d9e5a92d

Анализ финансового состояния предприятия


Как свидетельствуют данные таблицы 2.1.3., наибольшую долю в сумме балансовой прибыли составила прибыль от реализации продукции 89,4%. По сравнению с 1999 г. она увеличилась на 277634,1 тыс.руб.

Основной причиной увеличения прибыли от реализации продукции является снижение себестоимости продукции, реализуемой на внутренний рынок, а также некоторый рост заключенных договоров по сравнению с прошлыми периодами, как с предпринимателями РФ, так и с иностранными партнерами. Увеличение балансовой прибыли в 2000 г. по сравнению с прошлым годом произошло благодаря росту прибыли от реализации и доходов от внереализационных операций.
Налог на прибыль и иные обязательные платежи из прибыли составили 1006771 тыс.руб.
Полученная чистая прибыль Общества в размере 1207673 тыс.руб. была распределена следующим образом: в фонд накопления 67% от общей величины чистой прибыли, фонд потребления 23,8%, на пополнение собственных оборотных средств 9%, прочие цели 0,2%.
По состоянию на 1.01.2001 г. дебиторская задолженность составила 378245 тыс.руб., кредиторская задолженность 4406322 тыс.руб. и превысила дебиторскую задолженность в 11,6 раз. Фактически это означает, что кредит, получаемый (отсрочка платежей), предоставляемый фабрикой покупателям не превышает кредит, получаемый предприятием от поставщиков. В данной ситуации предприятие выигрывает в свободных денежных средствах.

Задолженность покупателей за товары, работы, услуги в общей сумме дебиторской задолженности составляет 30,1%. В структуре кредиторской задолженности наибольший удельный вес занимает задолженность перед поставщиками 93,2%, перед бюджетом 3,2%, по оплате труда 2%.

Достаточно низкий уровень по этим двум задолженностям говорит о том, что предприятие не прибегло в столь трудное для нее время к таким вынужденным мерам как увеличение задолженности перед бюджетом или персоналом.
Анализ показателей платежеспособности приведен в таблице 2.1.4.
Таблица 2.1.4.
Анализ показателей платежеспособности

Показатели На 1.01.2000 г. На 1.01.2001 г. Отклонение (+,-)
1.Коэффициент абсолютной ликвидности 0,07 0,13 0,06
1.Коэффициент текущей ликвидности 0,7 1,14 0,44
3.Коэффициент платежеспособности 0,65 0,60 -0,05


Коэффициент абсолютной ликвидности =А1 /П1, где А1 =денежные средства + краткосрочные финансовые вложения,
П1= краткосрочные обязательства.
Данные таблицы 2.1.4. свидетельствуют о том, что на начало 2001 г. улучшились такие показатели финансового состояния предприятия как платежеспособность и ликвидность. Так, улучшение показателя абсолютной ликвидности произошло в результате увеличения доли денежных средств в структуре текущих активов.

Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода увеличился на 0,44 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 1,14. Нормативное значение данного показателя 1,7.
В целом, структуру баланса можно признать удовлетворительной, поскольку коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами выше нормативного (0,3) и составил 0,51. Анализ затрат на производство приведен в таблице 2.1.5.
Таблица 2.1.5.
Анализ структуры затрат на производство

Элементы затрат Удельный вес, % Отклонение (+, -)
1999 г. 2000 г.
1.Материальные затраты 85,2 75,9 -9,3
2.Расходы на оплату труда 8,7 14,6 5,9
4.Отчисления на соц.нужды 3,1 5,2 2,1
5.Амортизация ОФ 0,1 1,0 0,9
6.Прочие затраты 2,9 5,3 2,4
Себестоимость продукции 100 100 -


Из данной таблицы видно, что в составе себестоимости выпускаемой продукции наибольший удельный вес занимают материалы 75,9%, заработная плата - 14,6%, отчисления на соц.нужды 5,2%. Следует отметить, что стоимость материалов искусственно занижена в результате оприходования экспортируемого сырья по курсу Национального Банка, который на начало 2000 г. был в три раза ниже рыночных котировок. К положительным тенденциям относится опережающий рост заработной платы по сравнению с инфляцией (таблица 2.1.6.)
Таблица 2.1.6.
Анализ уровня оплаты труда работников предприятия

