d9e5a92d

Как правильно составить и предъявить претензию

И изменить их без достаточных к тому оснований в дальнейшем практически невозможно. Порой просто некорректные формулировки могут позволить продавцу использовать такие недочеты в своих интересах.
Претензия - письменный документ. Следовательно, она должна обладать основными признаками документа.
Прежде всего, в претензии должно быть точно указано - кому она адресована. Для этого необходимо определиться, кому именно Вы планируете предъявлять претензию.
В случае, если подача претензии обусловлена необходимостью обмена (возврата) товара надлежащего качества, то в соответствии с ст.25 Закона РФ О защите прав потребителей то обратиться с таким требованием (а следовательно и с претензией) продавец вправе только к продавцу, у которого был приобретен этот товар.
В случае приобретения товара ненадлежащего качества в соответствии с ст.18 Закона РФ О защите прав потребителей требования потребителя могут быть предъявлены продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру или изготовителю, организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним. Право выбора предоставлено потребителю.
Конечно, большинство претензий предъявляются продавцу.
! Обратите внимание, что в случае приобретения товара в одном из магазинов торговой сети, Вы вправе обратиться с претензией в любой из магазинов данной торговой сети при условии, что они действуют от одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Это возможно, поскольку претензия предъявляется продавцу в смысле Закона РФ О защите прав потребителей. В соответствии с преамбулой Закона РФ О защите прав потребителей продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Следовательно, претензия предъявляется не конкретной торговой точке, в которой был приобретен товар, а юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Торговая точка в данном случае может служить лишь местом предъявления претензии, но и это, как будет указано ниже, не всегда бывает оправданным.
Таким образом, выбрав кому именно Вы адресуете претензию, укажите соответственно статус адресата (продавец, изготовитель, импортер и т. д.), его наименование (если это юридическое лицо) или Ф.И.О. (если это индивидуальный предприниматель) и место его нахождения.
При указании наименования (Ф.И.О.) и особенно адреса будьте очень внимательны. В случае, если Вы по каким-либо причинам укажете неверную информацию и впоследствии не сможете доказать, что именно такая информация была представлена Вам самим продавцом, изготовителем и т. п., то это будет являться ненадлежащим уведомлением, что в свою очередь может повлечь в некоторых случаях и отказ от удовлетворения Вашего пусть и законного требования.
Информацию о наименовании (Ф.И.О.) продавца, изготовителя и т. д. можно получить, прежде всего, из кассового и товарного чека (если они у Вас сохранились), а также из документации, прилагаемой к товару, расположенной на нем. В этом случае у Вас останутся доказательства, где именно Вы нашли соответствующую информацию.
Уточнить адрес, на который необходимо отправлять (приносить) претензию можно прежде всего из информации, имеющейся в самом магазине (торговой точке). Как правило оформляются специальные стенды для потребителей, где содержится вся необходимая информация.

Кроме того, информация о месте нахождения продавца, изготовителя может находится на товарном чеке, в руководстве по эксплуатации и других приложенных к товару документах.
Скорее всего возникнет вопрос - зачем нужно усложнять ситуацию и искать како-то адрес, когда можно прислать просто по адресу магазина или принести претензию непосредственно в него. С одной стороны, действительно можно. Но как уже указывалось выше, продавцом, изготовителем в любом случае является не торговая точка, а конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, поэтому в соответствии с действующим законодательством Вы обязаны уведомить надлежащим образом именно его. Выслать претензию на адрес магазина (торговой точки), в котором приобретался товар действительно можно и это будет абсолютно законно.

При этом лучше действительно выслать почтой указанную претензию, поскольку, если Вы ее принесете в магазин, то принимать у Вас ее будет кто-то из работников. Но не факт, что они передадут ее непосредственно руководителю или индивидуальному предпринимателя.

А если этого не произойдет, то продавец, изготовитель будет совершенно обоснованно указывать на отсутствие его надлежащего уведомления. При этом то, что Вы передали претензию одному из работников этого магазина, и он даже расписался на втором экземпляре, еще не доказывает того, что Вы уведомили именно это юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.



Именно поэтому лучший способ надлежащего уведомления - почтовое отправление претензии (заказным письмом с уведомлением) на адрес либо магазина, либо адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя (если они не совпадают).
В крайнем случае, если выяснить адрес продавца, изготовителя не представляется возможным, также как и отправить почтовое отправление (например, в случае, когда товар приобретен в торговой точке на улице), то можно обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о интересующем Вас юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из Единого реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Для этого необходимо знать лишь наименование юридического лица или Ф.И.О.
индивидуального предпринимателя. Выдача такой информации является платной и для получения необходимых сведений будет необходимо уплатить госпошлину в бюджет в размере 200 рублей. После подачи заявления и приложенной к нему квитанции об уплате госпошлины через пять дней Вам выдадут выписку из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП, в которой среди прочих сведений будет также указан необходимый Вам адрес.

