Бизнес-план (в переводе с английского — план предпринимательской деятельности) получил распространение в российской практике начиная с 90-х годов, когда переход к рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах, с другой стороны — задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.
Международные финансовые организации выделяли кредитные ресурсы российским предпринимателям только при наличии проработанного бизнес-плана. Отсутствие опыта разработки бизнес-планов у большинства предпринимателей серьезно осложняло поиск потенциальных инвесторов.
В российской экономике стали возникать структуры (государственные, коммерческие и смешанные), предлагающие услуги по разработке бизнес-планов. Среди них Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация (РФК), Международный инвестиционный союз (МИС), Российский центр содействия иностранным инвестициям Минэкономики РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям, академические и исследовательские институты, фирмы. Финансовое обоснование инвестиционных проектов в соответствии с обусловленными требованиями стало обязательным условием соискателей инвестиций из государственного бюджета, коммерческих банков и других потенциальных инвесторов.
Новая модель инвестиционного планирования на основе разработки бюджетов предполагаемых инвестиций пришла на смену традиционной для советской практики системы составления технико-экономических обоснований. В отличие от последней, бизнес-план предполагает разработку стратегии предпринимательства, тщательное изучение всех деталей проекта на основе анализа денежных потоков, внешних и внутренних факторов, предопределяющих будущие результаты и затраты инвестора, учет неопределенности и риска.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта. Бизнес-проект должен убедительно доказать эффективность принятия инвестиционного решения для его потенциальных участников, заинтересованных лиц и организаций, местной администрации, экспертов и т.д.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от ряда факторов: масштабности проекта, его характера и целевой направленности, степени риска и др. Типовые методики составления бизнес-плана разработаны ЮНИДО (Организация ООН по проблемам промышленного развития), МБРР, ЕБРР. С учетом основных принципов, лежащих в основе разработки бизнес-планов в мировой практике, подготовлен ряд отечественных методик. Среди них методика Комитета Российской Федерации по машиностроению, РИНКЭЦЭ и АО «Информприбор», Московского комитета архитектуры, Московского Комитета по науке и технологиям, методики с использованием специальных компьютерных программ (PROJECT EXPERT, «Альт-Инвест» и др.).
Различия этих методик состоят в степени детализации. В настоящее время определилась единая структура бизнес-плана.
Она включает:
резюме проекта (краткая характеристика),
характеристика продукции или услуг,
положение дел в отрасли,
анализ рынка,
производственная деятельность,
стратегия маркетинга,
управление реализацией инвестиционного проекта,
оценка рисков и способы их страхования,
финансовый план,
приложения.
Наиболее важным разделом бизнес-плана является финансовый план. Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно.
Финансовый план включает расчет потребности в инвестициях, обоснование плана доходов и расходов, определение точки безубыточности по инвестиционному проекту, срока окупаемости инвестиционных вложений, характеристику источников финансирования инвестиционного проекта.
Расчет потребности в инвестициях осуществляется на основе моделирования потока инвестиций, связанных с созданием новых производственных мощностей (модернизацией производства, его реконструкцией или техническим перевооружением) и вводом объекта в эксплуатацию. Здесь также отражаются необходимый объем инвестиций в оборотные активы и создание резервных фондов.
При обосновании плана доходов и расходов, связанных с эксплуатацией инвестиционного проекта, приводятся расчеты основных показателей хозяйственной деятельности по проекту: валового дохода, объем и состав текущих затрат, валовая и чистая прибыль, денежный поток, определяемый как сумма амортизации и чистой прибыли.
Точка безубыточности (break-even point) определяет границы убыточности и прибыльности инвестиционного проекта. Она показывает, при каком объеме продаж достигается окупаемость затрат. Безубыточность будет достигнута при таком объеме чистого дохода, который равен общей сумме текущих постоянных и переменных затрат.
Чистый доход от реализации рассчитывается путем вычета из валового дохода налога на добавленную стоимость и акцизных сборов. Постоянные текущие затраты — это затраты, которые не изменяются при изменении объемов производства или продаж; к ним относятся расходы по содержанию и аренде основных фондов, амортизация, расходы на рекламу и др. Переменные текущие затраты включают расходы на сырье и материалы, транспортные издержки и другие, сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов производства или продаж.
Определение точки безубыточности осуществляется по формуле
где Оп — объем продаж (производства), при котором достигается безубыточность проекта;
Зт.пост — сумма текущих постоянных затрат;
Уч.д — уровень чистого дохода к объему продаж (производства), %;
Узт.пер — уровень переменных текущих затрат к объему продаж (производства), %.
Срок окупаемости является одной из характеристик эффективности инвестиционного проекта. Он показывает, через какой период времени окупятся вложения в инвестиционный проект. Методика его расчета приведена далее.
Обоснование стратегии финансирования инвестиционного проекта предполагает определение источников инвестиционных ресурсов и их структуры.
В качестве основных способов финансирования инвестиционных проектов могут рассматриваться:
самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
привлечение акционерного и паевого капитала;
кредитное финансирование (кредиты банков, выпуск облигаций);
лизинг;
смешанное финансирование на основе различных комбинаций рассмотренных способов.
Выбор способов финансирования должен быть ориентирован на оптимизацию структуры источников формирования инвестиционных ресурсов. При этом следует учитывать достоинства и недостатки каждой группы источников финансирования инвестиций (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Сравнительная характеристика источников финансирования инвестиционных проектов
Источники финансирования |
Достоинства |
Недостатки |
Внутренние источники (собственные средства)
|
Легкость, доступность и быстрота мобилизации Снижение риска неплатежеспособности и банкротства Более высокая прибыльность вследствие отсутствия дивидендных или процентных выплат Сохранение собственности и управления учредителей |
Ограниченность объемов привлечения средств Отвлечение собственных средств из хозяйственного оборота Ограниченность независимого контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов |
Внешние источники (привлеченные и заемные средства)
|
Возможность привлечения средств в значительных масштабах Наличие независимого контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов
|
Сложность и длительность процедуры привлечения средств Необходимость предоставления гарантий платежеспособности Повышение риска неплатежеспособности и банкротства Уменьшение прибыли в связи с необходимостью дивидендных или процентных выплат Возможность утраты собственности и управления компанией (при акционировании) |
Оформление инвестиционного проекта в соответствии с рассмотренными методиками позволяет оценить его финансовую приемлемость и эффективность.