d9e5a92d

Российский рынок государственных ценных бумаг


 

Рынок государственных ценных бумаг обычно занимает ведущее место (до 50%) в общем объеме рынка ценных бумаг (государственных и корпоративных). До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.

С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг. Значение государственных внутренних выигрышных займов упало практически до нуля. Последний заем из этой серии был выпущен в 1992 г., под 15% годовых, что в связи с огромной инфляцией полностью его обесценило.

Фактически на период 1992—1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в  государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.

В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным из которых оказались, в конечном счете, выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объемы выпуска которых в 1996 г. превысят 150 трлн руб. Если в 1994—1995 гг. ГКО со сроком погашения три месяца составляли до 75% всего объема выпуска, то к концу 1996 г. ставится задача уменьшить их Удельный вес до 25% и увеличить удельный вес ОФЗ со сроком погашения До 2 лет до 50% всего объема ГКО—ОФЗ.

Особенностью российского рынка государственных облигаций является, как уже упоминалось, их высокая доходность (до 100 и более процентов годовых), позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в существующих российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. На ближайшую перспективу государство будет стремиться экономическим путем снизить столь высокую доходность, которая в конечном счете разорительна и не может быть оправдана на длительный период.

В отличие от рынка  корпоративных ценных бумаг рынок государственных облигаций в своей большей части  является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа  (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных биржевых торгов.

Следует заметить, что российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах. В 1996 г. российское правительство планирует разместить на внешнем рынке облигационный заем на сумму 2 млрд долл. США. С 1996 г начинается практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.

Для этапа 3 развития российского рынка корпоративных ценных бумаг характерны:

• дальнейшее развитие законодательной базы рынка;

• прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиционных фондов;

• увеличение числа участников фондового рынка;

• быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов

• образование крупного вексельного рынка в стране;

• создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев, расчетных палат);

• создание рынка первых фьючерсных контрактов (валютных). В отличие от этапов 1 и 2, рынок которых в значительной мере был биржевым, на 3—м этапе рынок корпоративных ценных бумаг практически полностью превратился во внебиржевой рынок. Биржевые торги акциями почти не ведутся.



 

Российский рынок корпоративных акций условно делится на две части: рынок наиболее ликвидных акций, насчитывающий акции порядка 20—30 компаний, относящихся к отраслям нефте газо добычи, электроэнергетики, телекоммуникаций, металлургии, транспорта, которые постоянно продаются и покупаются по рыночным ценам; рынок всех остальных акций, прежде всего региональных предприятий, которые практически отсутствуют в свободном обращении, а это акции порядка 40000 акционерных обществ открытого типа. Кроме последних, к числу участников фондового рынка в настоящее время можно отнести около 3000 инвестиционных компаний, свыше 2000 коммерческих банков, порядка 1000 страховых организаций и только же негосударственных пенсионных фондов, десятки фондовых  бирж.

Рынок российских акций в большой степени функционирует за счет ежегодного притока иностранного капитала в размере 1,5—2 млрд дол. в  год. Всякий отток этого капитала по причинам, например, политического характера, повергает рынок акций в глубокий спад. В то же время внутренние внутренние финансовые ресурсы страны сосредоточены главным образом либо в виде наличных сбережений у населения, которое уже не рискует вкладывать их в ценные бумаги, либо в виде вложений на рынке государственных доходных бумаг,  который на протяжении 1995 г. давал гораздо большую доходность, чем рынок корпоративных акций.

В 1995 г. начался выход российских корпоративных ценных бумаг на внешние фондовые рынки через механизм депозитарных расписок (прежде всего американских депозитарных расписок, которые обращаются на фондовом рынке США).

 

К основным проблемам российского рынка акций, решение которых будет происходить в ближайшие годы, относятся:

• развитие инфраструктуры фондового рынка — возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли укрупнение и объединение регистраторов и депозитариев, создание расчетно-клиринговых систем;

• повышение информационной открытости рынка, увеличение его «прозрачности», т.е. создание системы информации обо всех эмитентах общедоступной для всех участников рынка;

• создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка, обеспечивающей защиту интересов инвесторов от мошенничества и недобросовестности отдельных участников рынка, при одновременном совершенствовании государственного управления фондовым рынком и контроле со стороны государства и уполномоченных им организаций за соблюдением этой нормативной базы;

• дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран мира;

• вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций (по объему и по количеству эмитентов) российских акционерных обществ.

 

 




Содержание раздела