Впоследствии Вы вправе взыскать с продавца, изготовителя уплаченную Вами госпошлину, так как Вам пришлось ее платить по вине продавца, изготовителя, то есть Вы понесли убытки.
После того, как Вы указали адресата и его адрес, необходимо указать от кого претензию, то есть написать свои Ф.И.О., фактический адрес, а также указать контактный телефон, по которому с Вами можно связаться, в случае если продавец, изготовитель сочтет это необходимым в целях экономии времени или при необходимости что-то уточнить.
В тексте самой претензии должно быть указано, когда и где приобретался товар. Должны быть указаны точные характеристики товара, его наименование, артикул, размер, модель, серийный номер и т. п. Затем необходимо указать сведения о наличии либо отсутствии гарантийного срока на товар.

После этого описывается, что именно Вас не устраивает в товаре, чем он Вам не подходит (если Вы хотите обменять товар надлежащего качества) или описывается подробно недостаток товара (если речь идет о ненадлежащем качестве товара).
Самая важная часть претензии - Ваше требование. Оно должно быть сформулировано предельно четко и в соответствии с действующим законодательством.
Не забудьте указать дату составления претензии и поставить свою подпись.
Правильно составленная претензия - это больше половины успеха в Вашем начинании, поэтому отнеситесь очень внимательно и ответственно к этому мероприятию. Не стоит писать претензию, находясь прямо в магазине, среди толпы покупателей или того хуже под диктовку самого продавца.

Законодатель установил достаточно большие сроки для предъявления претензии, и нет никакой необходимости так спешить.
После того как претензия составлена, к ней желательно приложить копии подтверждающих документов. Это могут быть кассовый и(или) товарный чек, акты осмотров технической (сервисной) службой, гарантийный талон и т. п. В принципе законодатель не указывает на необходимость приложения копий указанных документов, но их наличие упрощает возможность продавца, изготовителя установить факт покупки товара, повторности недостатка, наличия существенного недостатка и т. п. необходимых обстоятельств и экономит время.
Ниже приведены образцы некоторых претензий, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю) в зависимости от различных обстоятельств и выбранного Вами требования.
Образцы претензий об обмене (возврате) товара надлежащего качества
Образец 1.
ООО Ромашка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
20 декабря 2006 года мной был приобретен синий джемпер (размер 46, состав 50 % шерсть, 50 % акрил, артикул 23401) стоимостью 2400 (Две тысячи четыреста) рублей. Указанный джемпер не подходит мне по размеру (слишком большой), в связи с чем в соответствии с ст.25 Закона РФ О защите прав потребителей прошу обменять мне указанный джемпер на аналогичный, но 44 размера.
Кассовый чек, подтверждающий приобретение указанного
джемпера прилагаю.
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образец 2.ООО Ромашка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
20 декабря 2006 года мной было приобретено красное вечернее платье (размер 46, артикул 25451) стоимостью 12 400 (Двенадцать тысяч четыреста) рублей. Указанное платье не подходит мне по расцветке.
Поскольку аналогичное платье другой расцветки в продаже в Вашем магазине отсутствует и в соответствии с ст.25 Закона РФ О защите прав потребителей отказываюсь от исполнения договора купли-продажи и прошу вернуть мне уплаченную за товар денежную сумму в размере 12 400 (Двенадцать тысяч четыреста) рублей.
Кассовый чек, подтверждающий приобретение указанного вечернего платья прилагаю.
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образец 3.
ООО Ромашка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
02 декабря 2006 года по каталогу Вашего магазина мной был приобретен радиоприемник (номер по каталогу 351) стоимостью 1 200 (Одна тысяча двести) рублей. При получении товара мне в письменной форме не было разъяснено, что я могу отказаться от этого товара после его передачи в течение семи дней.

В связи с этим в соответствии с п.4 ст.26.1 Закона РФ О защите прав потребителей я вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.
Указанный товар мне не подходит. Радиоприемником я не пользовалась, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также квитанция о приобретении указанного товара.

На основании вышеизложенного я возвращаю радиоприемник и прошу возвратить мне денежную сумму, уплаченную за товар, за исключением Ваших расходов на доставку Вам товара.
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образцы претензий в связи с ненадлежащим качеством товара
Образец 1.
ООО Ромашка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
09 сентября 2006 года в магазине Ромашка, расположенном по адресу г. Энск, ул. Энская, ХХ, мной был приобретен телефонный аппарата Philips 639 серийный номер ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ стоимостью 5499 (Пять тысяч четыреста девяносто девять) рублей.

