d9e5a92d

Счета сектора «Органы государственного управления»

Этот показатель называется корректировка на изменение чистой оплаченной стоимости активов домашних хозяйств в пенсионном фонде. Счет использования располагаемого дохода. Для сектора финансовых учреждений этот счет не имеет какого-либо значения;
он составляется только для обеспечения сбалансированности счетов в случае имеющих место операций, связанных с социальными трансфертами в натуре, или изменения чистой стоимости активов в пенсионных фондах домашних хозяйств, о которых шла речь выше.
Статья сбережение является балансирующей и получается путем вычитания из располагаемого дохода показателей расходной части счета. Однако для всех подсекторов, кроме частных пенсионных фондов, величина валового сбережения будет равна величине располагаемого дохода.

Для пенсионных фондов разница между ними будет равна величине поправки на изменение стоимости активов домашних хозяйств в пенсионных фондах.
Счета накопления сектора финансовых учреждений. По методологии СНС ООН 1993 г. для сектора финансовых учреждений необходимо составлять все четыре счета накопления: счет операций с капиталом, финансовый счет, счет других изменений в объеме активов и счет переоценки.

Схема, показатели и методика составления этих счетов для сектора финансовых учреждений не отличаются от этих же характеристик сектора нефинансовых предприятий, за исключением финансового счета. С помощью указанных счетов отражаются операции с финансами и нефинансовыми активами изучаемого сектора, а также изменения стоимости активов, которые происходят не в результате экономических операций, а из-за изменения в уровне цен данных активов (инфляции) или катастрофических потерь, вызванных стихийными бедствиями, и т. д.
Счет операций с капиталом сектора финансовых учреждений.
Этот счет отражает изменение стоимости нефинансовых активов (без учета инфляции), имеющее место в отчетном периоде.
Его основная статья Валовое накопление основного капитала включает обычно строительство, оборудование и переоборудование офисных помещений, покупку организационной и вычислительной техники, транспортных средств, средств связи, систем сигнализации и т.д.
Финансовые учреждения могут также вкладывать весьма значительные средства в ценности, землю и другие произведенные и непроизведенные активы. Цель этих вложений создание определенных долговременных запасов высоколиквидных активов, не подверженных инфляции.

Именно поэтому данная позиция относится к сбережению, хотя в принципе некоторые произведения искусства (ценности) могут служить для украшения интерьеров банковских помещений.

Но главное назначение приобретения такого рода активов все-таки решение проблемы ухода от инфляции.
Балансирующий показатель счета операций с капиталом чистое кредитование (+)/чистое заимствование () является связующим между финансовым счетом и всеми остальными счетами. Финансовый счет как бы дополняет все другие счета, позволяя замкнуть с помощью финансовых показателей всю систему показателей, отражающих производство, распределение, перераспределение и конечное использование доходов.
Финансовый счет сектора финансовых учреждений. Счет является завершающим счетом, отражающим финансовые операции между институциональными единицами.

Данный счет описывает механизм перераспределения финансовых ресурсов между секторами и позволяет оценить относительный вклад различных категорий финансовых активов в рассмотренные операции.
Финансовый счет показывает, за счет изменения стоимости каких конкретных финансовых активов сложилось чистое кредитование или возрос чистый долг.
Финансовый счет имеет важное значение для любого из секторов, но для сектора финансовых учреждений он особенно важен, потому что именно финансовые учреждения концентрируют большую часть финансовых активов.
Как и любой другой счет системы, финансовый счет состоит из двух частей. Однако разделы счета характеризуют изменение в
активах и пассивах и чистой стоимости капитала. Финансовый счет не имеет свою собственную балансирующую статью.

Балансирующая статья Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (), перенесенная из счета операций с капиталом сектора, замыкает систему счетов сектора финансовых учреждений. Это сальдо равно по величине и противоположно по знаку балансирующей статье счета операций с капиталом изучаемого сектора.

