d9e5a92d

Методика экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя

12. а) зачастую я избегаю занимать позицию,, которая может вызвать споры;
6) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. а) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения; б) я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого; б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека; б) я отстаиваю свои желания.
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас; б) иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность
за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям; б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. а) я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов; б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов. Число баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях (табл.

3).
Таблица 3
Методика обработки результатов

вопроса Соперни
чество
Сотрудниче
ство
Компро
мисс
Отстра
нение
Приспособ
ленке
1 а б
2 б а
3 а .1 _. . б
4 а ) ¦ б
5 а б


Таблица 3 (продолжение)
вопроса Соперни
чество
Сотрудниче
ство
Компро
мисс
Отстра
нение
Приспособ
ление
6 6 а
7 б а
а а б
9 б ¦
а
10 а б
11 а б
12 б а
13 б а
14 б а
15 Г б а
16 б а
17 а б
18 б а
19 а б
20 а б
21 б а
22 6 а
23 а б
24 5 а
25 а ' б
26 б а
27 а б
28 а б
29 а б
30 б _J. а
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна
Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите да, если же оно неверно, то нет
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.


17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов. Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех работающих вопросов по следующей схеме: . дана вопросы 1, 2,3,4,5, 8,11,14, 15,16, 20; - нет на вопросы 6, 7, 9,10,12,13,17,18,19,
Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими полностью соответствующим социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Методика диагностики направленности личности Б. Басса Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: а, б, в. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Букву, которой обозначен ответ (а, б, в), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой Больше всего. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой Меньше всего.
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишете в соответствующие столбцы Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым! Среди вариантов ответа нет хороших или плохих, поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является правильным или лучшим для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может достичь много в жизни,
7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы,
в) приятно провожу время с друзьями
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и так далее, в котором мне довелось участвовать,
б) написали о моей деятельности,
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель
а) проявляет ко мне индивидуальный подход,
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету,
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства,
б) неудача при выполнении важного дела,
в) потеря друзей. 18. Больше всего я ценю-
а) успех,
б) возможности хорошей совместной работы,
в) здравый практичный ум и смекалку. 19 Я не люблю людей, которые
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют,
в) возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом,
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми,
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы стать:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе,
в) организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать
а) что я хочу сделать,
б) как достичь цели,
в) как организовать людей для достижения цели
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы 1
а) другие были им довольны,
б) прежде всего выполнить свою задачу,
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время
а) в общении с друзьями,
б) просматривая развлекательные фильмы,
в) занимаясь своим любимым делом
Таблица 4
Ключ для расшифровки результатов теста

вопроса
Я 0 Д Ns
вопроса
Я О Д
1 а в б 15 б в а
2 б в а 16 а в б
3 а в б 17 а в б
4 в 6 а 18 а б в
5 б а в 13 а б а
6 3 а б 20 в б а
7 в б а 21 б а в
Э а. б а 22 б а В
9 в 3 6 23 В а б
10 а в 6 24 Б в а
11 б в а 25 а в б
12 б а в г 26 в а б
13 а а 6 27 6 а э
14 а в б
Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей - 2 Внимательно прочитайте вопросы Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ да или нет
1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выпоишь сегодня?
13. Легко вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Легко ли вы вольетесь в новом коллективе?
11. Вера да, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Отважитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым !
18. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
19. Что т в редамйи вщкых дел вы принимаете инициативу на себя?
20. Нравится м сам постоянно находиться среди людей?
21. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов.
Коммуникативные склонности:
да 1, 5, 9,13,17, 20, 25, 29, 33,37;
нет 3, 7,11,15,18, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские склонности:
да _ 2, 6,10,14,19, 22, 26,30, 34,38;
нет 4, 8,12,16,21, 24, 28, 32, 36, 40.
Методика экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР)
Указанные в бланке качества должны быть вами оценены
применительно к_________________________по пятибалльной шкале низшая
оценка 1, высшая 5 (табл. 5)
Тэбшца 5
Методика экспертной оценки психологических характеристик личности
руководителя
Nfl
вопроса
Содержание признака Оценка,
балл
1 1 Г)роявляет интерес к деятельности руководителя
1*2 Самостоятельно включается в организаторскую работу
1 3 Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива
1.4 Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя
1*5 Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива
Средний Болл
2 1 Считает, что главное это результат к качество труда
22 Считает, что руководитель несат ответственность за деятельность
23 Считает необходимым поддержание дисциплины
24 Считает, что в работе в равной стелен и важны как организационные, так и восг?гэтельны? аспекты
25 Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива
2*6 Считает, что отношения не должны носитъ формальный характер
2.7 Считает, что труд руководителя важен для коллектива
Средний балл
31 Стремится принести максимальную пользу общественному делу


