Глава 1   Глава 2   Глава 3   Глава 4

Деловая психология

Глава 3 Общественное мнение

Это выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

Существенно необходимо также и то, чтобы каждое из лиц, потенциально являющихся носителями (или выразителями) конкретного мнения, претендующего по своей значимости на общественное, имело более или менее определенное сознание относительно тождественности суждений, которых оно придерживается, с суждениями, которых придерживаются другие; если бы каждое из них считало себя изолированным в своей оценке, то ни одно из них не чувствовало бы себя и не было бы сжато в более тесной ассоциации с подобными себе, бессознательно подобными. Для того же, чтобы это сознание сходства идей могло существовать среди членов какого-нибудь общества, не нужно ли, чтобы причиной этого сходства было провозглашение словесное или письменное, или при помощи прессы, какой-нибудь идеи, сначала индивидуальной, а потом превратившейся постепенно в общее достояние? Превращением индивидуального мнения в мнение общественное, в "мнение", общество обязано было в древности и в средние века публичному слову, в наше время – прессе, но во все времена и прежде всего – частным разговорам.

Нередки такие ситуации, когда бывает два мнения одновременно по поводу конкретно возникающей задачи. Только одному из них довольно быстро удается затмить другое своим более стремительным и более ярким сиянием или же тем, что оно, несмотря на свое меньшее распространение, бывает более шумным.

Во всякую эпоху, даже наиболее варварскую, существовало мнение, но оно глубоко разнится от того, что мы называем этим именем. В клане, в трибе, в древнем городе, даже и в городе средних веков все люди знали лично друг друга и когда, благодаря частным разговорам или речам ораторов, какая-нибудь идея утверждалась в умах, она не представлялась чем-то вроде свалившегося с неба камня безличного происхождения и вследствие этого еще более обаятельной; каждый представлял её себе связанной с тем тембром голоса, с тем лицом, с той знакомой личностью, откуда она к нему пришла, и это придавало ей живую физиономию. В силу той же причины она служила связью только между теми людьми, которые, ежедневно встречаясь и разговаривая друг с другом, не заблуждались насчет других.

Пока протяженность государств не переходила через стены города или, по крайней мере, через границы маленького кантона, мнение, образовавшееся таким образом, оригинальное и сильное, сильное иногда даже против самой традиции, в особенности же против индивидуального разума, играло в управлении людьми преобладающую роль, роль хора в греческой трагедии, ту роль, которую современное мнение совершенно другого происхождения стремится в свою очередь завоевать в наших больших государствах или в наших огромных все растущих федерациях. Но в тот необыкновенно длинный промежуток, который разделяет эти две исторические фазы, значение мнения страшно падает, что объясняется его дроблением на местные мнения, не связанные между собой обычной соединительной чертой и игнорирующие друг друга.

В феодальном государстве в средние века каждый город, каждое местечко имело свои внутренние разногласия, свою отдельную политику и потоки идей или же, скорее, вихри идей, которые кружились на одном месте в этих закрытых местах, столько же разнясь друг с другом, сколько были чужды и безразличны друг другу, по крайней мере, в обыкновенное время. Не только в этих отдельных местностях местная политика поглощала все внимание, но даже когда в слабой степени интересовались национальной политикой, ею занимались только между собой, составляли себе только смутное представление о том, каким образом разрешались одни и те же вопросы в соседних городах. Не было "мнения", но были тысячи отдельных мнений, не имеющих никакой постоянной связи между собой.

Эту связь могли образовать только вначале книга, а затем - с гораздо большей силой - газета. Периодическая печать позволила этим первоначальным группам единомышленных индивидуумов образовать второстепенный и вместе с тем высшего порядка агрегат, единицы которого входят в тесное общение между собою, никогда не видев и не знав друг друга (заочно), голоса могут только считаться, но не взвешиваться. Пресса, таким образом, бессознательно способствовала созданию силы количества и сокращению силы характера, если не разума.

