сборник нормативных актов и документов.

М.: Юрид. лит., 1994. 112 с.
Семинарское занятие 1.Правовое регулирование предвыборной агитации в 1993 г.3 ак. часа.
1.1. Предмет правового регулирования, основные термины, нормативные акты, регулирующие предвыборную агитацию в СМИ 1 ак. час.
1.2. Общие условия осуществления предвыборной агитации в СМИ, особенности предвыборной агитации в СМИ с государственным участием 1 ак. час.
1.3. Третейский информационный суд: полномочия, регламент, принимаемые решения 1 ак. час.

Контрольные вопросы:


1. Каковы основные предпосылки установления особого правового режима при проведении агитации через СМИ?
2. Основные положения первых источников специального регулирования агитации.
3. Основные понятия нового законодательства и их определения: новизна и возникшие юридические противоречия.
4. Каковы особенности правового режима агитации через различные СМИ? Основания разграничения и практические последствия.
5. Информационные споры: причины возникновения и их субъекты. Процедура разрешения.
6. Полномочия, роль и практика работы Третейского информационного суда.

Законодательные и нормативные акты:


1. Указ Президента РФ Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений в Положение о федеральных органах власти на переходный период от 1 октября 1993 г. 1557 (в ред. Указа Президента РФ от 04.02.1994 г.).
2. Указ Президента РФ Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года от 29 октября 1993 г. 1792.
3. Положение о порядке использования средств массовой информации избирательными объединениями и кандидатами в депутаты при проведении агитации в ходе выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации, утвержденное Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 ноября 1993 г. 18.
Литература:
1. Третейский информационный суд и первые свободные выборы. Сборник нормативных актов и документов.
М.: Юрид. лит., 1994. 112 с.
Семинарское занятие 2.
Основные гарантии прав граждан при осуществлении предвыборной агитации в ходе формирования органов местного самоуправления 1 ак. час.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 138 ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.06.1998 85 ФЗ).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ. Контрольные вопросы:
1. Регулирование выборов на местах в системе избирательного законодательства РФ: нормативная основа и особый предмет регулирования.
2. Соотношение федерального и местного законодательства о выборах.
3. Основные понятия и принципиальные положения закона Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Практика его применения. Литература:
1. Институт выборов в истории России: Библиографический указатель. Калуга, М.: Фонд Символ; РЦОИТ, 2002 . 712 с.
2. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года 55 ФЗ/Центральная избирательная комиссия РФ. М.: Издательство НОРМА, 1999. 760 с.
3. Малкин Е.Б. Основы избирательных технологий/ Институт избирательных технологий.

М.: Рус. Панорама, 2002 г. 462 с.
Семинарское занятие 3.
Предвыборная агитация в СМИ в ходе референдума Российской
Федерации 1 ак. час.
Контрольные вопросы:
1. Место положений ФКЗ О референдуме в системе избирательного законодательства.
2. Положения о предвыборной агитации в ФКЗ О референдуме в РФ.
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации от 10 октября 1995 г. 2 ФКЗ (в редакции ФКЗ от 27.09.2002 5-ФКЗ).
2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г. 67 ФЗ. Литература:
1. Воробьева В.Ю. Проблемы реформирования избирательной системы в постсоветский период/ Северо-Западная академия государственной службы.

СПб.: Издательство НОРМА, 2002. 333 с.
2. Институт выборов в истории России: Библиографический указатель. Калуга, М.: Фонд Символ; РЦОИТ, 2002 . 712 с.
3. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации. В 2 т. / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

2002. М.: Издательство НОРМА, 2002. 408 с.
4. Малкин Е.Б. Основы избирательных технологий/ Институт избирательных технологий.

М.: Рус. Панорама, 2002. 462 с.

Правовое регулирование предвыборной агитации в СМИв избирательных кампаниях 1994 2000 гг

. 1. Предвыборная агитация по законодательству о выборах 1994 1995 гг. Трансформация термина предвыборная агитация. Развитие и совершенствование законодательства о предвыборной агитации.

Создание понятийного аппарата агитационного законодательства. Определение содержания предвыборной агитации через СМИ как деятельности по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов.
Виды и формы предвыборной агитации: выступление, интервью, пресс-конференция, предвыборные дебаты, круглый стол, политическая реклама, отграничение понятия информационной программы.
Особые требования к информационным (не агитационным) программам телерадиокомпаний (ТРК): недопустимость предпочтения по отношению к отдельным кандидатам, размещения политической рекламы в информационных передачах и т.п.
Впервые введено разграничение статуса телерадиокомпаний и периодических печатных изданий (ППИ) в зависимости от территории распространения сигнала и состава учредителей: государственные и муниципальные, общероссийские и региональные СМИ, различие в правах и обязанностях.
Требования к политической рекламе как форме агитационной деятельности: должна содержать четкое указание на лицо, в интересах которого она распространяется, занимать не более 10% используемой кандидатом печатной площади (эфирного времени).



Содержание раздела