d9e5a92d

ОХРАНА ТРУДА

Важны научный задел и квалификация кадров.
  • Разработка стратегии экспорта завода , включающая постановку целей на ближние и дальние перспективы , выработка методов достижения целей , научно-технической и основной политики.
  • Разработка тактики , которая предполагает выработку конкретных средств достижения целей в АО.
  • Формирование системы спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС). Проведение эффективной работы на современном внутреннем и особенно внешнем рынке нуждается в регулярных и комплексных мерах по формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС). Система мероприятий ФОС превращает потенциальную потребность в товаре в актуальную, потенциального покупателя - в реального. Эффективными методами формирования спроса являются "вводящая" реклама , участие в выставках и ярмарках. Это позволяет создать представление о новом товаре у будущего покупателя и показать, что именно данный товар (автомобиль) удовлетворяет потребность наилучшим образом. Выставки и ярмарки - наиболее удобный способ введения нового товара на рынок, поскольку деловые люди посещают их именно для того, чтобы познакомиться с новинками автомобиля строения и выбрать ту , которая в наибольшей степени отвечает их потребностям.

  • Если мероприятия ФОС относятся к вводимым на рынок новым товарам , то СТИС - к товарам , о которых у покупателей уже имеется некоторое представление (например, модернизированный джип). Задача СТИС - побудить к приобретению данного товара . Для этого используется "напоминающая" реклама, различного рода скидки и поощрения (например, розыгрыши ценных запасных частей), "престижная" реклама и действия "Public Relationns" (формирование положительного отношения к предприятию , фирме и его товарам). Стимулирование сбыта особенно выгодно , когда на рынке находятся много товаров с примерно равными потребительскими свойствами (автомобили "Жигули", "НИВА","Ока" и др). Анализ и контроль. Деятельность любого предприятия должна опираться на всесторонний анализ поступающей информации и контроль, который служит основной деятельности системы управления маркетингом.
    Наличие развитой системы обратных связей позволяет проводить широкий информационный обмен , проводить необходимые процедуры и добиваться оптимизации поведения фирмы в условиях резко меняющихся внешних условий.
    Рассмотрим более подробно концепцию маркетинга относительно продукции автозавода. Известно . что совокупность представлений на источник, движущие силы, направления и перспективы развития маркетинга и есть концепция. Она определяет стратегию АО "УАЗ" в решении им задач разработки, производства, продаж и послепродажного обслуживания новых моделей автомашин.
    Внимание к заводской концепции маркетинга объясняется следующими обстоятельствами:
    1. усложняются процессы разработки , производства и потребления, при этом увеличивается степень риска на всех стадиях создания и движения джипа:
    2. резко расширяется ассортимент товаров на автозаводе (кроме автомобилей), при этом учитываются различные категории покупателей (физические, юридические лица), климатических зон , этнических особенностей и т.д.;
    3. обостряется конкурентная борьба , т.е. на рынок выходит все больше производителей (ОАО "ГАЗ", и др) и торговых посредников;
    4. ускоряются темпы социально - экономического и научно - технического прогресса;
    5. возрастают действия неопределенных и чрезвычайных ситуаций во внешней по отношению к АО среде (внешнеэкономическое давление областных властей , попытки криминального контроля и др.)


    Маркетинг вообще как системное явление выступает прежде всего как единство подходов к исследованиям разработке и реализации товаров. Вместе с тем маркетинг выступает и как концепция управления заводом , которое до сих пор не приведено к оптимальной численности.

    Управление должно быть ориентированным на успех во внешнем мире, где необходимыми и жесткими элементами выступают конкуренты , потребители , вся внешняя среда. Маркетинг выступает , как философия бизнеса , который должен быть социально-этическим ; завод обязан действовать на строгих моральных принципах , всестороннем учете и уважении мнений и требований потребителей продукции. Честность , порядочность , последовательность , профессионализм выступает, как важные требования к маркетинговой деятельности, и одно временно эти качества выступают как важные требования к маркетинговой деятельности , и одно временно эти качества выступают как основной капитал каждого бизнесмена , участника рыночной сделки.
    Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и на развитие социальных отношений , укрепление норм общественной этики и морали. К маркетингу применимы все требования системного подхода , когда любое явление , любой процесс в сфере маркетинга , объекты и субъекты управления должны рассматриваться как элементы большой системы.