п/п Период Средняя з/пл., тыс.руб. Темп роста к прошлому году, % Инфляция за год (к прошлому году), % Коэффициент соотношения темпов роста з/пл. к инфляции
1 2 3 4 5 6
1. 1998 г. 5652 - - -
2. 1999 г. 15684 277,5 181,7 1,5
3. 2000 г. 66103 421,5 351,2 1,2


Рентабельность собственного капитала равна 52,4% в 2000 г. Этот достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что предприятие способно возмещать капитал, - необходимое условие существования и роста предприятия. В итоге выплачиваются дивиденды на приобретенные акции, уровень дивидендов составил 7,8% в 2000 г., что способствует повышению имиджа и инвестиционной привлекательности. Рентабельность реализованной продукции в 2000 г. увеличилась и составила 50,1%, (в 1999 г. 42,0%). Решающее влияние на это оказало снижение себестоимости реализованной продукции.


Производственные мощности предприятие полностью не загружены, поскольку в последнее время наблюдалось некоторое падение объема продаж и в связи с этим было принято решение о снижении выпуска швейной продукции (так, коэффициент использования производственных мощностей в 2000 г. 0,95, и в 1999 г. 0,95). Вместе с тем, предприятие в ближайшее время не планирует увеличить объемы выпуска продукции. Внутренний рынок не насыщен данной группой товаров, однако в силу низких доходов населения не является привлекательным. Внешний рынок также не является привлекательным, во-первых, он характеризуется высокой степенью конкуренции, во-вторых, в соответствии с административным регулированием курсов валют, экспорт продукции стал невыгодным.

Деловую активность предприятия как субъекта хозяйствования характеризуют коэффициенты оборачиваемости и, соответственно, продолжительность оборота капитала. Продолжительность оборота в 1998г. составила 136 дней, в т. ч. дебиторской задолженности 44 дня.

Относительно высокая величина данного показателя объясняется отсрочкой оплаты стоимости реализуемой продукции торговым предприятиям.
В 2000 г. продолжительность оборота оборотных средств уменьшилась до 89 дней или на 34,4%, значительно повысился коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Вместе с тем, достаточно высоким остается показатель оборачиваемости готовой продукции, и именно в данном направлении предприятию предстоит работать.
Конкурентоспособность ОАО Элема, ее потенциал в деловом сотрудничестве в значительной мере зависит от финансового состояния, т.е. от структуры капитала и платежеспособности.
Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия или отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.
Основными составляющими постоянных активов (внеоборотных активов) на конец 2000 года являются основные средства 47,38% или 6677180 млн.руб., хотя их доля в структуре активов увеличилась в 3,2 раза по сравнению с 1999 годом, а доля незавершенного капитального строительства уменьшилась на 38.95 п.п и составила на конец отчетного периода 1381 млн. руб. Это объясняется тем, что на фабрике не ведется капитальное строительство, реконструкция цехов также не проводится, а увеличение доли основных средств связано с осуществлением инвестиций в основные фонды.
Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (52,55% в 2000 г., 54,12% в 1999 г.), что является положительной тенденцией, т.к. маневренность предприятия повышается.
Наименьший удельный вес в составе текущих активов занимают краткосрочные финансовые вложения. Следствием такого положения является высокая платежеспособность и сильная финансовая устойчивость (независимость от внешних кредитов).
Наиболее мобильная часть актива - денежные средства на конец 2000 года - резко увеличилась (с 202475 млн.руб. на конец 1999 года до 393378 млн.руб. на конец 2000 года). Наряду с этим доля дебиторской задолженности также резко увеличилась в 2000 году на 1.26 п.п. по сравнению с 1999 годом.
Анализ структуры краткосрочных активов дает основание предполагать, что в течение 2000 года продукция отгружалась неплатежеспособным клиентам. Данный вывод сделан на основе сравнения роста дебиторской задолженности и постепенного снижения запасов готовой продукции на складе. Наряду с этим
к отрицательной стороне структуры капитала относится также значительный удельный вес готовой продукции в текущих активах.
Что касается структуры денежных средств ОАО Элема, то основной объем финансовых ресурсов предприятия сосредоточен на расчетном счете. Убытков в течение анализируемого периода не наблюдается.
Причины увеличения или уменьшения имущества предприятия устанавливают в ходе изучения происшедших изменений в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества предприятие может осуществлять за счет собственных и заемных средств, характеристика соотношения которых раскрывает сущность его финансового положения.

