d9e5a92d

Соразмерное уменьшение покупной цены

В этом случае он будет обязан обеспечить Ваше право на участие в проверке качества. В случае, если после уведомления с Вашей стороны продавца (изготовителя) о Вашем желании участвовать в проверке качества продавец (изготовитель) проведет такую проверку, не уведомив Вас о ее проведении, Вы вправе настаивать на нарушении со стороны продавца требований законодательства и проведении повторной проверки качества или сразу обратиться в суд за защитой своих интересов.
При передаче с Вашей стороны товара для проведения проверки качества необходимо составление какого-либо документа, отражающего, во-первых, сам факт передачи товара на проверку качества, а во-вторых, отражение основных характеристик товара, заявленной неисправности, комплектности товара и т. п. При этом перед тем как подписать такой документ и передать товар продавцу (изготовителю) внимательно ознакомьтесь с его содержанием. В таком документе должно быть четко прописано, что товар передается именно на проверку качества. Никаких положений относительно ремонта (если Вы на него заранее не согласны) не должно быть. При этом нередко Продавец ссылается, что бланк проверки качества и ремонта одинаковый, но в Вашем случае будет проведена имена проверка качества и т. п. Имейте в виду, что, подписав документ, Вы фактически согласились со всеми без исключения содержащимися в нем условиями, а устные разъяснения продавца могут очень быстро забыться.

Поэтому во избежание получения отремонтированного товара вместо проверенного будьте внимательны при передаче товара на проверку качества.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Но при этом будьте готовы, что если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), Вы будете обязаны возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В зависимости от конкретного требования, которое Вы предъявили Продавцу (изготовителю) Вы вправе рассчитывать на соответствующий порядок и срок рассмотрения Вашей претензии.
1. Безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Как правило, чаще всего потребители пользуются правом сервисного (гарантийного) ремонта, чем предъявлением претензии о возмещении расходов на исправление выявленных недостатков. Это связано с тем, что гораздо проще отдать товар для ремонта в соответствующую организацию, осуществляющую гарантийный ремонт товара, чем самому искать ремонтную организацию, получить от нее соответствующий акт осмотра о выявленных недостатка и их причинах, затем осуществить ремонт, получить подтверждающие оплату расходные документы, предъявить их продавцу, и только после этого рассчитывать на возмещение своих расходов.
В случае если Вы предъявили Продавцу (изготовителю) требование о ремонте товара ненадлежащего качества или согласились на ремонт, который предложил Вам продавец, то необходимо иметь ввиду следующее.
! Обратите внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 18 Закона РФ О защите прав потребителей доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Без сомнения, что редко какой продавец самостоятельно будет осуществлять эту функцию. Но если Вы напомните ему о Вашем праве и его обязанности по осуществлению доставки товара или выплате Вам соответствующей компенсации, указав это в претензии, то вряд ли Продавец рискнет столь грубо нарушить действующее законодательство и отказать Вам в Вашем законном праве.


При передаче товара на ремонт обращайте внимание, прежде всего, на сроки его проведения. При этом берите во внимание весь текст документа, где содержатся условия о ремонте, включая текст, написанный мелким шрифтом, а также все сноски и приложения. Нередко в таких документах устанавливается сравнительно небольшой период ремонта, а внизу мелким шрифтом добавляется, в случае отсутствия деталей. в одностороннем порядке ремонт может быть продлен еще на энное количество дней и т. п.
В соответствии с п.1 ст.20 Закона РФ О защите прав потребителей если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно.
Если Вы передаете на ремонт товар длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении с Вашей стороны соответствующего требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить Вам на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Исключение составляют лишь товары длительного пользования, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации от 19 января 1998 г. 55.

На содержащиеся в указанном перечне товары требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта не распространяется. В указанный перечень включены следующие товары:
1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства
2. Мебель
3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла)
4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)
5. Гражданское оружие, основные части гражданского и
служебного огнестрельного оружия.
При этом не забывайте, что обязанность продавца (изготовителя) предоставить Вам на период ремонта аналогичный товар возникает только после Вашего требования об этом (лучше если такое требование будет выполнено в письменной форме).
После того как товар будет отремонтирован, не забудьте проверить насколько правильно соблюдены ваши права в отношении установления гарантийного срока. В соответствии с п. 3, 4 ст.20 Закона РФ О защите прав потребителей в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался.

Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Соразмерное уменьшение покупной цены.

Данное требование довольно редко встречается на практике. Но если Вы все-таки заявили такое требование продавцу (изготовителю), то оно должно быть удовлетворено в течение 10 дней со дня предъявления указанного требования.