Этим же самым ударом она уничтожила те условия, которые делали возможной абсолютную власть правителей. Действительно, этой последней в большой мере благоприятствовало дробление мнения по местам. Больше того, она находила в этом свое право на существование и свое оправдание.

    Общественное мнение 4
    Что представляет собою страна, различные области которой, города, местечки не объединены коллективным сознанием единства взглядов? Действительно ли это нация? Не будет ли это только географическое...
    Общественное мнение 5
    Парламенты до прессы так глубоко разнились от парламентов после появления прессы, что кажется, будто у тех и других есть только общее название. Они разнятся по своему происхождению, по характеру с...
    Общественное мнение 6
    Теми различиями, которые мы только что отметили, объясняется также и суверенитет парламентов, возникший со времени появления прессы - суверенитет, на который парламенты до существования прессы не...
    Общественное мнение 7
    Вместо того, чтобы подобно газете исчерпывать свой интерес в конкретной злободневности своих сообщений, книга пытается заинтересовать, прежде всего, общим и отвлеченным характером тех идей, которы...
    Понятие конфликта, его сущность
    Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение...
    Конфликт
    Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда леж...
    Эскалация конфликтогенов
    На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Какова же общая схема этого процесса обмена любезностями? Все происх...
    Эскалация конфликтогенов 2
    В соответствии с классификацией Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённы...
    Внутриличностный конфликт
    Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стре...
    Межличностный конфликт 
    Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие...
    Распределение ресурсов
    Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и соб...
    Взаимозависимость задач
    Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, директор книготоргового предприятия может объяснить н...
    Различия в целях.
    Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производс...
    Различия в способах достижения целей
    У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, то есть при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить п...
    Неудовлетворительные коммуникации
    Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причи...
    Различия в психологических особенностях
    Еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек об...
    Итак, формула первая
    Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт. Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент -...
    Вторая формула конфликта:
    Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + ... = Конфликт. Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими...
    Тест №24
    С помощью предлагаемого теста (№ 24) можно выяснить уровень своей конфликтности. 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы: а) избегаете вмешиваться; б)...
    Тест №24 (2)
    7. Представьте: свекровь (теща) говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете...
    Тест №24 (3)
    12. Дома на обед подали недосоленое блюдо. Ваши действия: а) не замечаете такой пустяк; б) молча возьмете солонку; в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажетесь от еды. 13...
    Поведение в конфликтах
    На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особен...
    Дисфункциональные последствия конфликтов
    Основные дисфункциональные последствия конфликтов: 1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. 2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. 3. Представление о противоп...
    Четкая формулировка требований
    Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие...
    Использование координирующих механизмов
    Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногла...
    Становление общих целей, формирование общих ценностей
    Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказ...
    Система поощрений
    Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности...
    Тест №25
    Прежде чем мы рассмотрим особенности различных стилей поведения в конфликте, вам предлагается с помощью опросника Томаса-Килменна определить, характерные лично для вас, особенности поведения в кон...
    Тест №25 (2)
    10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б....
    Тест №25 (3)
    22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. Б. Я отстаиваю свою позицию. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж...
    Стратегии поведения
    Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте: – стратегия партнерство характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общи...
    Избегание
    При низкой напористости и низком значении партнерства - тактика Избегание (уход, уклонение) - стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфл...
    Уступка
    При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству - тактика Уступка (приспособление) - стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглажи...
    Противоборство
    При высокой напористости и низком партнерстве - тактика Противоборство (соперничество, конкуренция) – стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции н...
    Компромисс
