d9e5a92d

Классификация предприятий общественного питания

1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.
Таким образом, первым этапом надзорного судопроизводства является принципиальное решение вопроса - истребовать дело или нет. Именно поэтому так важно убедить суд надзорной жалобы в том, что в деле действительно имеются нарушения действующего законодательства, то есть необходимо написать (составить) жалобу таким образом, чтобы без истребования дела рассмотрение надзорной жалобы стало вообще невозможным.

Поскольку в случае, если в истребовании дела будет отказано, то фактически на этом обжалование в порядке надзора и заканчивается.
Но если вынесено определение об истребовании дела, то можно считать, что сделан маленький, но важный шаг на пути к поставленной цели.
Так, Потребитель обратился с надзорной жалобой, в которой просил отменить судебное постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение мирового судьи. При этом жалоба была построена таким образом, что все ссылки на доказательства, на произошедшие нарушения делались со ссылкой на материалы дела, то есть не посмотрев материалы дела действительно, было невозможно вынести судебное постановление.

Таким образом, Потребитель действительно смог добиться истребования материалов дела.
Следует обратить внимание, что в случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.
При этом следует учесть, что принятие судом надзорной инстанции решения истребовать дело все еще не означает, что оно будет рассмотрено по существу. Такое решение принимается только после изучения материалов дела.

И если действительно, если будут обнаружены существенные нарушения, то суд надзорной инстанции вправе вынести определение о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции.
В остальных случаях суд надзорной инстанции выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
В случае если и это этап пройден Вами благополучно, то можно сказать, что Вы вышли на финишную прямую. После того как судом будет принято решение рассмотреть судебное дело все участвующие в деле лица должны быть извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Но при этом следует учесть, что неявка кого-либо из участников судебного процесса (в том числе истца или ответчика) или неявка всех участников не препятствует рассмотрению дела. Поэтому, если Вы намереваетесь участвовать в судебном заседании, но по каким-либо обстоятельствам не успеваете на судебное заседание, Вы вправе ходатайствовать перед судом о назначении другой даты для судебного заседания.

При этом Вы должны обоснованно доказать, что в Ваше отсутствие дело действительно не может быть рассмотрено или такое рассмотрение существенно ущемит Ваши законные права и интересы.
Итак, дело истребовано и изучено, судебное заседание назначено, что же происходит дальше. Прежде всего, законодателем ограничен срок рассмотрения судом надзорной инстанции в судебном заседании - не более чем месяц.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.
В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.
В случае, если Вы явились в судебное заседание, то Вам в обязательном порядке предоставят возможность дать объяснения по делу. В связи с этим лучше подготовиться заранее и составить такие объяснения в письменной форме.
По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам Российской Федерации выносят определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.


Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй или
надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй или
надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй или
надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу.
Определение или постановление суда надзорной инстанции
вступает в законную силу со дня его принятия.
Таким образом, как представляется бороться стоит до последнего момента. Если судебные акты, принятые первой и(или) второй инстанцией незаконны на Ваш взгляд, то необходимо прежде всего убедить в этом судебные органы.

Классификация предприятий общественного питания


В настоящее время все быстрее и быстрее развивается сеть предприятий общественного питания - от самых простейших, в которых можно почти на бегу перекусить пирожком с чаем, налитым в одноразовый стаканчик до самых изысканных ресторанов высшего класса, в которых удовлетворят каприз любого гурмана. В данном случае действует принцип спрос рождает предложение.

То есть все вышеперечисленные предприятия общественного питания, несомненно, пользуются спросом у потребителей. Ведь посетители указанных заведений также являются потребителями, и на них также распространяет действие Закон РФ О защите прав потребителей.

Но если, покупая товар, практически каждый покупатель понимает, что он потребитель и хотя бы примерно, но знает, что имеет те или иные права, то при посещении кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания посетители знают о своих правах значительно меньше, да и обращаются за их защитой значительно реже. Связано это, прежде всего со спецификой самой отрасли. Действительно доказать, что Вам вчера подали несвежий салат гораздо сложнее, чем доказать, что Вам вчера продали некачественный утюг. Кроме того, общая пропаганда защиты прав потребителей направлена обычно лишь в отношении товаров, но не услуг.