Так, увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнении в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию должнику.
В течение анализируемого периода предприятие не привлекало долгосрочные источники финансирования.
Так как предприятию в 2000 г. предоставляются зарубежными партнерами товарный кредит сроком на 60 90 дней, в итоге в обороте находится значительный удельный вес заемных средств.
Структура собственного капитала предприятия на протяжении исследуемого периода не изменялась, основной составляющей собственных источников финансирования является уставной капитал, доля которого в структуре собственных составляла 89,2% в 2000 г., 87,6% в 1999 г. Увеличение собственного капитала произошло за счет увеличения чистой прибыли.
Учитывая увеличение доли собственных средств в общей сумме источников и увеличение накопленного капитала, можно охарактеризовать ОАО как надежного заемщика при получении долгосрочного кредитования.
Значительные объемы запасов готовой продукции на складах в течении отчетного года позволяют предположить, что фабрика производит продукцию не пользующуюся чрезмерным спросом. В связи с этим можно предложить отказаться от производства продукции, пролеживающей на складе в последнее время.
Рассматривая показатели рисков, необходимо обратить внимание на запас финансовой прочности, коэффициент производственного левериджа, долю переходящих запасов готовой продукции.
Предприятие имеет достаточно большой запас финансовой прочности, что особо важно в условиях неопределенности, постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и конкуренции.
Соответственно небольшой коэффициент производственного левериджа указывает на невысокое отношение постоянных расходов к переменным. Каждый процент прироста (снижения) выпуска продукции при сложившейся структуре издержек обеспечивает небольшой прирост (снижение) валовой прибыли.
Следует отметить увеличение риска, связанного с увеличением доли переходящих остатков готовой продукции, в 2000г. прирост составил 31%. Высокий уровень риска невостребованной продукции, возникающий вследствие отказа потребителей покупать ее, связан, во-первых, с недостаточным прогнозированием спроса на продукцию, во-вторых, с внешними причинами, и, в первую очередь, с неплатежеспособностью населения.
Исходя из условий внешней среды, а также с учетом внутренних резервов, основной стратегией ОАО Элема является выживание, цель которого адаптация к ухудшающимся условиям рынка, сохранение потенциала предприятия и рынков сбыта.
Таблица 2.1.7.
Анализ финансового состояния предприятия

п/п Показатели 1999 г. 2000 г. Темп роста,%
1 2 3 4 5
Структура активов
1. Общая стоимость имущества, млн.руб. 1317851 2800525 212,5
2. В т.ч. долгосрочные активы,млн.руб. 221101 277308 125,4
2.1 В % к общей стоимости имущества 16,8 9,9 -
3. Краткосрочные активы, млн.руб. 1096750 2523217 230,1
3.1 В % к общей стоимости имущества 83,2 90,1 -
3.2 Из них материальные запасы и затраты, млн.руб. 627228 2025701 323,0


Продолжение табл.2.1.7.

3.2.1 В % к текущим активам 57,2 80,3 -
3.3 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, млн.руб. 127617 202478 158,7
3.3.1 В % к текущим активам 11,6 8,0 -
3.4 Средства в расчетах и прочие оборотные активы 341905 295038 86,3
3.4.1 В % к текущим активам 31,2 11,7 -
4. Соотношение оборотного и основного капитала 5,0 9,1 183,4
Структура пассивов
1. Собственный капитал, млн.руб. 377368 1551877 411,2
1.2 Коэффициент автономии, % 28,6 55,4 -
2. Заемный капитал, млн.руб. 940483 1248650 132,8
2.1 Коэффициент финансовой напряженности, % 71,4 44,6 -
3. Собственные оборотные средства, млн.руб. 156267 127456 815,6
4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,14 0,51 354,5
5. Коэффициент маневренности собств. кап. 0,41 0,87 198,3
Состояние активов
1. Коэффициент изношенности основных фондов 0,38 0,35 93,0
2. Коэффициент годности основных фондов 0,62 0,65 104,8
3. Коэффициент обновления основных фондов 0,15 - -
4. Коэффициент выбытия основных фондов 0,02 - -

Продолжение табл.2.1.7.