На телефонный аппарат установлен гарантийный срок - 12 месяцев.
20 декабря 2006 года (то есть в период гарантийного срока) указанный телефонный аппарат вышел из строя, а именно - перестал принимать входящие звонки, очень быстро разряжал заряд.
Считаю, что мне был продан товар ненадлежащего качества, в связи с чем на основании ст.18 Закона РФ О защите прав потребителей отказываюсь от исполнения договора купли-продажи и прошу вернуть мне уплаченную за телефонный аппарат денежную сумму в размере 5499 (Пять тысяч четыреста девяносто девять) рублей.
Приложение: копия гарантийного талона, кассового и товарного
чека
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образец 2.
ООО Паутинка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
10 августа 2006 года в магазине Паутина, расположенном по адресу г. Энск, ул. Энская, ХХ, мной был приобретен телевизор Philips серийный номер ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ стоимостью 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

На телевизор установлен гарантийный срок - 12 месяцев.
15 сентября 2006 года (то есть в период гарантийного срока) указанный телевизор вышел из строя, а именно - перестал включаться. Я обратилась в Ваш магазин, и мне предложили его отремонтировать.

Телевизор был сдан в гарантийную мастерскую, и 20 сентября мне его вернули отремонтированным.
В настоящее время проявился тот же самый дефект - телевизор перестал включаться. Считаю, что мне был продан товар ненадлежащего качества, имеющий существенный недостаток в связи с чем на основании ст.18 Закона РФ О защите прав потребителей оказываюсь от исполнения договора купли-продажи и прошу вернуть мне уплаченную за телефонный аппарат денежную сумму в размере 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей.
Приложение: копия гарантийного талона, кассового и товарного чека, акт ремонта сервисной службы
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образец 3.
ООО Ромашка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
09 сентября 2005 года в магазине Ромашка, расположенном по адресу г. Энск, ул. Энская, ХХ, мной был приобретен утюг Philips серийный номер ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ стоимостью 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

На утюг установлен гарантийный срок - 12 месяцев.
20 декабря 2006 года, то есть по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня приобретения, указанный утюг вышел из строя, а именно - перестал нагреваться.
В соответствии с п.5 ст. 19 Закона РФ О защите прав
потребителей в случае, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статье 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В независимом экспертном центре был проведен технический осмотр утюга, и было установлено, что указанный недостаток возник вследствие производственного брака в момент изготовления указанного утюга.
Принимая во внимание вышеизложенное, прошу обменять мне указанный утюг на аналогичный утюг надлежащего качества.
Приложение: копия гарантийного талона, кассового и товарного чека, акт технического осмотра.
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образец 4.
ООО Паутинка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
15 сентября 2006 года в магазине Паутинка, расположенном по адресу г. Энск, ул. Энская, ХХ, мной был приобретен монитор LG серийный номер ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ стоимостью 8 000 (Восемь тысяч) рублей.

На монитор установлен гарантийный срок - 12 месяцев.
26 декабря 2006 года (то есть в период гарантийного срока) указанный монитор вышел из строя, а именно - по центру появилась красная точка, которая в процессе работы увеличивается.
Считаю, что мне был продан товар ненадлежащего качества в связи с чем на основании ст.18 Закона РФ О защите прав потребителей прошу отремонтировать указанный товар.
В соответствии с указанным выше Законом прошу безвозмездно предоставить мне на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за Ваш счет
Приложение: копия гарантийного талона, кассового и товарного
чека
21.12.2006 г._Иванова М.П.
Образец 5.
ООО Паутинка
г. Энск, улица Энская, д. ХХ офис ХХХХ
Ивановой Марины Петровны проживающей г. Энск, проспект Энский, д. ХХ, кв. ХХ
контактный телефон ХХ-ХХ-ХХ
ПРЕТЕНЗИЯ
12 декабря 2006 года в магазине Паутинка, расположенном по адресу г. Энск, ул. Энская, ХХ, мной был приобретен DVD-плеер Samsung серийный номер ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ стоимостью 3 000 (Три тысячи) рублей.

На плеер установлен гарантийный срок - 6 месяцев.
Через неделю, то есть 19 декабря 2006 года у указанного плеера начал заедать приемник диска.
Кассовый чек на указанный товар у меня не сохранился, но приобретение данного товара в Вашем магазине может подтвердить моя подруга Прохорова Елена Сергеевна, которая была вместе со мной в момент покупки. Кроме того, на гарантийном талоне стоит оттиск печати Вашей организации и дата покупки.
Считаю, что мне продан товар ненадлежащего качества и на основании ст.18 Закона РФ О защите прав потребителей прошу уменьшить покупную стоимость товара на 500 (Пятьсот) рублей в связи с обнаруженным дефектом и компенсировать мне указанную денежную сумму.
Приложение: копия гарантийного талона
21.12.2006 г._Иванова М.П.