    Маркетинг - объект управления , к нему применимы все функции и методы управления - экономические , организационные - распорядительные , социально - психологические . маркетинг нуждается в прогнозировании , организации , контроле.
    В связи с объективными условиями развития рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулятор заранее установленных хозяйственных связей. Особая роль при этом отводится потребителю , который выдвигает свои требования к продукту (технико-экономические характеристики , количество, сроки поставки).

    Возрастает значение конкуренции , борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать потенциального потребителей и запросы рынка.
    Важная задача заводского маркетинга - обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности АО , планомерности развития и достижения стратегических целей. В этом процессе решаются задачи:

    1. Обеспечение завода надежной , своевременной и достоверной информацией о рынке , товарах , потребителях и конкурентах;
    2. создание товара, максимально соответствующего возможностям АО
    3. воздействие на потребителя , спрос и рынок.

    Основная цель маркетинга в том, чтобы обеспечить максимальный объем прибыли в процессе купли-продажи , при котором удовлетворение спроса - фактор достижения цели. Но до этого необходимо достичь промежуточные цели:

    1. удовлетворение требований потребителей;
    2. достижение превосходства над конкурентами
    3. завоевание доли рынка;
    4. обеспечение роста продаж или прибыли

    Удовлетворение спроса не есть конечная цель , а фактор ее достижения, Но рынок все еще полон мразью, опутан неизменными потребностями, которые он удовлетворяет. Это продажа оружия , радиоактивных отходов, средств коммерческого и промышленного шпионажа, наркотиков порнографии, расцвет проституции и др.
    Изучение спроса - не просто фиксация потребности в конкретных товарах, но и предвидение , своего рода интуиция, в каком направлении он будет изменяться под влиянием научно-технического прогресса , возросших покупательских запросов , требований к качеству и надежности товара.
    Современная научно-техническая революция вплотную связана с быстроменяющимися запросами рынка , с появлением сложных наукоемких продуктов , выпуск которых ориентирован на знакомых потребителей. Получается замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителей на производителя. Потребитель активно влияет на определение целей производства в условиях меняющихся требований к товару.

    Своевременная реализация научно-технических достижений служит обязательным средством формирования новых потребностей.
    Современная концепция маркетинга отличается от существующей при раннем развитии рынка. Тогда под маркетинговой деятельностью понималось деятельность всестороннего изучения рыночного спроса на уже изготовленные товары и организацию их сбыта.
    Важная особенность маркетинга как определенной системы управления в том, что он использует много вариантов экономического расчета и создает организационные, экономические и юридические условия для эффективного развития предприятий, в т.ч. ульяновского автозавода. И формирование портфеля заказов на фоне многовариантных экономических расчетов ,т.е. на основе маркетинговой стратегии , о чем было рассказано выше.

    ОХРАНА ТРУДА

    Охрана труда , имеет под собой философскую концепцию деятельности как специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру. Всякая деятельность включает в себя, цель , средство , результат и собственный процесс деятельности. Деятельность вида осознанна, Она есть движущая реальная сила общественного прогресса и условие самого существования любого общества. Известно, что высшая форма деятельности труд.

    В свое время К. Маркс так писал о нем: "Труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой , процесс , в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует , регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как "сила природы". (20, с.188) Анализ общественно-практической деятельности , которые приводят ученые мира , приводит к заключению о потенциальной опасности деятельности. Это заключается в скрытом , неявном характере проявления при трудно предсказуемых обстоятельствах.

    Суть опасности в том , что возможно такое воздействие на человека , что приводит к травмам , заболеваниям , ухудшению самочувствия и другим негативным последствиям.
    Никогда не оспаривалась мысль К. Маркса о том, что труд некогда не превратится в забаву , как предполагали социалисты -утописты типа Фурье и Т. Мора. Он писал, что "действительно свободный труд...представляет собой дьявольски серьезное дело, требующее затрат физической, умственной и нервной энергии, преодоления трудностей и опасностей". (21, с.110)Известный русский педагог К.Д.

    Ушинский писал, что "труд не игра и не забава , он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или иной цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть , которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда" (30, с.23).
    Опасность можно оценить и количественно , риском нанесения того или иного ущерба здоровью человека. Риск определяется , как отношение тех или иных опасных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

    В мировой практике есть концепция приемлемого риска , т.е. такого риска , при котором защитные меры направлены на поддержку достигнутого уровня.
    При оценке риска могут учитываться следующие категории последствий: смертельные травмы ; заболевания ; материальный ущерб и т.д.. Приемлемый уровень риска зависит от характера последствий.

    Для смертельных случаев в России он имеет значение 10-6 на человека в год.
    Опасность-следствие факторов характеристикам человека появляется феномен опасности. Неоднородность связи "человек-среда"-основа опасности.

    Материальными носителями опасных и вредных факторов являются объекты , входящие в трудовой процесс и влияющие на него: предметы труда ; средства труда (машины, станки, инструменты , сооружения , здания , земля , дороги , каналы, энергия и пр.); продукты труда; технология, операции, действия ; природно-климатическая среда (грозы, наводнения, атмосферные осадки , солнечная активность , физические параметры атмосферы; флора, фауна; люди.
    Вредный фактор - воздействие на человека , приводящее его определенных условиях к заболеванию или снижению работоспособности.
    Опасный фактор - воздействие на человека, приводящее его в определенных условиях к травме или другому резкому ухудшению здоровья.
    В соответствии с системой стандартов безопасности труда (ССБТ) различаются опасные и вредные факторы , которые не выделены в отдельные группы. Один и тот же фактор в зависимости от величины может быть опасным или вредным (шум, вибрация, токсичные примеси в воздухе, высокая температура в цехе и др.) К определяющим признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного отрицательного воздействия на организм человека; затруднение нормального функционирования органов человека ; возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса , в результате чего могут возникать аварии, взрывы , пожары, травмы.

    Наличие хотя бы одного из указанных признаков является достаточным условием для отнесения факторов к разделу опасных или вредных.
    Опасность - состояние условий труда, при котором человек подвергается с определенной степенью вероятности действию опасных или вредных факторов.
    Безопасность - состояние условий труда , при котором с определенной вероятностью исключена опасность , т.е. возможность повреждения здоровья человека. Применительно к техническим процессам и оборудованию безопасность - их свойство соответствовать вероятности исключения опасности в заданных условиях.
    Известно , охрана труда - совокупность мер и средств , с чьей помощью обеспечивается безопасность, которая является целью охраны труда . Безопасность и охрана труда соотносятся как цель и средство.
    В охране труда выделены четыре раздела:

    1. организационно-правовые основы охраны труда, в которых рассматривается законодательные и нормативные положения и организация работы по обеспечению безопасности;
    2. производственная санитария - система организационных , гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на рабочих вредных производственных факторов.
    3. Техника безопасности - система мер , предотвращающая воздействие опасных производственных факторов.
    4. Пожарная профилактика - комплекс организационных мероприятий и технических средств , направленных на исключение возможности возникновения пожара, воздействия на людей факторов пожара и на ограничение материального ущерба от него.


    Повсеместная электрификация народного хозяйства и быта, развитие транспорта , широкое внедрение машин и механизмов способствует созданию опасности для людей , находящихся вне сферы производства. Не являясь формально производственными , такие опасности имеют непосредственную связь с производством. Поэтому следует отметить , что безопасность всех моментов процесса труда , т.е. людей , участвующих в труде , предметов труда, средств производства и продуктов труда, "Именно продукты труда - машины , механизмы , различные предметы быта - часто становятся источниками опасности из-за неполного учета требований безопасности.

    Углубляется эта опасность тем , что выпускаемая государственными предприятиями и реализуемая через торговлю бытовая техника, которая широко применяется на предприятиях, психологически воспринимается , как абсолютно безопасная" (26, с.13). Законы охраны труда. Любая деятельность потенциально опасна . Принципиальным является вопрос о возможности защиты человека от опасных и вредных факторов.

    Западные специалисты утверждают , что отрицательные последствия условий труда не связанны с социальной природой общества , а органически присущи производству и неизбежны.
    Устранить опасные и вредные проявления производственных факторов в техническом отношении всегда возможно. Совершенствование условий труда зависит от социальной природы общества.

    Закон безопасности общества заключается в том , что, признавая потенциальную опасность любого производства , он устанавливает принципиальную возможность обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
    Требования безопасности находятся в полном соответствии с рыночным ведением хозяйства. Российские управленцы и менеджеры под строгим контролем государства обязаны заботиться о безопасности труда на своих производствах.

    Надо перенять все ценное из практической деятельности инженеров по технике безопасности советской эпохи , отбросив за ненадобностью бумажную волокиту и имущество в отчетах. Современный инженер по охране труда должен быть не только грамотен в техническом отношении специалистом , но и иметь активную гражданскую позицию , быть неподкупным стражем законных интересов работников, занятых в материальном производстве любых форм собственности.
    Закон соответствия условий труда характеристикам человека. Недопустимо изолированно рассматривать характеристики условий труда и характеристики работника. Действие этого закона поясняет , что возможность адаптации человека находящегося в определенных пределах.

    Безопасность труда может быть достигнута в том случае, если будут соблюдены оптимальные для человека значения производственных факторов.
    Закон непрерывного планомерного совершенствования условий труда, говорит о том , что снижаются вредные последствия производства по мере развития способа производства , замешенного на достижениях научно-технического прогресса. Этот закон рассматривается еще как частное проявление общего закона планомерного, пропорционального развития производства в рыночных условиях РФ.

    Важный практический момент закона непрерывного планомерного совершенствования условий труда в том, что оптимальные условия безопасности не могут быть достигнуты сразу, а создаются постепенно при активном вмешательстве государства.
    Закон соответствия материально-технической базы условиям безопасности. С появлением новой техники резко меняются условия труда , но само по себе использование может не только не вызвать улучшение труда, а наоборот , привести к несчастным случаям и авариям.
    Появление новой техники , создание условий для оздоровления трудовой среды приводят иногда к появлению или усилению действий на организм человека некоторых вредных факторов . При нарушении этого закона субъектам труда (работники или менеджеры) снижается эффективность новой техники. Такого поворота событий стараются не допускать разработчики маркетинговой стратегии.

    Иначе их зто по голове не погладят.
    Закон управления безопасностью труда. Под термином "управление" понимается организованное воздействие на систему "человек-производство" с целью достижения определенных результатов.

    Закон устанавливает объективную необходимость планирования улучшения показателей вредных и опасных производственных факторов. Подобное управление предполагает активные воздействие со стороны государства на процесс совершенствования условий труда.
    Управление безопасностью труда. Безопасность обеспечивается благодаря применению комплекса средств и мер, которые воздействуют на объекты управления.
    Профессиональный отбор работающих -процесс выбора лиц для обучения и работы по профессиям на основе объективной оценки психофизиологических качеств человека. Производственный травматизм среди работников , психофизиологические качества которых не соответствуют требований профессии , на 40-50% выше, чем среди лиц , прошедших профессиональный отбор.

    Его основной служит научная теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Приобретение в процессе обучения и воспитания качеств необходимых человеку для успешного освоения профессии , зависит не только от социальной среды , но и от наследственных психофизиологических качеств человека.
    При правильном выборе профессии человек может быстро и эффективно адаптироваться к работе. При отсутствии такого соответсвия человек не достигает необходимого мастерства и работает на пределе физиологических функций , что приводит к психозам , неврозам , повешенной заболеваемости , аварийности , травматизму , низкой производительности.

    Однако этот человек может легко и быстро овладеть другой профессией , которая более соответствует психофизиологическим свойствам его организма. Но в условиях рынка рабочей силы такой возможности у бывших советских граждан все меньше и меньше.
    В целях повышения безопасности труда в АО "УАЗ" в числе прочих мер применяют и психологическое воздействие на работающих. Важное значение имеет психологический настрой на безопасность.