вопроса
Содержание признака Оценка,
балл
32 Стремится получить социальное признание
33 Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности
34 Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива
35 Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности
36 Стремится голучить удовольствие от своей организаторской работы
37 Стремится к позитивным взаимоотношениям
Средний балл
4 1 Способен давать точные характеристики
4.2 Способен быстро оценивать особенности и состояние друтх людей
43 Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком
44 Способен анализировать особенности поведения других людей
4.5 Способен к сопереживанию и сочувствию
4.6 Способен проявлять интерес и внимание к своим коллегам
4.7 Способен ориентироваться ас взаимоотношениях
Средний балл !
5,1 Способен находить правильный тон во взаимоотношениях
5 2 Способен находить индивидуальный подход к лщям
5,3 Способен проявлять участиеh приходить на помощь
5.4 Способен нвходоть общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах
5+5 Способен проявлять взвешенность в оценках
5,6 Способен общаться с людьми без наигранности и нарочиткти


іашмца о (продолжение)

вопроса
Содержат признака Сценка,
балл
57 Способен общаться с людьми без грубости и чванства
Средний балл
61 Способен воздействовать убедительностью доводов
62 Способен к волевому воздействию
63 Способен к эмоциональному воздействию
64 Способен воздействовать личным примером (действием)
55 Способен вызывать уверенность в успехе дела
66 Способен словом побуждать коллектив к действию (делу)
67 Способен правильно выбрать момент для воздействия
Средний балл
71 Способен смело предъявлять требования
72 Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований
73 Способен проявлять гибкость в требованиях
7,4 Способен проявлять настойчивость в требованиях
7.5 Способен проявлять постоянство в требованиях
I 7-6 Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа)
7,7 Способен находитъ долгую меру требования
Средний балл
Содержание признака
Способен общаться с людьми без i
Доводов
.,_в разной форме (от шутки до
приказа)
Способен находить должную меру требования Средний балл
Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости Оценка, балл Средний балл
Способен воздействовать убедительностью Способен к волевому воздействию Способен к эмоциональному воздействию
Способен воздействовать личным примером (действием) Способен вызывать уверенность в успехе дела
Способен словом побуждать коллектив к действию (делу) Способен правильно выбрать момент для воздействия

вопроса
Содержание признака Оценка*
балл
S6 Способен точно дифференцировать поведение и действия людей
87 Способен к самокритичности в оценках своего поведения
Средний балл
9 1 Способен объективно оценить свои успехи и неудачи
92 Способен работать с полной отдачей сил
93 Способен довести до конца начатое депо
9.4 Способен интересы дела ставить выше личных интересов
9.5 Способен вцдеть а ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя
9.6 Способен признавать ошибочность своих решений
9,7 Способен ответственно выполнять любую работу
Средний балл
ПРОТОКОЛ
Исследуемый Руководи телъ
Дата
Обобщенные экспертные оценки ПХЛР выносятся в специальную таблицу (табл. 6).
Таблица 6
Обобщенные экспертные оценки ПХЛР
Оценка ПХЛР, сумма баллов Средний
балл
Эксперт 1 г 3 4 5 6 7 6 9
Л
іа
л
?
Средний
балл
Обработка и анализ результатов. После того как эксперты выставили оценки, исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить следующие параметры
- сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям,
- средний балл ПХЛР по результатам работы каждого эксперта,
- сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из девяти показателей,
- средний балл по каждому из девяти показателей по результатам работы всех экспертов,
- общую сумму баллов ПХЛР по результатам работы всех экспертов
Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов


Содержание раздела