5. Коэффициент прироста основных фондов 0,15 - -
6. Коэффициент оборачиваемости капитала 2 3,6 180
7. Продолжительность оборота:
7.1 Всего капитала, дни 180 100 55,6
7.2 Оборотного капитала, дни 136 89 65,6
7.2.1 В т.ч. в запасах 36 21 58,3
7.2.2 МБП, незавершенное производство 4 5 125,0
7.2.3 Готовая продукция 42 39 92,9
7.2.4 Дебиторская задолженность 39 16 40,7
Прибыль и рентабельность
1. Балансовая прибыль, млн.руб. 238667 1970111 825,5
2. Темп роста балансовой прибыли, % 194,3 825,5 -
3. Доля чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли, % 70,1 71,4 101,9
4. Доля затрат на производство и сбыт в выручке от реализации продукции, % 55,0 62,4 113,5
5. Уровень рентабельности, % :
5.1 продукции 66,6 46,9 -
5.2 капитала 28,6 95,7 -
Производство и реализация продукции
1. Темпы роста выручки в текущих ценах, % 317,3 438,1 -
2. Темпы роста затрат на производство и сбыт продукции, % 258,6 497,0 -
3. Коэффициент обновления продукции - 0,32 -
4. Коэффициент использования производственных площадей 0,95 0,95 100,0
5. Материалоемкость, % 0,74 0,80 108,1
Показатели рисков
1. Изменение остатков готовой продукции на конец года, % -28,5 +31,0 -
2. Коэффициент производственного левериджа 1,71 0,74 -
3. Зона безубыточности предприятия, % 83,3 83,3 -
Показатели инвестиционной привлекательности предприятия
1. Рентабельность собственного капитала, % 52,4 145,9 -
2. Чистая прибыль на одну акцию, млн.руб. 0,3 2,6 833,9
3. Уровень дивидендов, % 7,8 1,3 -


При рассмотрении основных аспектов хозяйственной и финансовой деятельности ОАО Элема, а также на основании систематизации и анализа полученных данных можно сделать следующие выводы: 1.ОАО Элема является одним из лидеров по объемам выпускаемой швейной продукции (в сопоставимых ценах) концерна Беллегпром.
2.ОАО Элема относится к структурам рыночного типа, самостоятельно формирует ассортимент и объемы выпускаемой продукции.
3.За рассматриваемый период наблюдалось снижение дебиторской задолженности одного из самых главных показателей, отражающих уровень благополучия предприятий данного профиля;
4.Увеличение готовой продукции на складе говорит о слаIом анализе рынка и неквалифицированном планировании ассортимента продукции.
5.Предприятие является рентабельным, поскольку результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования предприятия;
6.Показатели финансовой устойчивости, при их определении, находятся на высоком уровне, что свидетельствует об эффективности осуществления производственно хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ маркетинговой деятельности на ОАО Элема


Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ОАО Элема и подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам. Отдел маркетинга был создан в 1993 году, при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга.

Уже один этот факт говорит о том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения предприятия.
В отделе маркетинга работают 8 человек, структура отдела имеет следующий вид Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют четыре должностные инструкции: -начальника отдела;
-заместителя начальника;
-товароведа;
-инженера по рекламе.
Данные должностные инструкции были составлены несколько лет назад. В основном права, обязанности и ответственность работников, оговариваемые в действующих инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.
По существующему на предприятии Положению об отделе маркетинга на данный отдел возложено выполнение следующих функций и задач:
1) задачи

  • координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
  • выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ.

2) функции

  • обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;
  • организация сбыта продукции в соответствии с заключенными

договорами;

  • участие в разработке ценовой политики предприятия;
  • организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка сбыта;
  • контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;
  • обеспечивает первоочередную поставку в фирменный салон-магазин фабрики нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского спроса.