Несмотря на определенные особенности и связанные с этим сложности все же следует знать, пользоваться и защищать свои права при посещении предприятий общественного питания.
Однако прежде чем добиваться от работников предприятия общественного питания соблюдения тех или иных Ваших прав необходимо учесть, что в зависимости от разновидности предприятия общественного питания будет различаться и комплекс услуг, на которое Вы будете вправе рассчитывать посещая то или иное заведения. Для единообразного определения таких прав и обязанностей предприятия общественного питания принято классифицировать.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. 1036 Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания, с изменениями от 21 мая 2001 г. (далее по тексту ПП РФ Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания) услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Основным документом, устанавливающим классификацию предприятий общественного питания является ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 5 апреля 1995 г. 198, который был введен в действие с 1 июля 1995 года.

Несмотря на то, что согласно статье 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ О техническом регулировании с 1 июля 2003 г. впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, указанный стандарт по-прежнему остается наиболее часто используемым при необходимости классификации предприятий общественного питания, в том числе в судебной практике.
Указанный стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов. Положения данного стандарта распространяются на предприятия общественного питания различных организационно-правовых форм.
В вышеназванном стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).
Тип предприятия общественного питания - вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
В соответствии с указанным стандартом предусмотрены следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:
- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность (материальную базу, инженернотехническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т. д.);
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.);
- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре
предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- люкс - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
- высший - оригинальность интерьера, выбор услуг,
комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;
- первый - гармоничность, комфортность и выбор услуг,
разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т. ч. заказных и фирменных - для баров.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.
Рестораны различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;
- по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.
Бары различают:
- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;
- по специфике обслуживания потребителей - видео-бар, варьете-бар и др.
Кафе различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная;
- по контингенту потребителей - кафе-молодежное, детское и др.
Столовые различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;
- по обслуживанию контингенту потребителей - школьная, студенческая и др.;
- по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы .
Закусочные разделяют:
- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т. д.).
Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.
Несмотря на то, что предприятии общественного питания различаются по типам, классам и другим характеристикам существуют общие требования, которые предъявляются к таким предприятиям именно как к предприятиям общественного питания. И, следовательно, потребитель, посещая любое предприятие общественного питания вышеназванных типов и класса вправе рассчитывать (а, следовательно, и требовать) выполнения в нем следующих общих требований в соответствии с разделом 5 ГОСТа. 50762-95 Общественное питание.

Классификация предприятий.
На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения Правил производства и реализации продукции общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.
На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:
- санитарно-гигиенические и технологические требования,
сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;
- требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов;
- экологической безопасности;
- противопожарной безопасности;
- электробезопасности.
Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.
На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:
- проведение погрузочно-разгрузочных работ;
- складирование тары;
- размещение контейнеров с мусором;
- сжигание мусора, порожней тары, отходов.
Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.
Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должно соответствовать санитарным нормам и правилам.
На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.
Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающим необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.
Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.
Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.
В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.
Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.
Кроме соблюдения вышеуказанных требований потребитель предприятия общественного питания в зависимости от его типа и класса вправе рассчитывать на соблюдение следующих требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, которые в соответствии с ГОСТом 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий, подразделяются по следующим направлениям, приведенным в таблицах 1-4 (Знак + обозначает предусматривается; знак - не предусматривается).
Таблица 1. Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий общественного питания различных типов и
классов

Требования к
предприятиям
Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столов
ая
Закусоч
ная
люк
с
выс
ший
перв
ый
люкс высш
ИЙ
перв
ый
1. Внешний вид
предприятия
+ + + +- + + - - -
1.1. Вывеска световая с
элементами оформления
- - -
обычная - - - + + +
2. Оформление залов и
помещений для
потребителей
2.1 Использование
изысканных
декоративных элементов
+ 4-