Однако в ходе увязки балансирующих показателей может возникнуть разница, которая называется статистическим расхождением. Она представляет собой суммарную ошибку всех показателей системы, которая возникает вследствие методологических погрешностей, допусков, ошибок первичной информации.
В финансовом счете сектора финансовых учреждений, как и в финансовом счете сектора органов государственного управления, отражена статья Монетарное золото и СПЗ, так как только эти сектора являются держателями таких финансовых инструментов.
Особенность его схемы состоит в том, что для активов и пассивов применяется одна и та же классификация финансовых инструментов, которая включает в себя следующие позиции.
Классификация операций с финансовыми активами и пассивами Монетарное золото и СДР Наличная валюта и депозиты:
наличная валюта
ликвидные депозиты
другие депозиты
Ценные бумаги, кроме акций:
краткосрочные
долгосрочные
Кредиты и займы:
краткосрочные
долгосрочные
Акции и другие формы участия в капитале
Страховые технические резервы:
чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах
чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни
чистая стоимость средств домашних хозяйств в пенсионных фондах
Предварительные взносы премий и резервы на покрытие неурегулированных претензий;
Другая дебиторская/кредиторская задолженность:
коммерческие кредиты и авансы;
прочее. Справочная статья:
Прямые иностранные инвестиции:
акционерный капитал
кредиты и займы
прочее. Каждый из видов, перечисленных в счете финансовых инструментов, имеет свои особенности. В счетах сектора финансовых учреждений отражены страховые технические резервы. Это те средства, которые привлечены страховыми компаниями, выступающими в качестве финансовых посредников, у держателей страховых полисов и инвестируемые ими ради получения прибыли.

Однако сами эти средства считаются в СНС собственностью (активами) держателей полисов, которыми могут быть, например, домашние хозяйства.
Поэтому в финансовом счете сектора финансовых учреждений технические резервы страхования отражаются в виде пассивов. То же относится и к резервам частных пенсионных фондов.
Остальные финансовые инструменты могут выступать в качестве активов и пассивов для любого сектора. Среди них сектор финансовых учреждений не является исключением.
Кроме представленных выше счетов стандартный набор счетов для сектора финансовых учреждений включает в себя также счет переоценки и счет других изменений в объеме активов. В этих счетах отражаются изменения стоимости как нефинансовых, так и финансовых активов.
В счете переоценки отражаются изменения стоимости активов в результате инфляции (см. данный счет сектора нефинансовых предприятий).
Счет прочих изменений в объеме активов. В счете отражается влияние неэкономической деятельности на изменение стоимости активов и пассивов финансовых учреждений, например в результате стихийных бедствий, войны, некомпенсируемых конфискации или, напротив, списания долгов.
Отражение в СНС условно исчисленной продукции финансовых посредников. Кроме показателей производства определенных товаров или услуг СНС должна содержать показатели их использования на промежуточное или конечное потребление, накопление или на экспорт.

Это необходимое условие для балансировки всех счетов системы. Поэтому, рассматривая проблемы построения счетов сектора финансовых учреждений, необходимо изучить не только производство, но и использование посреднических финансовых услуг, хотя эти показатели будут содержаться в счетах других секторов.
По методологии Евростата условно исчисленная продукция банковских услуг определяется как разница между полученными и уплаченными ими процентами и рассматривается как использованная целиком в качестве промежуточного потребления некоторой условной единицы, чья продукция принимается равной нулю. Таким образом, добавленная стоимость банков становится равной отрицательной величине условно исчисленного выпуска банков.

Эта методика используется и в России.
Состав и специфические особенности деятельности сектора Органы государственного управления. Этот сектор состоит из следующих трех групп резидентных государственных институциональных единиц: все государственные единицы центрального, регионального и местного уровней управления (кроме предприятий, основанных в качестве государственных или на основе специального законодательства признанных независимыми юридическими единицами), которые управляют и финансируют виды деятельности в основном нерыночного характера, удовлетворяющие общие потребности всего общества;
все автономные фонды социального обеспечения на каждом уровне управления, если премии не основаны на индивидуальном риске, предприятия по страхованию жизни и от несчастных случаев;
все нерыночные общественные организации, признанные независимыми юридическими единицами, занятые оказанием бесплатных нерыночных услуг, контролируемые и в основном финансируемые государственными единицами.
Государственные институциональные единицы описываются как категории юридических лиц, которые имеют законодательную, юридическую и исполнительную власть над другими институциональными единицами, функционирующими в стране. Их основными функциями являются принятие ответственности за предоставление продуктов и услуг обществу и индивидуальным домашним хозяйствам и финансирование этой деятельности за счет налогообложения и других доходов.