В составе аналитической функции маркетинга, данным отделом проводятся следующие мероприятия:

  1. Поскольку изучение рынка не представляется отделу маркетинга необходимым условием успешного проведения целенаправленной маркетинговой политики, данное мероприятие не осуществляется, что, несомненно, является недостатком работы отдела. Ведь, зная условия и тенденции развития экономики, политики, законодательства, а также стиля жизни и демографические изменения, можно предвидеть спрос на ту или иную модель изделий. В связи с этим, изучение спроса покупателей, проводимое предприятием в салоне магазине Элема, не достигает нужного эффекта, который присутствовал бы при одновременном исследовании тенденций развития рынка и изучения покупательских предпочтений.

2) Продукция предприятия рассчитана на массового покупателя со средним уровнем доходов, поэтому при ее производстве фабрика старается по возможности учесть потребности всех возрастных групп населения и при этом сохранить доступные цены. Специфика выпускаемой ОАО Элема продукции такова, что успех или неуспех каждой конкретной модели у покупателей влияет на результаты работы целой фабрики. Так как Элема очень крупное швейное предприятие и имеет большие мощности, то невыгодно производить продукцию маленькими партиями, а результатом выпуска неудачной модели может быть затаривание складских площадей, недополучение прибыли.

Поэтому очень важным является постоянное изучение спроса потребителей на каждую новую модель, а также сбор информации о результатах продаж уже выпущенных моделей. При этом проводятся следующие мероприятия:
1) Изучение спроса на новую модель проводится в фирменном салоне-магазине. Для этого новую модель изделия, которую в единственном экземпляре выпускает экспериментальный цех, выставляют на обзор посетителям магазина.

Работники отдела маркетинга проводят опрос представителей различных возрастных групп.
2) Систематически работник отдела маркетинга, в функции которого входит изучение спроса, посещает крупные торговые организации, которые продают изделия фабрики, с целью сбора информации о том, как реализуется данная продукция, какие модели продаются хорошо, а какие зависают, выясняются причины, по которым та или иная модель была не принята покупателями. По итогам собранной информации, а также данным о выпуске продукции, ее отгрузке, остатках ведется специальная книга, в которой дается характеристика каждой выпущенной модели с 4-го квартала 1997 года.

Книга состоит из трех разделов: пальто зимнее, полупальто демисезонное, костюмы. Она содержит следующую информацию:

  • модель;
  • цена, тыс. руб.;
  • выпуск, тыс.шт.;
  • отгрузка, тыс.шт.;
  • остаток, тыс.шт.;
  • размерно-ростовочная шкала;
  • цветовая гамма;
  • замечания.

Эту книгу начали вести недавно; без использования ПЭВМ, что является недостатком работы отдела, поскольку систематизация все данных в определенном файле на ЭВМ значительно сэкономило бы время на выполнение данной работы.
3)Изделия конкурентов, уровень их качества, цены, конкурентоспособность изучаются при посещении работниками отдела маркетинга различных магазинов, торгующих как изделиями фабрики, так и изделиями других предприятий, а также фирменных секций конкурентов; при этом не посещаются выставки, на которых представлены изделия конкурентов, что является, несомненно, отрицательным моментом работы отдела.
На основе анализа, оценки конкурентной среды в РБ, было сделано заключение, что ни одно отечественное предприятие не в состоянии конкурировать с ОАО Элема как по качеству выпускаемой продукции, ассортименту, так и по ценам. Однако продукция российских производителей, отличающаяся большим разнообразием, составляет предприятию серьезную конкуренцию в РФ.

Но в силу того, что потребность этого рынка в качественных и недорогих пальто очень велика и не удовлетворяется полностью, ОАО Элема может многократно увеличивать объем реализации своих изделий в данном регионе. В связи с вышесказанным, а также с целью укрепления позиций на рынках РБ, стран СНГ и за рубежом, маркетинговая стратегия предприятия предусматривает следующие направления:
- Увеличение присутствия ОАО Элема на рынках РФ и СНГ и освоение новых рынков сбыта в странах Западной Европы.
- Постоянный анализ производственных издержек с целью снижения себестоимости продукции и повышению конкурентоспособности швейных изделий.



Содержание раздела