d9e5a92d

СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Поэтому отдельные исследователи продолжают утверждать, что туризма как отрасли не существует, поскольку нет производства особого продукта. По их мнению, лишь незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов, большая же их часть занимается удовлетворением потребностей местного населения.

Данная точка зрения не является обоснованной, так как туристская отрасль имеет свой собственный специфический продукт это так называемая комплексная услуга, или тур.
Существует еще несколько подходов к определению понятия туризм. Ряд исследователей рассматривает туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Конгрессом США было принято следующее определение: Туризм это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами постоянного проживания.
Вице-президент Академии туризма М.Б. Биржаков полагает, что туризм это:
1) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста;
2) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская дея-телыюсть осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.
Если руководствоваться данными определениями туризма, то очень сложно сформулировать отличия между такими понятиями, как туризм, туристская деятельность и туристская индустрия.
Одно из первых определений индустрии туризма было дано Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г., согласно которому индустрия туризма это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.
Российские специалисты в области туризма М.Э. Немоляева и Л.Ф.

Ходорков считают, что современная индустрия туризма это группа производств, обеспечивающих удовлетворение потребностей при временном перемещении людей с любой целью, кроме занятий профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемой стране.
В статье 1 Федерального закона Об основах туристской деятельности в Российской Федерации предлагается следующая трактовка данного понятия: Туристская индустрия совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
На Уругвайском раунде ГАТТ было разработано определение туризма, которое включает в себя следующие виды деятельности и услуги:
¦ деятельность туристских организаций туроператоров и тур-агентов;
¦ большинство услуг пассажирского транспорта, включая аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий;
¦ средства размещения и питания;
¦ рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги;
¦ дополнительные (вспомогательные) услуги, например услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги (кредитные карточки, туристские чеки) и вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговлю товарами туристского назначения и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах).
Известным определением туризма является формулировка, данная профессором Лейпером (Новая Зеландия) в 1979 г., в которой он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов: географические элементы, туристы, туристская индустрия. Географические элементы в свою очередь подразделяются на регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации.

Под дестинацией в учебном пособии подразумевается территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.


Туризм часто рассматривается как многомерное и многоликое понятие, что находит отражение в следующем определении: Туризм является одновременно и видом деятельности, и формой рекреации, и отраслью национальной экономики, и способом проведения досуга, и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное мнение. Но, несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие туризм туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами.

Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.
Такое огромное количество различных точек зрения на основополагающие понятия, характеризующие туризм, делают понятной и обоснованной точку зрения исследовательской группы Института туризма Валенсийского политехнического университета обозначить термином туризм туристскую деятельность в целом, поскольку серия терминов индустрия туризма, туристский сектор, туристская деятельность имеет один и тот же смысл и не существует четкой концепции каждого из этих понятий.
Таким образом, одномерно охарактеризовать туризм невозможно, нельзя абсолютизировать ни один из его структурных аспектов. Вице-президент Академии туризма РФ В.И.

Азар дал следующее определение туризма: Туризм это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом.
Для современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов. К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Это утверждение можно продемонстрировать следующим образом. Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе.

Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя туристскую индустрию.
Производители туристских работ, услуг и товаров формируют туристское предложение. Они приобретают производственные ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям (туристам), получая доход от продаж.
Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.).
Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов.

Собранные таким образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристских услуг.
Индустрия туризма должна рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.
Переход к рыночной экономике в России сопровождался возникновением целого ряда новых экономических процессов и появлением в теории и практике хозяйствования категорий, которые ранее не имели широкого распространения. Туристский рынок стал рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере маркетинговых исследований, производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг.

В этих условиях объективно возникла необходимость анализа современных тенденций развития как мирового, так и российского туристских рынков, выявления проблем их функционирования.

СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В 2002 г. туризм доказал свою устойчивость (табл. 1.1).