2.2 Использование
оригинальных
декоративных элементов
(светильников,
драпировок и др.)
¦4- -4- -4- +
2.3 Использование
декоративных элементов,
создающих единство
стиля
+ +* +
3. Наличие эстрады и
танцевальной площадки
Ф ¦4- -4
4. Наличие банкетного
зала, отдельных кабин
+ + +
5. Микр окли мат
5.1 Система
кондиционирования
воздуха с автоматическим
поддержанием
оптимальных параметров
¦4- ¦4- -4 -4-


температуры и влажности
5.2 Система вентиляции,
обеспечивающая
допустимые параметры
температуры и влажности
-4- -4- + + 4-
^Диетические отделения, специальные зоны для обслуживания преподавателей, учащихся
младших классов
Таблица 2. Требования к мебели, столовой посуде, приборам,

Требования к
предприятиям
Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столов
ая
Закусоч
ная
люк
с
выс
ший
перв
ый
люкс высш
ИЙ
перв
ый
1. Мебель
+ + + +
стандартная. - - +
- - + + + +
1.1 Столы:
мягкое покрытие + + - + + - - - -
полиэфирное покрытие - - + - - + + '
гигиеническое покрытие - - - - - - - + +
столы, кронштейны для
приема пищи стоя *(2)
+


1.2 Кресла (диваны,
банкетки и др.):
мягкие (в холле и
вестибюле)
+ + + + *
мягкие с подлокотниками
в обеденном зале
+ + + + '
полумягкие - - + - - + - - -
1.3 Наличие столов
различной вместимости
(2, 4, 6 мест и др.)
Определяется с учетом конкретных условий
2. Столовая посуда и
приборы
2.1 Металлическая посуда
и столовые приборы:
из мельхиора или
нейзильбера, или
нержавеющей стали
+ + + +


из нержавеющей стали - - % - - + + - -
из аллюмикия - - - - - - - 4- 4
2.2 Фарфоро-фаянсовая
посуда с монограммой
или художественно
оформленная
+ + + +
2.3 Пол у фарфоровая,
фаянсовая посуда
4- 4- 4- 4- 4
2.4. Сортовая стеклянная
посуда:
хрусталь, художественно
оформленная посуда из
выдувного стекла
+ + + +
сортовая стеклянная
посуда
4- 4- 4-
без рисунка из
прессованного стекла
+*(4) 4-*(4)
3. Столовое белье:
3.1 Скатерти белые или
цветные
+*(5
)
+*(5) +*(5) +*(5
)
Скатерти фирменные 4- - - 4 - - - - -
3.2 Салфетки
индивидуального
пользования
(полотняные)
+ + +*(6) + + 4*(б
)
бумажные салфетки - - - - - - 4- 4- 4
3.3 Смена столового
белья после
обслуживания
потребителя
4- 4- 4- f

*(1) Может быть использована в отдельных видах закусочных.
*(2) Допускается в отдельных видах кафе.
*(3) В тематических ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов люкс, высший и барах класса люкс допускается использование посуды из керамики, дерева и т. п.
*(4) Допускается применение посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т. д.
*(5) В специализированных ресторанах и барах классов высший, первый при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.
*(6) Допускается замена индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.
Таблица 3. Требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов

Требования Тип предприятия
Ресторан Бар Кафе Столов
ая
Закусон
ная
люк
с
выс
ший
перв
ый
люкс высш
ИЙ
перв
ый
1. Меню и прейскурант с
эмблемой (фирменным
знаком) предприятия
на национальном и
русском языках
+*(1
)
+*(1
)
+ +*0) +*(1) + + + +
типографским способом + + - + + - - - -
машинописным способом - - - - - - + - +
оформление другими
способами
+ + +
обложка из мелованной
бумаги,картона,
кожезаменителя и др.
+ + + +



Содержание раздела