Что же получается в итоге? Какова структура распределения доходов среди людей, живущих в Соединенных Штатах?
Существует много способов группировки и представления данных по распределению доходов, которые собирает Бюро переписей. Чаще всего приводится распределение доходов семей по квинтилям (пяти группам). В 1983 г. Бюро переписей насчитывало в Соединенных Штатах почти 62.000.000 семей. Сюда входят все, кроме одиноких людей и людей, живущих не со своими родственниками (по крови или по браку). Таблица 12А показывает доли общего объема доходов семей в 1983 г. и за три более ранних года: долю 20% семей с самыми низкими доходами (первый квинтиль), 20% семей со следующими по величине доходами (второй квинтиль) и так далее, вплоть до 20% семей, получавших самые высокие доходы (пятый квинтиль). Если бы доходы семей распределялись равномерно, каждые 20% семей получали бы 20% общей суммы. Очевидно, что это не так. В таблице приведены также доли, полученные 5% семей с самыми высокими доходами.
Таблица 12А. Денежные доходы семей - доля совокупного дохода, полученная каждым квинтилем и 5% семей с самыми высокими доходами
|
1950 |
1960 |
1970 |
1983 |
Первый квинтиль семей с самыми низкими доходами |
4.5 |
4.8 |
5.4 |
4.7 |
Второй квинтиль |
12.0 |
12.2 |
12.2 |
11.1 |
Средний квинтиль |
17.4 |
17.8 |
17.6 |
17.1 |
Четвертый квинтиль |
23.4 |
24.0 |
23.8 |
24.4 |
Пятый квинтиль семей с самыми высокими доходами |
42.7 |
41.3 |
40.9 |
42.7 |
5% семей с самыми высокими доходами |
17.3 |
15.9 |
15.6 |
15.8 |
Люди, впервые сталкивающиеся с этими данными, обычно бывают очень удивлены. Цифры как будто показывают, что со времени второй мировой войны распределение доходов в Соединенных Штатах существенно не изменилось, несмотря на прогрессивные подоходные налоги и значительное увеличение правительственных программ выплаты пособий семьям и отдельным лицам с низкими доходами. Эти данные противоречат тому, "что известно каждому".
Однако в данном случае то, "что известно каждому", может оказаться ближе к истине, чем то, о чем свидетельствуют цифры. Прежде всего, эти цифры показывают доходы до выплаты личных налогов. Во-вторых, в этих данных не учитываются натуральные пособия. Правда, они отражают денежные пособия. Так, сюда входят доходы в форме пенсий, пособий ветеранам, пособий по социальному обеспечению, программ помощи семьям с несовершеннолетними детьми и всех других видов социального обеспечения - когда они выплачиваются в денежной форме. Но приведенные данные не учитывают стоимость таких натуральных пособий, как медицинское обслуживание, льготная квартирная плата или продовольственные талоны. Все они представляют собой доходы, хотя и не предполагают выплаты денег. В-третьих, эти данные не скорректированы так, чтобы учитывать различные размеры семей. Если сделать эти три поправки, то процент доходов, полученных каждым квинтилем, будет изменяться во времени как раз в том направлении, в каком мы ожидали. Доля групп с низкими доходами повышается, а доля групп с высокими доходами падает. Одна из тщательных попыток учесть все эти поправки дала результаты, приведенные в табл. 12В, и эти результаты гораздо больше согласуются со здравым смыслом, чем нескорректированные данные табл. 12А.
Таблица 12B. Доля совокупного денежного дохода семей, полученная каждой пятой частью семей с учетом индивидуальных налогов и натуральных пособий, в подушевом исчислении
|
1952 |
1962 |
1972 |
Первый квинтиль семей с самыми низкими доходами |
8.1 |
8.8 |
11.7 |
Второй квинтиль |
14.2 |
14.4 |
15.0 |
Средний квинтиль |
17.8 |
18.2 |
18.2 |
Четвертый квинтиль |
23.2 |
23.1 |
22.3 |
Пятый квинтиль семей с самыми высокими доходами |
36.7 |
35.4 |
32.8 |