Согласно данным, поступившим во Всемирную туристскую организацию (ВТО), общее число международных туристских прибытий составило почти 715 млн, это на 22 млн больше, чем в 2001 г., и почти на 19 млн превышает показатель 2000 г., который, по мнению многих экспертов, был рекордным.
Таким образом, предварительные итоги за 2002 г. указывают на следующие изменения в мировом туризме: Европа прочно удерживает первое место, а на вторую строчку рейтинга вышел Азиатско-Тихоокеанский регион, доля которого на мировом рынке туризма поднялась с 15,5% в середине 90-х годов до 18,3% в 2002 г. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил американский рынок доля последнего за этот период сократилась с 19,7 до 16,8%. Рост объемов туристских прибытий на Ближний Восток и африканский континент оказался ниже среднемирового уровня, но при этом оба региона закончили 2002 г. с положительной динамикой.
На долю стран Европы в 2002 г. пришлось 57,7% мирового туристского потока. Лидирующие позиции занимает регион Южного Средиземноморья (Испания, Италия и Греция), доля которого составляет более 20% мирового рынка. Западная Европа отстает всего лишь на 0,5%. Германия сумела сохранить свои позиции по сравнению с 2001 г., Бенилюкс и Австрия зарегистрировали небольшой рост, а объемы въезда в Великобританию выросли более чем на 3%.

Однако темпы роста в Западной Европе ниже общих показателей. Рост международных туристских прибытий в Центральной и Восточной Европе составил в среднем 3,9%, исключениями стали Польша и Чешская Республика, где въезд снизился более чем на 5%.
СО

