d9e5a92d

ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ

Построение графиков напрямую связано с введением
соответствующих баз данных по ценовой и объемной информации. В
противном случае полученные графики не будут полезными при принятии
инвестиционных решений. Эта проблема представляется едва ли не
самой главной по той причине, что следует точно установить вид необходимой
информации и возможные источники ее получения. При подготовке
графиков большую помощь могут оказать специальные аналитические
пакеты. Однако они представляют собой стандартизованные
компьютерные программы и могут быть полезными только в случае соответствующего информационного обеспечения. Кроме того, следует
обратить внимание на результаты, получаемые от использования пакета.
Ведь может оказаться, что на их основе нельзя достичь необходимых
инвестиционных результатов. При этом практика использования технического
анализа показывает, что лучше изучать уже построенные
графики, а не создавать новые.
Разработка и применение торговых систем, под которыми следует
понимать определенный алгоритм накопления и обработки специфических
данных о рынке и принятия торговых решений, являет собой необходимый
и жизненно важный компонент технического анализа любого
рынка. Это подтверждается следующими моментами.


Во-первых, развитие технического анализа основано на единстве
двух противоположностей, первой из которых является специализация
методов технического анализа. В данном случае хорошим примером
могут служить так называемые обратные модели, многие из которых
просто неприменимы на рынке долговых инструментов. Вторым направлением
развития технического анализа однозначно является противоположная
специализации комбинаторика различных методов, основанная
на принципе подтверждения. Последний на практике означает, как уже
отмечалось ранее, желательность, необходимость подтверждения сигнала
одного индикатора сигналом, полученным от другого индикатора.
Объединение различных методов технического анализа позволяет в значительной
степени освободиться от одностороннего подхода, свойственного
отдельному использованию единичных индикаторов рынка.
Во-вторых, существующее техническое обеспечение технического анализа
позволяет, с одной стороны, использовать сколь угодно длинные массивы
данных, а с другой — создавать увязки таких важных компонентов
торговых операций, как торговая стратегия, управление риском и пр.
В-третьих, потребности участников рынка, которые в условиях чрезвычайно
быстро меняющихся рынков должны быстро принимать адекватные
рыночной ситуации решения. Это в значительной степени корреспондирует
с повышением качества анализа ситуации при использовании
многообразия индикаторов.
В-четвертых, возможность внесения в торговую систему элемента
саморазвития, иначе говоря, возможности оптимизации входящих в нее
параметров. Таковы основания использования торговых систем. Что же
собой представляет создание торговой системы?
Создание торговой системы представляет собой сложный процесс,
состоящий из нескольких внутренне связанных шагов. Так, к примеру,
Р. Пардо в своей книге «Дизайн, тестирование и оптимизация торговых
систем»' наиболее важными считает следующие этапы формирования
модели торговой системы:

• формулирование торговой стратегии в строго определенной
форме;
• проверка торговой стратегии;
• оптимизация торговой стратегии;
• практическое использование торговой стратегии;
• отслеживание рыночных результатов и сравнение их с результатами
специальных тестов;
• «шлифовка» торговой стратегии.
Каждый из указанных шагов полностью зависит от результатов предыдущих
этапов. Так, можно с большой степенью уверенности утверждать,
что выбор неудачной торговой стратегии однозначно приведет к
низким результатам предварительного тестирования, которые ничем не
смогут быть скорректированы, ничем кроме пересмотра основных правил
поведения на рынке. Рассмотрим этапы развития торговой системы
более подробно.
Принципиальным моментом является определение собственной торговой
стратегии. Она может быть как простой, так и сложной. Однако в
любом случае торговая стратегия должна давать четкие и недвусмысленные
ответы по меньшей мере на два чрезвычайно важных вопроса -
когда войти в рынок и когда с него уйти? При этом правила вхождения
и выхода с рынка могут быть симметричными (правило выхода представляет
собой зеркальное отражение правил входа) и асимметричными
(правило входа полностью отличается от правила выхода). Если обратиться
к практике, то хорошим примером симметричного входа и выхода
является покупка при условии, что цены превзошли максимальный
уровень последних двух дней, и продажа в том случае, когда цены упали
ниже минимальных цен за последние опять же два дня. Асимметричный
подход иллюстрируется на примере торговой системы, состоящей
из правила входа на рынок (предположим, роста цен выше максимумов
последних трех дней) и выхода с рынка, формулируемого как пересечение
6-дневных и 18-дневных скользящих средних. Правила входа и выхода
с рынка могут быть разделены на три группы, первая из которых
относится к правилам входа. Они связываются с условиями открытия
короткой или длинной позиции на рынке того или иного инструмента.
Вторая группа правил относится к условиям ухода с рынка и поэтому
описывает ситуации закрытия существующих длинных и коротких позиций.
Третья группа правил образует комбинацию входа и выхода. При
этом происходит закрытие текущих открытых позиций и автоматическое
открытие противоположных позиций на рынке.
Другим аспектом торговой стратегии можно назвать управление
риском, иными словами, ограничение суммы средств, подверженных риску
в момент открытия какой-либо из позиций.