Как обратиться в суд и успешно участвовать в судебном процессе


Ситуации бывают разные и, к сожалению, не всегда удается разрешить возникшие проблемы после приобретения товара только с помощью претензии. Продавец может проигнорировать Ваше обращение или ответить Вам отказом, который по Вашему мнению не обоснован и нарушает Ваши права согласно действующему законодательства.

Причины могут быть различными, но выход в этом случае может быть только один - обращение в суд. Конечно, можно махнуть рукой и забыть о приобретенном товаре, который вышел из строя или просто не понравился, особенно если речь идет о не очень дорогостоящих вещах.

Но если Вы уверены в своей правоте, то все же стоит идти до конца, тем более, что все финансовые и временные затраты могут быть компенсированы по окончании судебного заседания, если Ваша правота действительно подтвердится.
Статья 17 Закона РФ О защите прав потребителей предусматривает судебную защиту прав потребителей. В соответствии с указанной статьей потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, поэтому Вам не придется нести какие-либо дополнительные финансовые затраты.
Кроме того, этой же статьей для удобства потребителей предусмотрено, что иск о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является
индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Таким образом, именно Вам предоставлено право выбирать, в какой именно суд Вам удобнее обратиться. Как правило, наиболее удобный вариант - суд по жительства или пребывания суда, но все зависит от конкретных обстоятельств.
Прежде чем обращаться в суд необходимо также определиться - в чьей подсудности будет дело - у мирового судьи или федерального. Это напрямую зависит от величины иска, то есть размера Ваших требований в денежном эквиваленте. В соответствии с ст.23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции, в числе других дел, также дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятьсот минимальных размеров оплаты труд, установленных федеральным законом на день подачи заявления. В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июня 2000 г. 82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда.

В ст.5 указанного закона устанавливается, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, мировой судья вправе рассмотреть иск, денежная оценка которого не превышает 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей.

В соответствии с ст.24 ГПК РФ гражданские дела, имеющие имущественную оценку, превышающую 50 000 рублей рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Таким образом, если Ваши требования суммарно ограничиваются денежной суммой, не превышающей 50 000 рублей, то исковое заявление будет необходимо подавать мировому судье. Если же Вы требуете от ответчика больше указанной суммы, то иск необходимо подавать в федеральный суд.
После того, как Вы определились с выбором суда, в который необходимо подавать исковое заявление, остается самое важное -составить исковое заявление и приложить к нему необходимые документы в подтверждение изложенных в исковом заявлении сведений.
В соответствии с ст. 131 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (далее по тексту ГПК РФ) исковое заявление подается в суд в письменной форме.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление. Наименование суда должно быть полным и правильным, поэтому перед тем как написать наименование суда необходимо уточнить его правильное наименование;
2) наименование истца, его место жительства. Указывается полностью Ваше фамилия, имя, отчество, а также Ваш адрес. При этом необходимо указать адрес Вашего фактического места проживания, а также по возможности контактный номер телефона;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения. Ответчиком в данном случае, как уже указывалось выше по Вашему выбору или в зависимости от положений закона могут являться продавец, изготовитель, импортер, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель.

Но при этом следует также учитывать, что обращение к уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю возможно и правомерно только в том случае, если они действительно наделены полномочиями выполнять требования, которые Вы заявляете в исковом заявлении. Поэтому прежде чем предъявлять иск в адрес указанных лиц необходимо уточнить их полномочия.

Так, например, большинство гарантийных (сервисных) центров являются уполномоченными изготовителем организациями (индивидуальными предпринимателями). Но при этом изготовитель наделил их, как правилом, единственным полномочием - осуществлять ремонт товаров. Поэтому предъявлять к такой уполномоченной организации (предпринимателю) требование об обмене товара на аналогичный или о возврате уплаченной за него денежной суммы будет просто бессмысленно.

Полномочий на выполнение указанных функций у данной организации (предпринимателя) нет.
Как правило, вышеуказанные сведения, перечисленные в п. 1-3 указываются в верхнем правом углу искового заявления. Затем посередине строки пишется наименование, например Исковое заявление об отказе исполнении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, уплаченных за товар, неустойки и морального вреда.

Далее начинается непосредственно текст самого искового заявления. В качестве его обязательных составляющих должно быть указано следующее:
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. В данном разделе искового заявления излагается, какой именно товар был приобретен, когда состоялась покупка, его стоимость, порядок приобретения товара - в кредит или за наличный расчет, а также другая необходимая информация о товаре. Указывается, что явилось причиной Вашего обращения в суд;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В качестве таких доказательств могут приводиться письменные документы - например, копия претензии с отметкой ответчика о ее получении или копия почтовой квитанции об отправлении такой претензии, акты (заключения) сервисных (гарантийных) центров и т.



Содержание раздела