    При средних значениях напористости и партнерства - тактика Компромисс - стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много...
    Сотрудничество
    При высоких значениях напористости и партнерства - тактика Сотрудничество - поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный ана...
    Управление конфликтами
    Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов: а) возникновение разногласий; б) возра...
    Агрессивность
    Поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвр...
    Пассивный способ
    Заключается в том, чтобы поплакаться кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними из организма выводятся вредные ферменты - спутники стресса (нап...
    Активные способы
    строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин – спутник напряженности – сгорает во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, расс...
    Логический способ
    приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе д...
    Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия
    В этом случае необходимо: – отличить повод от истинной причины конфликта (о чем мы уже подробно говорили в предыдущей лекции), которая нередко маскируется его участниками; – определить его деловую...
    Разрешение конфликта с учетом его целей
    Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целе...
    Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний
    Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как о...
    Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников
    В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого (лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу): о...
    Разрешение конфликта с учетом его динамики
    Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убе...
    Конфликтная личность - демонстративный тип
    1. Хочет быть в центре внимания. 2. Любит хорошо выглядеть в глазах других. 3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. 4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любует...
    Конфликтная личность - ригидный тип
    1. Подозрителен. 2. Обладает завышенной самооценкой. 3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. 5. Прямолинеен и негибок...
    Конфликтная личность – неуправляемый тип
    1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. 2. Поведение такого человека плохо предсказуемо. 3. Ведет себя вызывающе, агрессивно. 4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы....
    Конфликтная личность – сверхточный тип
    1. Скрупулезно относится к работе. 2. Предъявляет повышенные требования к себе. 3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, ч...
    Конфликтная личность – бесконфликтный тип
    1. Неустойчив в оценках и мнениях. 2. Обладает легкой внушаемостью. 3. Внутренне противоречив. 4. Характерна некоторая непоследовательность поведения. 5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуа...
    Стресс и его особенности
    Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и мног...
    Стресс
    комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуа...
    Стресс 2
    Можно привести много аналогичных примеров. Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности - при счете банкнот малого или большого достои...
    Стресс 3
    Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если челов...
    Невроз
    Возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную с...
    Невроз 2
    Одной из причин напряжения может явиться и слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исче...
    Невроз 3
    Также следует иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плох...
    Невроз 4
    Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после непр...
    Тест №26
    В заключение лекции, а вместе с ней и всего Раздела Психология конфликта, предлагаем выполнить несложные тесты, один из которых позволяет определить, насколько успешно вы умеете справляться со стр...
    Тест №27
    Работая со вторым тестом, в каждой из шести групп ответов выберите один (А, Б или В), который наиболее соответствует вашему поведению. 1. А. В работе, в отношениях с представителями противоположно...
    Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
    Так же как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и ин...
    Профессионально-этнические принципы 2
    Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых о...
    Объективные тесты
    Это те методики, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания. Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчёта является использование вербальных способнос...
    Шкальные техники
    Предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: тёплый - холодный,...
    Индивидуально-ориентированные техники
    Типа репертуарных решёток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оц...
    Проективные техники
    Основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в...
    Диалогические техники
    Учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счёт специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задач...
    Задача
    До включения в тест задача должна быть оценена с точки зрения объективности, надёжности, валидности, трудности и дискриминативности. Объективной задача может быть признана тогда, когда она несколь...
    Надёжность теста