Одним из примеров в данном случае является так называемый стоп- лосс, который отражает максимальный убыток, «приемлемый» для одной сделки. Однако этим риск, связанный с открытой позицией, не ограничивается. Если, к примеру,
позиция сохраняется на следующий день, то это означает возникновение
так называемого риска овернайт (overnight). Другими словами, переход
позиции из одного дня в другой может привести к потенциальным
убыткам из-за возникновения разницы между вчерашней ценой закрытия
и завтрашней ценой открытия торгов. Наиболее надежным средством
решения этой проблемы является закрытие позиций каждый день.
Однако если стоп-лосс служит ограничителем убытков, то «ползучий
» стоп обеспечивает фиксацию минимальной прибыли в каждой сделке.
О чем в данном случае идет речь? Предположим, что была открыта
длинная позиция по облигациям на уровне 80 «Ползучий» стоп на
продажу устанавливается на уровне в два пункта. Через три дня цена
на рынке достигла 80 Соответственно при возможном последующем
снижении цен «ползучий» стоп в любом случае сохраняет два пункта
прибыли на одну купленную облигацию. В данной ситуации «ползучий»
стоп выполняет роль средства управления прибылью с каждой сделки.
В установлении «ползучего» стопа, как показывает практика, наиболее
применимы следующие подходы. Первый основывается на том, что стоп
устанавливается только при достижении позицией минимальной прибыльности.
Иначе говоря, когда есть что защищать. Другой подход несколько
отличен от первого и основывается на установлении «ползучего
» стопа в день открытия позиции. Сложно сказать, какой из этих вариантов
является наиболее предпочтительным. Наилучшим критерием
в данном случае является практическое тестирование.
Таким образом, любая торговая стратегия должна максимально четко
отвечать на вопросы входа и выхода, управления риском и прибылью.
Будем считать, что торговая стратегия уже разработана. Дальше,
как отмечалось ранее, следует этап тестирования. К нему, с нашей точки
зрения, предъявляются свои требования.
Во-первых, тестирование торговой стратегии должно в технико-организационном
плане показать, что торговая система выполняет то, что
она должна делать. Иначе говоря, она отвечает правилам входа и выхода,
соответствует установленным этапам.
Во-вторых, тестирование торговой системы по отдельных данным
позволяет оценить реальный уровень рискованности и прибыльности,
которому она соответствует. В данном случае наиболее репрезентативные
результаты достигаются посредством проверки торговой системы
на различных рынках с использованием информации за продолжительный
период времени.


Результатом тестирования является сводный лист
результатов, содержащий информацию о прибылях и убытках, включая
данные о максимальных убытках, количестве сделок, проценте удачных
(прибыльных) сделок.
Удовлетворительные результаты тестирования, как правило, становятся
основой для оптимизации торговой стратегии. Задачей оптимизации
является выработка, определение наиболее эффективного применения
правил, представляющих собой торговую стратегию. Это в наибольшей
степени относится к индикаторам, индексам, другим методам
технического анализа, образующим торговую систему. С практической
точки зрения, оптимизация торговой системы сводится к проведению
тестирования различных вариантов использования показателей на
одном массиве информации. Хорошим примером процесса оптимизации
выступает система скользящих средних, основанная на применении короткой
и длинной средних. Предположим, что начальными значениями
периодов короткой и длинной средних были 9 и 18 дней. Более того, торговая
система, состоящая из указанных средних, уже была протестирована
и дала определенные результаты. Самое время задаться вопросом
о том, в какой степени эта система может быть улучшена? Ответ на
этот вопрос подсказывает оптимизация, которая из заданного набора
значений для короткой и длинной скользящих средних позволяет выбрать
наиболее эффективное соотношение.
Оптимизация торговой системы фактически заканчивает этап ее
лабораторного существования. Следующим важным шагом в жизни
торговой системы становится ее практическое применение. Необходимо
отметить, что оно требует выполнения определенных правил, среди
которых особо выделяется необходимость следования сигналам, подаваемым
торговой системой. Отслеживание этих сигналов позволяет
наилучшим образом понять поведение системы в условиях реального
рынка, для которого могут быть характерны затяжные периоды низкой
ликвидности или резкие всплески волатильности. Практические
решения системы дают возможность оценить реальный уровень риска,
возникающий при ее использовании. Более того, практическое применение
торговой системы нуждается в постоянной фиксации с целью
проведения сравнительного анализа с результатами предварительного
тестирования. Наиболее важными показателями в этом случае являются;
максимальные потери, максимальная прибыль, количество
проведенных сделок, количество прибыльных/убыточных сделок и пр.
Данные показатели сопоставляются с результатами тестов. При этом
все значительные отклонения в лучшую или худшую сторону должны
быть максимально четко объяснены. Только после этого можно принимать
какие-либо решения относительно общей эффективности всей
торговой системы.
Последний этап создания и развития торговой системы связывается
с ее улучшением, которое становится логическим завершением всех
предшествующих шагов. В данном случае совершенствование торгового
подхода основывается и зависит от всеобъемлющего понимания
используемого торгового механизма.


Содержание раздела