Эти учреждения не имеют собственных источников средств для своей деятельности, а получают необходимые финансовые средства из госбюджета.

Валовой выпуск этого сектора устанавливается на уровне расходов, проведенных за счет средств госбюджета.
В России для этого сектора пока составляются следующие счета: счет производства по отраслям, счет образования доходов по отраслям, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет операций с капиталом и частично финансовый счет.


С их помощью отражается вся деятельность сектора. Так как показатели счетов сектора тесно связаны с показателями счетов всех секторов экономики, включая сектор Остальной мир, составление этих счетов и использование их в анализе возможно только в условиях одновременного составления счетов СНС для экономики страны в целом и ее секторов.
Счет производства сектора Органы государственного управления. Отражается нерыночный выпуск государственных услуг.

В условиях России в схеме счета производства сектора Органы государственного управления отражаются выпуск, промежуточное потребление и добавленная стоимость не только по сектору в целом, но и отраслям, входящим в данный сектор (табл.

10.13).
Услуги образования, здравоохранения и другие услуги, предоставляемые индивидуальным домашним хозяйствам, зачастую производятся и продаются на рыночной основе наряду с существованием нерыночных услуг. При этом следует учитывать, что между рыночными и нерыночными услугами такого типа существуют значительные отличия по их ассортименту и качеству Нерыночный выпуск услуг, предоставляемых бесплатно или почти бесплатно, оценивается по затратам на их производство.

Однако чистая прибыль по производству нерыночных услуг, оцененная по затратам, всегда равна нулю.

Когда оценка производится по основным ценам сравнимой продукции, как в случае с услугами по владению зданиями, принадлежащими государственным учреждениям или некоммерческим организациям, чистая прибыль присутствует даже для нерыночного производства.
Следует учесть, что нерыночные учреждения госуправления могут иметь денежные поступления от случайных продаж рыночной продукции, произведенной в результате вторичной деятельности. Доходы от случайных продаж государственных учреждений включают поступления от продаж почтовых карточек и репродукций музеями; изделий кустарного промысла, изготовленных в учреждениях для инвалидов; лесоматериалов, реализуемых государственными учреждениями лесного хозяйства; публикаций, реализуемых статистическими службами, а также платежи за медицинское и клиническое обслуживание и за фармацевтические препараты, предоставляемые непосредственно государственными органами, и ряд других платежей, взимаемых за пользование услугами государственных служб по автоматизированной обработке данных.

Сюда включаются также сделки с иностранными государственными органами.

Общий выпуск данных учреждений оценивается по затратам на производство, т.е. стоимость рыночного выпуска определяется по денежным поступлениям от случайных продаж рыночной продукции, а стоимость нерыночного выпуска в целом определяется остаточным методом как разница между общим объемом выпуска и объемом рыночного выпуска.
Таблица 10.13
Схема счета производства сектора Органы государственного управления

Ресурсы Использование
Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость
Выпуск
ВСЕГО
Нерыночные услуги
Образование
Культура
Здравоохранение
Жилищное хозяйство
Управление (включая оборону)
Наука
Организации, обслуживающие
сельское хозяйство
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
Транспорт
Связь
Рыночные услуги
Операции с недвижимым имуществом
Жилищное хозяйство
Управление
Производство товаров
Строительство
Прочие отрасли по производству
товаров


К сектору органов государственного управления относится и обязательное государственное страхование. Выпуск услуг страхования определяют по той же схеме, которая используется в секторе финансовых учреждений.