Международные туристские прибытия по регионам мира в 1990-2002 гг.
Таблица 1.1
Регион мира Международные туристские прибытия, млн туристов Рыночная доля, % Рост туристских прибытий, %
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1995 г. 2002 г. в 2000 г. по сравнению
с 1999 г.
в 2001 г. по сравнению
с 2000 г
в 2002 г. по сравнению
с 2001 г.
Европа 282,2 324,2 402,8 401,4 411,0 58,8 57,5 5,8 -0,3 2,4
Северная Европа 29,1 37,6 44,1 41,5 42,5 6,8 5,9 1,2 -5,9 2,3
Западная Европа 113,8 116,7 141,2 138,9 141,4 21,2 19,8 4,0 -1,6 1,8
Центральная / Восточная Европа 43,8 67,1 76,8 78,0 81,1 12,2 11,3 4,1 1,6 3,9
Южная Средиземн. Европа 95,5 102,7 140,7 143,0 146,1 18,6 20,4 10,4 1,6 2,2
Азия и Тихоокеанский регион 57,7 85,6 115,3 121,0 130,6 15,5 18,3 12,3 5,0 7,9
Северно-Восточная
Азия
28,0 44,1 62,5 65,6 73,4 8,0 10,3 13*2 5,0 11,9
Юго-Восточная Азия 21,5 29,2 37,0 40,1 41,7 5,3 5,8 13,0 8,3 3,9
Океания 5,2 8,1 9,6 9,4 9,6 1,5 1,3 8,7 -2,1 1,1
Южная Азия 3,2 4,2 6,1 5,8 5,9 0,8 0,8 5,4 -4,5 2,0
Американский регион 92,9 108,9 128,3 121,0 120,2 19,7 16,8 5,0 -5,7 -0,6
Северная Америка 71,7 80,5 91,2 85,0 85,3 14,6 11,9 4,9 -6,8 0,4
Карибы 11,4 14,0 17,2 16,9 16,4 2,5 2,3 6,9 -1,9 -3,0
Центральная Америка 1,8 2,6 4,3 4,4 4,8 0,5 0,7 8,9 1.6 9,7
Африка 15,0 20,0 27,0 27,7 28,7 3,6 4,0 3,2 2,5 3,7
Северная Африка 8,4 7,3 10,1 10,6 10,1 1,3 1,4 6,8 4,8 -4,0
Тропическая Африка 6,6 12,7 17,0 17,1 18,6 2,3 2,6 1,2 1,0 8,5
Ближний Восток 9,0 13,1 22,7 21,8 24,1 2,4 3,4 13,1 -3,9 10,6
Итого 456,8 551,7 696,1 692,9 714, 100 100 6,8 -0,5 3,1
Источник: Мировой туризм в 2002 году лучше, чем ожидалось//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. 3.
Более 130 млн международных туристских прибытий было зарегистрировано в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который многие эксперты считают туристским направлением будущего. Лидером здесь среди субрегионов стала Северо-Восточная Азия, где рост прибытий составил почти 12%; за ней следуют Юго-Восточная Азия (рост около 4%) и Южная Азия (рост на 2%). Таким образом, сбылись предсказания специалистов ВТО, согласно которым Китай, включая присоединившиеся к нему Сянган и Аомынь, становится одним из наиболее значимых и привлекательных туристских центров в мире. Среди других государств региона следует отметить Мальдивы, Шри-Ланку и Иран, сохранившие прежние темпы прироста туристского потока, а также Индию, число гостей которой снизилось на 6,6%.
Американский регион явился единственным, который завершил год с отрицательным результатом. При этом следует отметить, что снижение по сравнению с драматическим 2001 г. несколько замедлилось и составило 0,6%. Вместе с тем Северная Америка (США, Канада, Мексика) улучшили свои показатели. Это объясняется положительными результатами развития туризма в Канаде рост на 0,4% по сравнению с 2001 г. На Северную Америку продолжает приходиться внушительный объем туристских прибытий, но по сравнению с 1995 г. эта цифра сократилась с 14,6 до 12%. Карибские острова второй год подряд переживают спад туристского потока, который снизился в 2002 г. на 3% (в 2001 г. уменьшение составило 1,9%). Это, вероятно, явилось следствием проблем, которые переживали авиакомпании США. Еще более заметный спад (на уровне 7%) произошел на южноамериканском рынке. Единственным американским субрегионом, где зарегистрирован рост (на 10%), стала Центральная Америка. Но это относительно небольшие объемы по сравнению с другими субрегионами.
Различную динамику туристских прибытий продемонстрировали в 2002 г. страны Африки. Североафриканские государства потеряли около 4% своих туристов, а подавляющее большинство остальных государств закончили год с заметным приростом, составившим 8,5%.
Но самый удивительный результат продемонстрировали государства Ближнего Востока. Если в 2001 г. в этом регионе был зафиксирован 4%-ный спад гостевых прибытий, то в 2002 г. этот показатель поднялся почти до 11%.
Эксперты подчеркивают, что так называемый синдром 11 сентября все еще оказывает влияние на мировой туристский рынок, хотя его влияние иногда преувеличивается. Фактор террористической угрозы, похоже, уже прочно занял свое место в современном мире, но в 2002 г., как, во всяком случае, считают специалисты ВТО, его влияние на туризм было локальным и ограниченным во времени. Наибольший ущерб индустрии туризма, по-видимому, принес теракт на тунисском курорте Джерба, отразившийся на динамике туристских прибытий всей Северной Африки, поскольку он был совершен в преддверии высокого сезона. Взрывы в Момбасе, произошедшие поздней осенью, оказали на туристскую индустрию Африки гораздо меньшее влияние. Не вызвали серьезного кризиса в туризме и теракты в Индонезии, хотя трагедия на Бали обернулась для страны падением туристского потока на 2,2%. Это свидетельствует о том, что экономическая ситуация в мире оказывает на международный туризм гораздо большее влияние, чем террористическая угроза.
Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 7075% совершаемых в мире поездок приходится на промышленно развитые страны (табл. 1.2).
