1. Обработка заказов (решение о процедуре оформления заказа).
2. Складирование. Решения:
Характеристики видов транспорта
Показатель | Рейтинг | ||||
ж / д | водный | автомобильный | трубопровод | воздушный | |
скорость | 3 | 4 | 2 | 5 | 1 |
частота отправок в сутки | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 |
соблюдение графиков | 3 | 4 | 2 | 1 | 5 |
число обслуживаемых точек | 2 | 4 | 1 | 5 | 3 |
способность перевозить разные грузы | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 |
дешевизна | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 |
характеристика наиболее рентабельных перевозок | партия грузов "навалом" на дальние расстояния | громоздкие нескоропортящиеся продукты | перевозка в городах, гибкие маршруты, дорогие товары на небольшие расстояния | нефть, газ, химикаты | скоропортящиеся продукты и негромоздкие изделия высокой стоимости |
Оптовой торговлей считается деятельность по продаже товаров или услуг тем кто приобретает их с целью использования в бизнесе.
Оптовая торговля обеспечивает эффективность торгового процесса за счет специализации, высвобождения средств для сферы производства, масштаба сделок, наличия контактов, подбора ассортимента.
Виды оптовых торговцев:
независимые коммерческие оптовые организации;
брокеры и агенты;
отдельные предприятия.
Коммерческие оптовые организации это предприятия осуществляющие оптовые закупки товаров с целью последующей перепродажи. Имеют право собственности на продаваемые товары.
Выделяют предприятия с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
Первые представляют полный набор услуг: хранение, поставка товаров, продвижение и сбыт, кредитование, торговый персонал.
Вторые бывают следующих видов:
Брокеры не берут на себя право собственности на товар, а лишь сопутствуют купле- продаже и получают комиссионные. Брокеры сводят продавца и покупателя и помогают им договориться.
Не принимают на себя риска, не держат запасов и не финансируют сделку. Особое преимущество брокеров: обеспечение конфиденциальности.
Агенты представляют покупателя / продавца на долговременной основе. Выделяют несколько групп:
Собственные торговые отделения предприятия применяются когда необходимо контролировать процесс дистрибьюции. К ним относятся:
сбытовые отделения и конторы предпринимателя. Отличия: сбытовые отделы имеют склады для хранения товаров;
закупочные конторы розничных торговцев.
Розничная торговля любая деятельность по продаже товаров и услуг конечными потребителями для их личного некоммерческого использования.
Виды розничной торговли:
через магазины;
вне магазинов.
Магазины в зависимости от ассортимента делятся на:
В зависимости от набора услуг:
Внемагазинная торговля включает в себя: прямой маркетинг, прямую продажу, продажу с помощью торговых автоматов.
Прямой маркетинг реализуется через рекламу, адресован потребителям с целью получения прямого ответа на предложение о покупке. Существуют различные формы прямого маркетинга:
Прямая продажа осуществляется торговыми агентами на дому или в конторах клиентов. Организуются встречи с группой клиентов.
Достоинства: удобство для покупателей; недостаток: более высокая цена.
Продажа через автоматы позволяет экономить заработную плату торговых работников.
широкий ассортимент позволяет стимулировать совершение различных покупок в одном месте;
глубокий ассортимент позволяет удовлетворить требования различных сегментов.
Таким образом, широкий и глубокий ассортимент позволяет увеличить объем оборота капитала.
Сюда относят решение об атмосфере магазина, т.е. планировка, интерьер, звуковое оформление. Она должна соответствовать вкусам потребителей целевого рынка.
Для оптовика ассортимент является его продуктом, причем розничные предприятия оказывают на оптовика определенное давление.
3. Решение о ценах. Для розничных предприятий это ключевой фактор конкуренции и отображения качества предлагаемых товаров. При этом необходимо:
Оптовики должны оперировать эластичностью спроса по цене.
5. Решение о месте размещения предприятия. Это особенно важно для разных предприятий с точки зрения привлечения клиентов.
Стохастическая гравитационная модель: вероятность посещения торгового центра прямо пропорциональна его торговым площадям, и обратна пропорциональна времени езды до него.
Используются методы на основе каталогов важных характеристик, т.е. составляется перечень характеристик местоположения магазина:
Эксперты определяют важность любого признака (1 и 3), затем любое из альтернативных мест оценивается по этим характеристикам. Для оценки используется сравнение фактического значения с нормативным.
Затем определяется итоговая оценка по любому альтернативному месту как сумма произведений оценки по любой характеристике на важность этой характеристики.
Оптовики размещают свои предприятия в районах с низкой арендной платой и низким налогообложением. Стараются минимизировать издержки на оборудование, обустройство помещений и др.
Маркетинговая информация и маркетинговые исследования
Маркетинговая информация это сведения, которые необходимы для принятия маркетинговых решений и выполнения маркетинговых операций. Цель получения информации в уменьшении неопределенности и риска принятия маркетинговых решений.
Особенностью маркетинговой информации, ее предметом является:
внешняя и внутренняя микросреда предприятия;
макросреда;
комплекс маркетинга.
Многие данные носят неопределенный характер, не поддаются точному измерению. Работа с маркетинговой информацией требует системного подхода, поэтому на предприятиях создаются МИС, которые необходимы для сбора, обработки, анализа и распространения в определенном времени достоверной информации для подготовки и принятия маркетинговых решений.