Полученный результат записывается в часть Ресурсы счета по видам страхования. Деятельность бюджетных учреждений и учреждений, финансируемых за счет средств государственного страхования, фондов обязательного медицинского страхования и государственных медицинских страховых организаций, формирует отрасль Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, а их выпуск относится к сектору государственных учреждений. Валовой выпуск учреждений этой отрасли, финансируемой за счет средств госбюджета, определяется по данным отчета об его исполнении в размере текущих расходов на эти цели (за вычетом пенсий и пособий, с добавлением потребления основного капитала).
Выпуск услуг учреждений, относящихся к отрасли народного образования и финансируемых за счет средств госбюджета, включает деятельность учебных академий, университетов, институтов, техникумов, училищ и других учебных заведений по подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием, курсов по подготовке и повышению квалификации, детских домов, дошкольное воспитание, общеобразовательные школы и др.
Общий выпуск услуг этой отрасли определяется по данным отчета об использовании госбюджета как сумма текущих расходов на просвещение (за вычетом стипендий, с добавлением потребления основного капитала).
Отрасль Культура и искусство включает деятельность государственных библиотек, музеев, выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры и отдыха, ботанических садов, зоопарков, телевидения, радиовещания и т. д. В данный сектор включаются те из вышеуказанных учреждений, которые контролируются государством и финансируются за счет госбюджета. Выпуск услуг этих учреждений определяется в размере их хозяйственных и эксплуатационных расходов.
Выпуск услуг учреждений отрасли Наука и научное обслуживание включает стоимость научно-технических работ, выполненных за счет госбюджета. Стоимость выпуска нерыночных услуг науки определяется в размере текущих затрат на финансирование науки с учетом расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в составе расходов на оборону.

К этим данным добавляются и данные о потреблении основного капитала.
Услуги сектора органов госуправления в области здравоохранения, образования, культуры и искусства предоставляются единицами, которые финансируются за счет следующих источников: реализация услуг; средства госбюджета; средства государственных внебюджетных фондов; средства предприятий; средства профсоюзного бюджета; средства спонсоров и т.п.
Финансирование деятельности учреждений этих отраслей во многих случаях бывает смешанным, что затрудняет определение выпуска и отнесение их к тем или иным секторам. В соответствии с принципами СНС необходимо сгруппировать эти единицы по преимущественному источнику финансирования.
Промежуточное потребление учреждений сектора государственных учреждений отличается от промежуточного потребления предприятий, производящих товары и производственные услуги.
В группу материальных затрат этого сектора включаются: покупки продуктов питания, медикаментов и перевязочных материалов больницами и другими медицинскими учреждениями для их пациентов, а также учебными заведениями для учащихся; покупки инструментов, рабочей одежды, строительных материалов и других для собственной хозяйственной деятельности; расходы военных организаций на вооружение и средства их доставки, продукты питания и обмундирование; канцелярские и хозяйственные расходы; затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий, бюро и др.
К нематериальным затратам сектора относятся: арендные платежи за здания, сооружения, машины и оборудование; плата за коммунальные, финансовые и юридические услуги; за пожарную и сторожевую охрану и др. Расходы на командировки включают компенсацию работникам затрат на проезд и гостиницы.
Величина промежуточного потребления государственных учреждений определяется на основе данных Министерства финансов РФ о расходах госбюджета на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления. Некоторые статьи расходов государственных учреждений иногда определяются расчетно-экспертным путем.
При расчете амортизации нематериальных активов следует помнить, что согласно принятой в мировой практике методике амортизация не начисляется по тем объектам нематериальных активов, стоимость которых с течением времени не падает, и приносимая прибыль не уменьшается.
Стоимость нематериальных активов, погашаемая по нормам амортизации предприятиями, определяется исходя из установленного срока их полезного, использования. Если срок их полезного использования установить невозможно, то амортизационные нормы устанавливаются в расчете на 10 лет.
Счета первичного распределения доходов включают счет образования доходов и счета распределения первичных доходов.
Счет образования доходов сектора Органы государственного управления. В счете отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства.
По методологии Госкомстата России счет образования доходов сектора органов государственного управления составляется в разрезе отраслей экономики, входящих в данный сектор, так же как и счет производства (табл. 10.14).
Ресурсный раздел счета образования доходов состоит только из одной статьи валовый добавленной стоимости, перенесенной из счета производства, где она фигурирует как балансирующая статья.
В раздел использования счета включаются два основных типа выплат: оплата труда наемных работников и налоги на производство и импорт (за минусом субсидий на производство и импорт).
Балансирующей статьей счета образования доходов является валовая прибыль: эта статья для государственных учреждений не имеет особого значения. Заработная плата в учреждениях сектора государственных учреждений для СНС определяется по следующей схеме: 1. Средства, направляемые на потребление государственных организаций.
2. Средства, направленные на потребление, но не учитываемые в СНС как заработная плата.
3. Расходы, не входящие в средства, направленные на потребление, но относящиеся в СНС к заработной плате.
4. Заработная плата, недоучтенная по отчетам статистики труда.
___________________________________________________________
5. Итого заработной платы (п. 1 - п. 2 + п. 3 + п. 4).
Таблица 10.14
Схема счета образования доходов