    Это прежде всего улучшение психологического климата в микросреде , привлечение работающих к поиску новых способов предупреждения несчастных случаев , материальное поощрение вносимых предложений , обеспечение строго контроля за выполнение всех правил безопасности.
    Не менее важны и психологические воздействие как предупреждение об опасности. Ценность этого воздействия в профилактике , до возникновения несчастного случая, Существуют на заводе разные методы и средства оповещение об опасности.

    Одно из них аварийная сигнализация.
    К ценным средствам относится разбор конкретных несчастных случаев, включая микротравмы. А АО изучают случаи , которые приводили к опасным ситуациям , но не завершались несчастным случаями.

    Этот метод в сочетании с объективным расследованием всех травм позволяет получит полную информацию об опасных ситуациях и на этой основе организовать систему предупреждения работающих об опасностях.
    Определенное значение в защите от производственных опасностей может иметь предупреждение человека об опасных состояниях. Установлено , что существую внешние факторы , которые непосредственно не ощущаются и не осознаются человеком, но снижают уровень его защищенности.
    К таким факторам относятся гравитационные воздействия , ионизация атмосферы , земной магнетизм, солнечная активность , погодные условия и другие, вызывающие некоторые сдвиги в организме и психике человека и отражающиеся на его поведении.
    Под влияние внешних воздействий у человека может увеличиваться время реакции. Считается, что полезно специально предупреждать работающих о днях, когда действуют неблагоприятные внешние факторы. "На жизненном опыте убеждаемся в том. Что существует внутренние состояние человека, приводящее к рассеянности, неуверенности , апатии и другим неблагоприятным последствиям, когда человек может с большей вероятностью стать причиной и жертвой несчастного случая" (5, с.35)
    Погоня за прибылью зачастую перечеркивает весь Кодекс закона о труде. Способ борьбы единственный: сделать экономически не выгодной любую попытку уклониться от требований безопасности труда, соблюдения других правовых норм, защищающих человека.

    Вне зависимости от того, в устной или письменной форме составлялся трудовой договор. И здесь должны сказать свое слово законодательная , исполнительная и судебная власти РФ.
    На малых предприятиях , которых в РФ сегодня почти 850 тысяч , работники фактически бесправны. Рабочий день длится порой по 12 и более часов, Люди под страхом потерять работу бояться заикнуться о том, что им положено по закону.
    Как это ни странно, но владельцы "частных лавочек" и личных "шарашкиных контор" понятия не имеют о трудовом праве или делают вид, что не имеют. Они говорят представителям государства, инспекторам по охране труда, дайте сначала заработать деньги , а потом спрашивайте об условиях труда.
    По логике горе-работодатель выходит, что свой начальный капитал они могут сколотить за счет нещадной эксплуатации рабочей силы, их здоровья , а то и жизни. Мораль , известная в недавней истории России.
    Создание безопасных условий труда для своих работников - вовсе не напрасная трата денег. Дело в том, что по закону в случае инвалидности или смерти работника по вине предприятия возмещать ущерб всю жизнь обязано предприятие , фирма. Но с этим научились бороться недобросовестные предприниматели.

    На многих малых предприятиях попросту не оформляют трудовые договоры и контракты при приеме на работу. Стараются платить "черным налом", без всякой ведомости.

    Эти маленькие хитрости (чтобы не перечислять в казну налоги) оборачиваются большими проблемами. Не для предпринимателя , конечно.

    Он себя обезопасил - при несчастном случае владелец божится, что вовсе не знает такого работника, никогда на работу его не принимал и вообще впервые его видит и слышит о нем.
    Несчастный случай - хозяин отказывается от расследования обстоятельств, при которых получена травма, Эта преступная безответственность влечет за собой травматизм, который гораздо выше, чем на более опасных крупных производствах.
    В Ульяновской области на 602 тысячи работающих 54 тысячи заняты на малых предприятиях - всего 8.4%. Но на них приходится 25% всех несчастных случаев со смертельным и инвалидным исходом.



    Содержание раздела