d9e5a92d

Критерии, определяющие финансовое состояние региона


В эту группу критериев входят:
 X1 -Отношение государственного долга к доходам бюджета. Объем
государственного долга по отношению к доходам бюджета является наиболее значимым критерием, определяющим долговую нагрузку на
бюджет и, соответственно, кредитоспособность региона. Очевидно, что чем
больше долг субъекта РФ, тем выше риск неисполнения обязательств;
 X2 - Отношение объема заемных средств к доходам бюджета. Большой
объем заемных средств свидетельствует о недостатке доходной базы для
финансирования дефицита бюджета. Это является одним из наиболее
значимых факторов, влияющих на кредитоспособность, поскольку сильная
зависимость от внешних кредиторов заметно усиливает риски нехватки
средств для осуществления выплат по долгам;
 X3 - Доля собственных доходов в общем объеме доходов. К собственным
доходам бюджетов субъектов РФ относятся все доходы бюджета без учета
финансовой помощи бюджетов других уровней. Уровень собственных
доходов регионального бюджета определяет степень его независимости от


федерального центра. С ростом доли финансовой помощи повышается
опасность неисполнения обязательств из-за риска ее несвоевременного
поступления. Кроме того, недостаток собственных доходов говорит о
слабости источников формирования доходной базы региона, что также
приводит к увеличению вероятности невозврата долгов;
 X4 - Объем собственных доходов бюджета. Объем собственных средств в
абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы
бюджета субъекта РФ, а следовательно, позволяет оценить возможности
региона выполнять свои обязательства по долгам;
 X5 - Отношение профицита (дефицита) бюджета к доходам бюджета.
Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над
доходами регионального бюджета. Большой дефицит бюджета
свидетельствует о несоответствии уровня доходов инвестиционным
потребностям региона.Увеличение дефицита бюджета в настоящем рейтинге
рассматривается как повышение кредитного риска;
 X6 - Доля средств, направляемых в бюджеты других уровней в расходах.
Высокая доля средств, направляемых в бюджеты других уровней
(финансовая помощь бюджетам других уровней, включая дотации,
субвенции, трансферты), свидетельствует о необходимости Администрациям
субъектов РФ оказывать финансовую помощь территориальным
образованиям в регионе. Увеличение доли таких средств снижает
возможности финансового маневра, тем самым повышая кредитный риск;
 X7 - Доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах.
Увеличение объема выделяемых кредитов приводит к росту риска их
невозврата, что соответственно усиливает зависимость финансовой системы
региона от качества других заемщиков. В результате, увеличивается риск
невыполнения субъектом РФ своих обязательств.


В эту группу критериев входят:  X8 - Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей. Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей является наиболее важным фактором, определяющим качество функционирования налоговой системы региона, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые доходы - это основа всех собственных доходов бюджета субъекта РФ (более 70%), а следовательно, рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных потоков, что, в конечном итоге, отрицательно влияет на кредитоспособность региона;  X9 - Доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона. Доля прибыльных предприятий на территории региона качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. На долю налога на прибыль приходится около 20% суммарных доходов бюджета. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост риска кредитоспособности;

 X10 - Сальдо прибылей и убытков предприятий. Как и второй критерий, сальдо прибылей и убытков определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Этот показатель дополняет предыдущий и определяет абсолютную величину поступления налога на прибыль;  X11 - Денежные доходы населения в расчете на одного жителя. Денежные доходы населения косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджета. В среднем эта величина составляет около 14% доходов региональных бюджетов. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления соответствующего налога, что, в конечном итоге, увеличивает кредитный риск региона.

2.2.3. Результаты рейтинга по AK&M Первое место в рейтинге AK&M занимают Москва и Санкт-Петербург, которые по формальным показателям среди других проанализированных субъектов федерации имеют наиболее высокую способность расплачиваться по своим обязательствам. В основе этого лежат как благоприятные макропредпосылки, обусловленные прочной экономической базой городов, так и сбалансированность бюджетных показателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой властей. Среди успехов, которых достигла Москва в 2001 году, стоит выделить отказ от практики привлечения краткосрочных, до года, банковских кредитов,


   Содержание раздела