Использование
Ресурсы
Валовая добавленная стоимость Оплата труда Другие чистые налоги на производство Валовая прибыль
ВСЕГО
Нерыночные услуги
Образование
Культура
Здравоохранение
Жилищное хозяйство
Управление
(включая оборону)
Наука
Организации, обслуживающие
сельское хозяйство
Геология и разведка недр, геодезическая
и гидрометеорологическая службы
Транспорт
Связь
Рыночные услуги
Операции с недвижимым имуществом
Жилищное хозяйство
Управление
Производство то
варов
Строительство
Прочие отрасли по производству товаров


Налоги на производство и импорт, уплачиваемые сектором государственных учреждений, незначительны и представляют собой обязательные некомпенсируемые выплаты в денежной и натуральной форме, связанные с деятельностью этих организаций. Налоги на производство состоят из налогов на продукты и других налогов на производство. В государственных организациях налоги на продукты и услуги принимают форму любых налогов (за вычетом субсидий), выплаченных или полученных в результате занятия производственной деятельностью.

В них включаются также налоги на рабочую силу, оборудование, налоги на рекламу, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и др. Могут также иметь место налоги на импорт и экспорт определенных услуг и товаров.

Следует подчеркнуть, что собирателем налогов является только сектор органов государственного управления.
Налоги на использование основных фондов включают налоги, которыми периодически облагается использование предприятиями автомобилей или других машин и оборудования в целях производства независимо от того, являются такие активы их собственными или арендованными.
Налоги на международные операции состоят из налогов, которыми облагаются операции по покупке или продаже иностранной валюты, налогов на посадки самолетов в аэропортах, денежные переводы за границу и другие сделки с нерезидентами.
Все эти налоги включаются в стоимость выпуска продукции, и, следовательно, отражаются как выплачиваемые из добавленной стоимости. Они рассматриваются как затраты на производство.

В государственных учреждениях эти налоги не имеют большого удельного веса.
Субсидии на производство и импорт () для сектора государственных учреждений не представляют какой-либо значимости. В них могут входить субсидии, связанные со средствами для централизованного финансирования разных организаций, находящихся в особо сложных природно-климатических условиях, и субсидии на заработную плату (или рабочую силу), выплачиваемые на основе фонда оплаты труда, численности особого контингента лиц (инвалидов, безработных).

Могут быть и субсидии в результате применения множественных обменных курсов разных валют и др.
Счет первичного распределения доходов. Для сектора Органы государственного управления счет характеризует распределение первичных доходов, полученных от производственной деятельности и от собственности, между резидентными институциональными единицами как получателями.

В этом секторе счет не связан непосредственно с производством.

Для сектора органов государственного управления схема этого счета имеет следующий вид (табл. 10.15).
Таблица 10.15
Счет первичного распределения доходов

Использование Ресурсы
Всего Всего
Доходы от собственности Валовая прибыль
переданные Налоги на производство
Проценты Налоги на продукты
Сальдо первичных доходов Другие налоги на производство
(валовое) Субсидии на производство
Субсидии на продукты
Другие субсидии на производство
Доходы от собственности полученные
Дивиденды
Проценты
Рента
Другие


Содержание раздела