    Под надёжностью теста понимается степень точности, с которой тест измеряет определённое свойство или способ поведения личности. Надёжность теста – это характеристика точности его как измерительног...
    Валидность
    Или обоснованность всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, то есть относительно предмета измерения. Отлич...
    Надёжность
    Это устойчивость процедуры относительно объектов. Надёжность не обязательно предполагает валидность. В психологии довольно часто возникает такая ситуация, когда исследователь вначале предлагает оп...
    Репрезентативность критериальных тестов
    В тестах по критерию в качестве реального эталона применяется критерий, ради которого создаётся тест – целевой критерий. Особое значение такой подход имеет в тех областях практики, где высокие рез...
    Процентильная шкала
    Когда в качестве единственного эталона измерения психодиагностами рассматривается сам тест, то в качестве меры измеряемого свойства выступает местоположение балла на кривой распределения. Применяе...
    Стандартизация шкалы
    В психометрике следует различать две формы стандартизации. Под стандартизацией теста понимают, прежде всего, стандартизацию самой процедуры проведения, инструкций, бланков, способа регистрации, ус...
    Тест №28
    Каждому из нас приходится оценивать других. Естественно, нелегко делать это объективно, особенно, когда под рукой нет необходимых психодиагностических методик. Предлагаемый тест (№ 28) поможет выя...
    Тест №28 (2)
    7. Если человек никогда не начинает разговор первым, вы считаете: а) он скрытничает; б) он слишком робок; в) он боится быть непонятым. 8. По вашему мнению, низкий лоб человека означает: а) глупова...
    Эвристические методы решения творческих задач
    Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны вы...
    Эвристические методы 2
    Для того чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует обратить внимание на то, что метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то...
    МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»
    Метод и термин мозговой штурм, или мозговая атака, предложены американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа). Эвристический диалог мозговой атаки базиру...
    Прямая "мозговая атака"
    Является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении...
    Массовая "мозговая атака"
    Предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенност...
    "Мозговой штурм" - диалог с деструктивной отнесенной оценкой
    Этот метод был предложен советским исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я. Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала изобретателей при к...
    "Мозговой штурм" - диалог с деструктивной отнесенной оценкой 2
    Термин мозговая атака представляется не совсем удачным, так как мозг – понятие физиологическое, а атака, штурм – понятия, заимствованные из военного лексикона. Возможно, с педагогической точки зре...
    МЕТОД ЭВРИСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
    Этот метод известен также как метод ключевых вопросов. Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже...
    МЕТОД МНОГОМЕРНЫХ МАТРИЦ
    Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод морфологического ящика или метод морфологического анализа. Наиболее полное обоснование и практическое применение этот метод...
    МЕТОД МНОГОМЕРНЫХ МАТРИЦ 2
    По одной оси матрицы мысленно отложим эти эвристические приемы: 1. Прием аналогии – поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии. 2. Прием дробления – поиск компетентного состава...
    МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
    Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге п...
    МЕТОД ИНВЕРСИИ
    Метод инверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задач...
    МЕТОД ЭМПАТИИ (метод личной аналогии)
    Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышле...
    МЕТОД СИНЕКТИКИ
    Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин синектика обозначает о...
    МЕТОД СИНЕКТИКИ 2
    Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческо...
    МЕТОД ОРГАНИЗОВАННЫХ СТРАТЕГИЙ
    Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое...
    Стратегии функционально-целевого анализа
    1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.) 2. Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?) 3. Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин.) 4. Где следует это сделать? (Уточ...
    Стратегии анализа противоречия
    1. Проанализируйте противоречие как оно есть, то есть его исходное состояние. 2. Сформулируйте, конкретизируйте суть противоречия. 3. Усильте противоречие, то есть доведите его до степени конфликт...
    Стратегии преодоления барьера (препятствия)
    1. Устраните препятствие. 2. Обойдите препятствие. 3. Разрешите препятствие. 4. Частично воздействуйте на препятствие. 5. Усильте препятствие. 6. Преодолейте препятствие по этапам. 7. Воздействуйт...
    Стратегии использования информации
    1. Используйте известную вам информацию, применимую в решении данной задачи. 2. Соберите дополнительную информацию из смежных наук. 3. Используйте опыт других. 4. Преобразуйте информацию с учетом...
    Стратегии поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной
    Если в процессе решения задачи все стремились: 1. Уменьшить что-то, а не лучше ли увеличить? 2. Ускорить что-то, а не лучше ли замедлить? 3. Расширить поле поиска, а не целесообразнее ли его, наоб...
    Стратегии оценочных суждений
    1. Оцените сложность, трудность исходной ситуации. 2. Уточните критерии (признаки), по которым будут даны оценочные суждения. 3. Оцените результаты наиболее важных этапов решения задачи. 4. Оценит...
    Стратегии принятия решения
    1. Мысленно проиграйте, представьте наиболее оригинальное решение задачи в его окончательном варианте. 2. Отмените решение, но обоснуйте почему. 3. Примите оригинальное, но временное решение. 4. П...
    Тест №29
    Для определения своего уровня рефлексивности (напомним, что рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и...
    Тест №29 (2)
    8. Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам? а) Да; б) нет. 9. Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно: а) стараетесь его выполнить как можно б...
    Личность и коллектив как объекты управления
    Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных - социальной роли и Я. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того,...
    Личность и коллектив 2
    В результате проведенных исследований была обнаружена положительная связь между социальной ответственностью личности и ее поведением, как в сфере производственной, так и в общественной деятельност...
    Личность и коллектив 3
    Важным условием формирования по-современному делового человека в производственном коллективе является создание соответствующих возможностей для эффективного выполнения каждым его членом своих соци...
    Личность и коллектив 4
    Рассматривая уровень притязаний личности в области трудовой деятельности, российские исследователи отмечают его зависимость от возраста, образования, пола и социального происхождения. Так, обнаруж...
    Личность и коллектив 5
    Социальная норма заработной платы для каждой социально-демографической группы динамична. Сопоставление данных отечественных исследований, проводившихся в последние годы, убедительно показывает, чт...
    Личность и коллектив 6
    В соответствии с данными исследований Н. Н. Обозова, отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально-энергетические затраты ее участн...
    Личность и коллектив 7
    Под духовной или психологической атмосферой Б. Д. Парыгин, например, подразумевает специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле с...
    Социально-психологический климат
    Это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данного коллектива. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектичес...
    Социально-психологический климат 2
    Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л. И. Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, сплоченность по напр...
    Воздействия со стороны макросреды
    Характерные особенности современного этапа социально-экономического развития страны; деятельность организаций, руководящих данным промышленным предприятием, его органов управления и самоуправления...
    Воздействия со стороны микросреды
    Предметно-вещная сфера деятельности первичного коллектива; сугубо социально-психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ним...
    Личность и коллектив как субъекты управления
    Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать совокупность однор...
    Личность и коллектив 2
    В. Г. Афанасьев называет следующие основные управленческие функции: а) выработка и принятие управленческого решения; б) организация; в) регулирование и коррегирование; г) учет и контроль. К этому...
    Личность и коллектив 3
    Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов называют следующие функции: административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическую (определ...
    Личность и коллектив 4
    Далее руководитель переходит к всестороннему рассмотрению альтернатив, учитывая при этом определенные критерии эффективности решения. Следующий этап заключается в окончательном выборе такого вариа...
    Личность и коллектив 5
    Социально-психологические исследования принятия решений направлены на выявление того, как фактически, на самом деле, люди производят выбор. Имеющиеся данные показывают, что тот или иной выбор, осу...
    Личность и коллектив 6
    На основе работ в области математической теории игр предлагается классификация решений по признаку определенности - риска - неопределенности (Р. Льюс, X. Райфа). Иначе говоря, здесь за основу деле...
    Личность и коллектив 7
    Как показывают эти исследования, организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности: Психологическая избирательность - способность личности отражать с достаточ...
    Личность и коллектив 8
    Еще одно направление исследований, посвященных оценке руководящих кадров, представлено в работах Л. Д. Кудряшовой. Исходная посылка этих работ состоит в необходимости использования с целью такой о...
    Личность и коллектив 9
    В практической деятельности личности эти мотивы тесно переплетены и направлены на удовлетворение ее потребности в самоутверждении. Соревновательная активность личности проявляется лишь при условии...
    Взаимодействие субъекта и объекта управления
    Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организац...
    Взаимодействие субъекта и объекта управления 2
    При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи: 1) источник информации; 2) п...
    Взаимодействие субъекта и объекта управления 3
    Эффект коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участ...
    Взаимодействие субъекта и объекта управления 4
    Информация, циркулирующая в пределах производственного коллектива, направлена не только на оптимизацию (в технологическом, организационном и экономическом смысле) выпуска соответствующей продукции...
    Взаимодействие субъекта и объекта управления 5
    Полученные данные показывают, что те, кто удовлетворен работой, считают своих руководителей намного более внимательными и к производственным, и к личным вопросам сотрудников, нежели лица, недоволь...
    Типы руководителей
    На основе полученных экспериментальных данных различают следующие типы руководителей: Тип А. Руководитель в большой степени ориентирован на общение с подчиненными. Он считает необходимым побуждать...
    Тип Б
    Руководитель ориентирован на общение с подчиненными, но не особенно стремится учитывать получаемую при этом восходящую информацию. Он, хотя и считает необходимым побуждать подчиненных к высказыван...
    Тип В
    Руководитель ориентирован на общение с подчиненными лишь в рамках своего понимания целесообразности такого общения. Он считает необходимым побуждать подчиненных к высказыванию своих мнений, быть в...
    Тип Г
    Руководитель совсем не ориентирован на общение с подчиненными. Он не считает необходимым побуждать подчиненных к высказыванию своих мнений, уделять большое внимание как их деловым предложениям, та...
    Тест №30
    Если кто-то из вас уже имеет навыки и практику руководящей работы (а может быть, является руководителем какого-либо коллектива и в настоящий момент), то предлагаемый ниже тест (№ 30) позволит отве...
    Искусство управлять людьми
    Каждому приятно работать с обязательными коллегами, добросовестными подчиненными, объективными руководителями. Но не все и не всегда таковыми бывают... Тот излишне самолюбив, этот пассивен и апати...
    Стиль управления коллективом
    Это интегральная характеристика индивидуальных особенностей и способности личности руководить, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые системно ха...
    Авторитарный
    Стиль, для которого характерно единоначалие руководителя в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут,...
    Коллегиальный
    Для руководителя, которому характерен этот стиль, главной установкой является: Надо посоветоваться с коллективом. Последним словом в данном случае будет то, как и что решит коллектив. Наряду с оче...
    Плановый
    Для руководителя этого стиля главное - план, программа. Руководитель такого стиля очень много уделяет внимания всевозможным планам и программам. Управление на основе четко и глубоко проработанного...
    Авральный
    Это стиль спешки и компанейщины, когда цель часто достигается любой ценой. Способность руководителя мобилизовать себя на решение приоритетной задачи из блага превращается в бедствие для коллектива...
    Либеральный
    Этот стиль часто не без основания еще называют и попустительским. При таком стиле руководства коллектив как бы плывет по воле волн. Подчиненные преимущественно сами не только решают возникающие пе...
    Регламентирующий
    Или его можно также назвать контролирующий. Для этого стиля, в противоположность либеральному, характерна постоянная регламентация того, что необходимо делать, как и в какие сроки. Для подчиненных...
    Перестроенный
    У руководителя этого стиля всегда масса идей и проектов. Он постоянно видоизменяет цели, задачи работы подразделений. Организация такого руководителя постоянно находится как бы в состоянии налажив...
    Консервативный
    Это стиль руководителя, который во главу угла ставит незыблемость традиций и раз и навсегда установленных ритуалов, принципов и способов решения управленческих задач. При, казалось бы, очевидном н...
    Дипломатический
    Руководитель этого стиля слывет в коллективе дипломатом, который способен договориться и решить проблему там, где, казалось бы, нет никаких реальных возможностей. Он делает главную ставку в принят...
    Документальный
    Руководитель этого стиля придает исключительно большое значение документам, письменным распоряжениям и как следствие скатывается к бумаготворчеству. Тратя много сил и времени на подготовку различн...
    Лидерский
    Стиль характеризуется тем, что руководитель увлекает, вдохновляет коллектив на решение тех проблем, в которые он глубоко верит и в возможность решения которых ему удается убедить, если не всех, то...
    Административный
    Стиль характерен для руководителей, которые строго следуют всем указаниям, распоряжениям, которые идут сверху и доводят их выполнение до логического конца, чего бы это ни стоило. Руководитель-адми...
    Творческий
    По существу творческий стиль управления коллективом - это применение разнообразных стилей в зависимости от реально возникающей управленческой ситуации, от целей и условий и средств ее разрешения....
    Принцип инструкции
    Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений. Принцип близости. Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли. Принцип опе...
    Узловые механизмы управленческого процесса
    Планирование - целеполагание - и принятие решения, по существу формируют модель результата и свернутую программу действий. Принятие решений означает, прежде всего, разрешение проблемной ситуации,...