В 2002 г. увеличилась на 3,2% средняя продолжительность путешествий и составила 9,4 ночи (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень расходов при путешествиях по Европе, что связано с инфляционными процессами и переходом ряда стран на евро, который повлек за собой повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.
Таблица 1.2
Страны-лидеры по международным туристским прибытиям
в 2002 г.
Страна Рейтинг страны по международным туристским прибытиям Количество прибытий в 2002 г., млн туристов Изменение туристских прибытий в 2002 г. по сравнению с 2001 г., %
1990 г. 1995 г. 2002 г.
Франция 1 1 1 76,7 +2,0
Испания 3 3 2 51,7 +3,3
США 2 2 3 45,4 -0,1
Италия 4 4 4 39,1 +1,0
Китай 12 8 5 36,7 +5,1
Источник: Якушев К. ВТО подвела итоги 2000 года//ТТС. 2001. Март; ХвилерЯ. Международный туризм в 2002 году: кризис откладывается//Турбизнес. 2003. 4.
Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд человек, к 2020 г. до 1,5 млрд человек, а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн дол. США. Результаты прогнозного исследования по 10 странам лидерам выездного и въездного туризма в 2020 г. представлены в табл. 1.3 и 1.4.
Таблица 1.3
Страны лидеры выездного туризма в 2020 г.
Страна поставщик туристов Прогнозируемое количество международных поездок, млн Прогнозируемая доля рынка, %
Германия 163,5 10,2
Япония 141,5 8,8
США 123,5 7,7
Китай 100,0 6,2
Великобритания 96,1 6,0
Франция 37,6 2,3
Нидерланды 35,4 2,2
Канада 31,3 2,0
Россия 30,5 1,9
Италия 29,7 1,9
Всего 789,1
Источник: Кобяк М. Мировой рынок гостинично-туристских услуг//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. 2.
Таблица 1.4
Страны лидеры въездного туризма в 2020 г.
Страна Прогнозируемое количество прибытий, млн Прогнозируемая доля рынка, %
Китай 137,1 8,6
США 102,4 6,4
Франция 93,3 5,8
Испания 71,0 4,4
Сянган 58,3 3,7
Италия 52,9 3,3
Великобритания 52,8 3,3
Мексика 48,9 3,1
Россия 47,1 2,9
Чехия 44,0 2,7
Всего 707,8
Источник: Кобяк М. Мировой рынок гостинично-туристских услуг//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. 2.
Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран туризм это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн человек, то прогнозируется, что к 2020 г. в мире будет создано 550 млн рабочих мест.
В настоящее время туризм в различных странах развит очень неравномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристской организации, странами поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где процент населения, выезжающего в заграничные поездки, выше 10. Количество таких стран невелико (1217), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Востбчной Европы, района Персидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, Республика Корея, Сингапур и др.
Странами поставщиками туристов формируется основной поток туристов в развивающиеся государства. Выездной туризм в развивающихся странах представлен слабо.
Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Более детальный анализ позволяет среди многочисленных, воздействующих на развитие туризма факторов выделить главные: политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные и научно-технические.
Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в стране необходимое условие функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важны международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или в отдельно взятом регионе.
Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса (от 40% в Нидерландах до 59% в Италии), а также широко представлена категория лиц с высокими доходами (Нидерланды, Германия, Великобритания), предъявляющих спрос на высококомфортабельные условия размещения и обслуживания (табл. 1.5).
Для населения стран с высоким уровнем жизни характерны высокие расходы на туризм (табл. 1.6). По расходам населения на туризм все страны мира условно можно разделить на три группы:
1) расходы на туризм превышают 500 дол. США на одного жителя;
2) расходы составляют от 150 до 500 дол. США на одного жителя;
3) расходы составляют менее 150 дол. США на одного жителя.
Таблица 1.5
Распределение туристского потока по материальному положению
Страна Категория туристов, %
туристы с невысоким уровнем доходов туристы со средним уровнем доходов туристы с высоким уровнем доходов
Германия 12 45 43
Великобритания 12 51 37
Франция 36 32 32
Италия 31 59 10
Нидерланды 19 40 41
Источник: Азар В. Маркетинговое исследование международных туристов по данным за 90-е годы//ТТ?. 2001. Март.
Таблица 1.6
Среднегодовые расходы населения на туризм в расчете на одного жителя (дол. США)
Государства, где расходы на туризм составляют в год на одного жителя
более 500 дол. США 150500 дол. США менее 150 дол. США
Кувейт Великобритания Корея
Австрия Финляндия Испания
Норвегия Канада Венгрия
Швейцария Австралия Украина
Сингапур Италия Аргентина
Бельгия Люксембург Россия
Дания Франция Румыния
Нидерланды Япония Таиланд
Израиль Чехия Турция
Ирландия США Китай
Германия Польша Индия
Источник: Азар В. Среднегодовые расходы населения на туризм//ТТ?. 2001. Май.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует росту деловой активности населения планеты и появлению различных новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.


Содержание раздела