При этом необходимо учитывать, что такое уменьшение покупной цены за товар должно быть действительно соразмерно выявленному недостатку. В противном случае продавец будет вправе настаивать либо на изменении суммы такого соразмерного уменьшения либо отказать Вам в Вашем требовании.
В соответствии с п.3 ст.24 Закона РФ О защите прав потребителей в случае предъявления Вами требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.

Замена на товар аналогичной марки (модели, артикула)

Замена товара ненадлежащего качества на аналогичный товар
наиболее популярное требование потребителя наряду с требованием возврата уплаченной за товар суммы. Однако при предъявлении указанного требования необходимо учитывать некоторые особенности. Так, перед тем как заявить указанное требование, было бы неплохо убедиться в том, что такой аналогичный товар действительно имеется в наличии у продавца или может быть достаточно быстро поставлен.

Поскольку в противном случае, продавец будет вправе воспользоваться положением ст. 21 Закона РФ О защите прав потребителей, которое предусматривает, что если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

При этом имейте в виду, что изменить свое требование (например, на требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы) Вы сможете, только если продавец на это согласится. По крайней мере, законодательство прямо не предусматривает такое право потребителя, при условии, что продавец не нарушает иные нормы действующего законодательства.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.
Также, как и в случае передачи товар на ремонт, в случае если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Но при этом еще раз обратите внимание, что это Ваше право, о котором Вы должны самостоятельно заявить продавцу.

Кроме того, это правило не распространяется на те же товары, перечень которых был указан выше, то есть те товары, на период ремонта или замены которых другой аналогичный товар в соответствии с действующим законодательством не предоставляется.
Законодатель прямо указывает, что товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
После того, как Вам обменяли товар проверьте отметку о гарантийном сроке. В соответствии с нормами Закона РФ О защите прав потребителей при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Очень много вопросов возникает у потребителей при обмене товара, в случае, если изменилась стоимость товара. Чаще всего такие вопросы возникают в сфере реализации мобильных телефонов.

Поскольку менее чем за один месяц стоимость телефона одной и той же модели может снизиться до 50 %. В статье 24 Закона РФ О защите прав потребителей указывается, что при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится. В связи с этим, если продавец при замене товара на товар аналогичной модели требует с Вас доплатить разницу в цене (например, в случае его удорожания), то его требования являются абсолютно незаконными.
! Обратите внимание, если Вы приобрели технически сложный и дорогостоящий товар (перечень которых буде приведен ниже) то потребовать его замены на товар аналогичной марки (модели, артикула), а также о замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (и как показывает судебная практика отказаться от исполнения договора и потребовать уплаченной за такой товар денежной суммы) Вы вправе только в случае обнаружения существенных недостатков товара.
В соответствии с преамбулой к Закону РФ О защите прав потребителей существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Таким образом, в ряде случаев совершенно необязательно проводить экспертизу чтобы установить является ли недостаток существенным. Так, например, если товар уже ремонтировался, но после ремонта тот же дефект проявился снова - это существенный недостаток.
Перечень технически сложных товаровутвержден
постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. 575 Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков:
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
2. Мотоциклы, мотороллеры
3. Снегоходы
4. Катера, яхты, лодочные моторы
5. Холодильники и морозильники
6. Стиральные машины автоматические
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы
Также как и в случае передачи товара на ремонт, Вы вправе
рассчитывать, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для замены и (или) возврат их потребителю будет осуществляться силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем.

При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Обратите внимание, что приобретая в одном магазине (у одного продавца) несколько товаров следует учитывать следующее. Такие товары могут представлять собой единое целое (например, мебельный гарнитур, комплект деталей, который представляет собой системный блок и т. п.), а также могут быть самостоятельными по своему назначению и использованию, хотя и используемыми совместно (например, компьютер и монитор, утюг и гладильная доска и т. п.) В связи с этим, хотя, условно можно считать, что у данного продавца Вы приобрели товар и, следовательно в соответствии с Законом РФ О защите прав потребителей в случае выхода из строя одной их частей такого товара можно требовать удовлетворения претензий исходя из всего товара.

То есть требовать обмена всего товара. Такая позиция будет неправомерной и может быть справедливо оспорена продавцом.

Прежде всего будет необходимо определиться какой именно товар приобретен - самостоятельный или основной товар и его комплектующие.
Так, потребитель обратился к продавцу в связи со следующим. Им был приобретен компьютер (системный блок, монитор).

В пределах гарантийного срока выходит из строя монитор. Принять решение о том в отношении всего товара в целом или в отношении отдельной его части должно применяться потребителем с учетом того, является ли товар единым целым или нет.
Так, невозможно требовать обмена всего комплекта товара (системный блок + монитор), в случае, если из строя вышел только монитор. Поскольку в данном случае монитор является самостоятельным товаром, у него есть отдельно выделенная цена, отдельный гарантийный срок.

Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Воспользоваться указанным правом Вы можете независимо от то есть в наличии точно такой же товар, который у Вас испортился или нет. Законодатель предусмотрел для Потребителя возможность выбора -требовать обмена или на точно такой же товар или на товар другой марки (модели, артикула), но при этом предусматривается необходимость перерасчета покупной цены.

Правила такого перерасчета приведены в ч.2 ст.24 Закона РФ О защите прав потребителей, в которой указано, что при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю.
Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
Остальные правила, касающиеся предоставления на время замены другого аналогичного товара, а также необходимость установления существенного недостатка остаются точно такими же, как указывалось для вышеназванного требования.
5. Вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Обратите внимание, что законодатель, хотя и косвенно выводит указанное требование отдельно от остальных, но для того чтобы его заявить совершенно нет необходимости дожидаться повторной поломки или отказа продавца обменять товар ненадлежащего качества, если речь не идет о товарах, подлежащих возврату только в случае выявления существенного недостатка.
Предъявить указанное требование по всем товарам (за
исключением содержащихся в указанном выше перечне) можно при
возникновении любой поломки, даже наипростейшей. Законодатель предоставил потребителям такое право - следовательно можно (и нужно) им пользоваться.
Нередки случаи, когда потребитель совершенно незаконно ограничивает права потребителя, устанавливая правила - товар ненадлежащего качества можно только обменивать и ремонтировать. Возврат денег за товар не производится.

Особенно это касается случаев продажи товара в кредит.
Несмотря на такие противозаконные объявления, Вы вправе предъявить претензию продавцу именно с требованием о возврате денег, уплаченных за товар ненадлежащего качества.
В любом случае в соответствии с ст.22 Закона РФ О защите прав потребителей Ваше требование должно быть удовлетворено в течение десяти дней со дня его предъявления.
При этом, в отличие от порядка обмена товара в случае возврата уплаченной за товар денежной суммы законодателем не предусмотрено увеличение десятидневного срока, если продавец назначит проведение проверки качества. Из этого можно сделать вывод, что десять дней предоставляются, в том числе на проверку качества, тестирование и т. п. мероприятия, необходимые для принятия решения со стороны продавца.

Но в случае, если ответ Вам не предоставлен в течение указанного срока, Вы вправе требовать неустойки в размере 1 % за каждый день просрочки удовлетворения Вашего законного требования.
! Обратите внимание на цену товара и ее разницу в момент, когда Вы возвращаете товара. В соответствии с п.4 ст.24 Закона РФ О защите прав потребителей при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
В настоящее время все больше и больше товаров продается в кредит. Система потребительского кредитования улучшает условия с целью завлечь как можно больше потребителей для выдачи им кредита.
Однако это не застраховывает от потребителей от возможного приобретения некачественной вещи. И если по товарам, приобретенным за наличный расчет продавец еще пытается как-то урегулировать ситуацию в соответствии с действующим законодательством, то в случае приобретения товара в кредит...

Скорее всего продавец, признав ненадлежащее качество товара, будет настоятельно рекомендовать Вам либо отремонтировать товар либо обменять его на аналогичный товар надлежащего качества. Все остальные варианты продавцом, как правило отвергаются еще до приобретения потребителем товара.

Об этом нередко свидетельствуют объявления, в которых указывается Товары купленные в кредит возврату не подлежат и т. п. Такие действия продавца являются нарушением Закона РФ О защите прав потребителей, который в п.5 ст.24 прямо содержит указание на ситуацию с возвратом товара, приобретенного в кредит - в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
Таким образом, прежде чем обращаться к продавцу (изготовителю) с возмущениями о том, что у Вас оказался товар ненадлежащего качества, постарайтесь определиться - какой именно результат Вас устроил в данной ситуации. Законодательство о защите прав потребителей предоставило именно Вам прав и возможность выбора одного из требований в связи с ненадлежащим качеством товара.

И оттого насколько грамотно Вы воспользуетесь предоставленными Вами правами будет зависеть качество и быстрота разрешения сложившейся ситуации.

Как правильно составить и предъявить претензию


Без сомнения, что наилучший способ разрешения сложившейся спорной ситуации - это мирное урегулирование спора. Но, к сожалению, такое происходит далеко не всегда, а в связи с этим необходимо письменно предъявлять продавцу свои претензии, чтобы перевести переговоры в официальную стадию.

И именно оттого насколько правильно Вы начнете эту официальную стадию во многом будет зависеть вероятность получения в дальнейшем положительного результата. Именно в самом первом письменном документе - претензии формируются Ваши основные требования, основные жалобы, то есть закладывается своего рода фундамент дальнейшего общения с продавцом.



Содержание раздела