Технической основой МИС является автоматизирование рабочих мест маркетологов и компьютерные сети. В структуре МИС выделяют 4 подсистемы:
Программа маркетинговых исследований представляет собой документ, включая несколько разделов:
Функция управления менеджмента | целеполагание | планирование | организация обеспечения | контроль | регулирование | стимулирование |
элементы маркетинговой деятельности | ||||||
разработка маркетинговой концепции предприятий исследования маркетинговая среда комплекс маркетинга |
Гипотеза формулируются в зависимости от целей исследования и от структуры объекта.
7. Определение источников информации: первичные или вторичные. Первичные те источники, которые используются непосредственно для решения данной проблемы.
Вторичные те, которые уже имеются в наличии на начало исследования. Сбор первичной информации внекабинетные, полевые исследования.
Сбор вторичной информации кабинетные исследования. Вторичная информация: статистическая информация, периодика, результаты уже проведенные исследований.
Преимущества вторичны источников: низкие затраты на получение информации, а так же то, что они дают информацию, которую нельзя получить силами фирмы (информация о макросреде). Недостатки: ненадежность, может не соответствовать целям исследования, быстро устаревает. Сначала используют возможности вторичной информации, и если ее недостаточно, принимают решение о сборе первичной информации.
Преимущества первичной информации: можно контролировать надежность, достоверность, сравнимость (? равность, тождество) с целями исследований и их структурой.
Опрос основан на устном или письменном обращении к респондентам (опрашиваемым лицам) с вопросами, которые раскрывают проблему исследования на эмпирическом уровне. Используются в 90% исследований. Преимущества:
Опросы могут быть:
Критерии оценки различных форм опроса
Критерии | Очный | Заочный | Телефонный |
доля ответивших | + | ~~ | |
затраты | + | + | |
влияние интерьера | + | ~~ | |
объем опроса | + | ~~ | |
влияние посторонних | + | ~~ | |
быстрота проведения | ~~ | ||
правильное истолкование опросов | + | + | |
комплексность информации | + | ~~ | |
гарантии анонимности | + | ||
учет несловесной реакции | + | ||
соблюдение порядка вопросов | + | + |
Сначала нужно определить генеральную совокупность (все, кто входит в объект исследования). Если ГС мала, то можно провести сплошной опрос, который дает наиболее точные результаты. Если ГС велика, то определяется размер выборки.
В маркетинге допускается приблизительно 1% ГС для опроса.
Существует теория малых выборок, которая допускает именно такой подход. Размер выборки зависит от допустимой погрешности и репрезентативности выборки (представительности).
Репрезентативность обеспечивается соответствующими статистическими методами. Участников нужно определять случайно, чтобы соответствовать теории вероятностей:
В первом случае проводят метод случайной жеребьевки. Размещают фамилии в алфавитном порядке и подчеркивают каждую k-ую фамилию, где k = N / n, N размер ГС, n размер выборочной совокупности. Во втором случае можно провести многоступенчатую жеребьевку.
Например, выбирается каждый 10-й квартал, в нем каждый 10-й дом, в нем каждая 10-ая квартира. Чтобы получить более точные результаты используют метод групповой выборки, который заключается в том, что население сначала делится по признакам, а затем внутри каждой группы проводят случайную выборку методом жеребьевки. 2. Составление анкеты.
Нужно соблюдать следующие требования:
3. Организация опроса.
После составления анкеты нужно провести пилотажное исследование (пробный опрос). При проведении опроса нужно соблюдать некоторые правила (при проведении почтового опроса возврат составит 20 25%):
Наблюдение это прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение как научный метод имеет ряд особенностей:
Преимущества:
объективность по сравнению с опросом;
независимость от желания объекта к сотрудничеству;
возможность восприятия неосознанного поведения;
возможность использования технических средств наблюдения.
Недостатки:
трудно обеспечить репрезентативность;
сложность расшифровки невербального языка;
если наблюдение открытое, то возможно неестественное поведение.
Наблюдение бывает:
включаемое и невключаемое (участие самого исследователя);
стандартизированное и нестандартизированное. При стандартизированном поведение объекта заранее описывается по определенной схеме;
в полевых условиях и в лабораторных.
Эксперимент в контролируемых условиях измеряется 1 или несколько факторов, а остальные остаются неизменными и затем оценивается влияние изменяемых факторов на исследуемый объект.
Преимущества эксперимента в том, что он выявляет причинно- следственные связи. Недостаток: высокие издержки при проведении эксперимента в реальных условиях, невозможен контроль всех факторов.
Эксперименты бывают полевые, лабораторные и модельные. К полевым относят тест рынка или пробные продажи.
Они проводятся на географически ограниченных рынках с целью получения данных о предложении, спросе на новые или измененные товары, а также действенности инструментов маркетинга.
Тест в лабораторных условиях: группе потребителей предлагается оценить продукт к выходу на рынок (весь или отдельные атрибуты продукта). При полном тесте измеряется общее действие всего продукта, а при частичном используется "слепой" метод, т.е. оценка продукта без знания марки.
Для измерения эффективности взаимовлияния атрибутов используются два способа:
Модельный эксперимент проводится путем имитационного моделирования на ЭВМ, когда строится модель факторов, а затем различные сочетания этих факторов заносятся в ЭВМ. Используется эксперимент, когда объект исследования слишком сложный.
Методы анализа могут делится на:
Методы анализа структуры явлений делятся на: