d9e5a92d

Создание системы гарантирования депозитов.


Мировой опыт показывает, что введение системы гарантирования депозитов является необходимой составляющей комплекса мер, направленных на масштабную мобилизацию сбережений населения.

Создание системы гарантирования депозитов является фактором существенного потенциального увеличения ликвидности как отдельных кредитных институтов, так и в целом кредитной системы, надежным средством против внезапного массированного оттока вкладов из банков. Отток частных вкладов, являющихся нередко значительной частью банковских ресурсов, может привести к банкротству даже устойчивых банков, не говоря о кредитных организациях, которые испытывают серьезные финансовые затруднения при неблагоприятной экономической ситуации.

Одна из первых систем страхования вкладов была создана в США в 1933-1934 гг. как результат поиска дополнительных стабилизаторов рыночного хозяйства и усиления его социальной ориентации в условиях преодоления глобального экономического кризиса. В последние десятилетия утверждение системы социально ориентированного рыночного хозяйства, а также стремление найти адекватное решение проблемы страхования постоянно растущих в условиях глобализации экономических отношений банковских рисков приведи к возникновению систем гарантирования частных вкладов во многих странах Европы и Америки. В настоящее время системы страхования депозитов существуют во всех странах ОЭСР, а также в ряде развивающихся стран (Аргентине, Колумбии и др.).

Организационная структура и функции институтов системы страхования депозитов в этих странах характеризуются существенными отличиями. В Великобритании, Канаде и США данные институты представлены государственными независимыми корпорациями, во Франции, Швейцарии — частными банковскими союзами. В Австрии, Великобритании и Нидерландах практикуется выплата частных вкладов в случае банкротства кредитной организации, в Германии — выплата вкладов и санация кредитных институтов, в Канаде — выплата вкладов, управление имуществом банка, кредитование и выдача гарантий.

Ресурсы институтов системы гарантирования депозитов формируются за счет взносов кредитных организаций, кредитов национальных банков и международных финансовых организаций. Взносы кредитных организаций, как правило, включают вступительный и регулярные взносы. При этом величина последних определяется в зависимости от объемов привлеченных средств и колеблется обычно в пределах 0,03-0,3% от суммы обязательств.

Следует отметить, что в России уже существует определенный задел по гарантированию вкладов. Доминирующая доля частных депозитов (в настоящее время около 85% от совокупного объема вкладов банковской системы) приходится на Сберегательный банк РФ. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» на Сбербанк распространяются государственные гарантии по вкладам. Поэтому речь идет в основном об оставшихся 14—15% суммы частных вкладов, приходящихся на другие коммерческие банки. Вместе с тем следует более четко определить гарантии государства по вкладам в Сбербанке РФ путем принятия нового закона или дополнения к уже существующим.

В законопроекте «О гарантировании вкладов граждан в банках» предусматриваются обязательный порядок внесения вступительного (0,5% от собственных средств банка) и календарных взносов (до 1% от средней хронологической ежедневных балансовых остатков вкладов за календарный год) для банков, осуществляющих привлечение средств физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной шкалы. Однако, учитывая различную степень устойчивости коммерческих банков, при определении величины регулярных взносов целесообразно было бы исходить из принципа установления взаимосвязи между данной величиной и показателями финансового состояния банка.

В этом плане может быть использован опыт Финляндии, где регулярные взносы состоят из фиксированной части (0,05%) от размера застрахованных вкладов и части, которая зависит от показателя достаточности капитала: чем ниже капитальная позиция банка, тем выше вторая часть взноса (верхний предел составляет 0,25%). Данный подход стимулирует кредитные организации к увеличению собственных средств и уменьшению рисков, что является весьма актуальным в российских условиях.

Эффективность функционирования системы гарантирования депозитов зависит от многих факторов, одним из которых является тесная координация работы институтов по страхованию вкладов со специализированными институтами надзора, реструктуризации банковской системы, внешнего и внутреннего аудита. Такая координация позволяет поддерживать стабильность кредитной системы и отдельных кредитных организаций путем мониторинга состояния и управления всеми стадиями развития банка.

Создание в России системы гарантирования вкладов при осуществлении мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества надзора, способствуя динамичному развитию банковского сектора, расширению его ресурсной базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей роста инвестиционной активности кредитных институтов. Введение системы, обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило бы шире вовлечь в инвестиционный процесс средства населения.

Активное содействие государства формированию механизмов трансформации сбережений в производственные инвестиции должно осуществляться по ряду направлений, предполагающих как повышение привлекательности размещения сбережений в функционирующие финансово-кредитные институты, так и развитие новых институтов. Это требует активных мер государственной политики по формированию инфраструктуры финансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов, способных мобилизовать долгосрочные финансовые ресурсы (системы негосударственного пенсионного обеспечения, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, ипотечных институтов и т.д.), повышение эффективности банковской системы по аккумуляции сбережений и инвестированию.

Таким образом, государственная политика должна быть направлена, с одной стороны, на создание равных условий для вложений в различные секторы экономики, обеспечение государственной поддержки и гарантий частных инвестиций, а с другой стороны, на повышение доверия частных инвесторов к обязательствам государства, институтам фондового рынка, банковским структурам. Для предложения конкурентоспособных реальных ставок по банковским депозитам должны не только укрепляться надежность и стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты их экономической работы, но и снизиться риски в экономике, появиться новые инвестиционные проекты, возрасти экономическая отдача от инвестиций.

 




Содержание раздела