d9e5a92d

Счета использования доходов

Штрафы и пени в составе текущих трансфертов переданных представляют собой платежи хозяйственных единиц-резидентов другим хозяйственным единицам (резидентам и нерезидентам) за нарушения условий договоров, контрактов, правил и др.
Добровольные взносы в составе текущих трансфертов переданных включают:
взносы государства в международные организации;
уплату членских взносов домашними хозяйствами в общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства;
добровольные взносы (кроме наследств и пожертвований) домашних хозяйств, хозяйственных единиц других секторов, других стран в общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Прочие текущие трансферты переданные состоят из:
финансовой и материальной безвозмездной помощи другим странам (кроме финансирования капитальных затрат);
оплаты домашним хозяйствам-резидентам и нерезидентам стипендий, учебных отпусков, оплаты поездок единицами других секторов и т. д.;
денежных переводов и подарков домашним хозяйствам (резидентам и нерезидентам) от резидентов.
Валовой национальный располагаемый доход является балансирующей статьей счетов распределения доходов и исчисляется как разность между всеми полученными доходами (всего ресурсов) и переданными доходами (отраженными в разделе использования счета). Он отражает возможности удовлетворения потребностей и сбережений, сформировавшихся в результате труда данного года.

Счета использования доходов

Завершающую группу счетов доходов представляют счета использования доходов. Они включают два счета: счет использования располагаемого дохода и счет использования скорректированного располагаемого дохода.

В первом из этих счетов отражаются расходы на конечное потребление, а также величина сбережений. Однако расходы на потребление и фактическое потребление не одно и то же.

Фактическое потребление в секторах отличается от расходов на него на величину социальных трансфертов в натуре.

Эти поправки выявляются при составлении счета перераспределения доходов в натуре. Величину фактического потребления можно получить, составив счет использования скорректированного располагаемого дохода.

Балансирующая статья в счете использования располагаемого и скорректированного располагаемого дохода при этом не меняется и связывает счета доходов со счетами операций с капиталом. Счета использования доходов моделируют одно и то же конечное потребление, точнее, расходы на конечное потребление. Разница между счетами заключается в том, что в счете использования располагаемого дохода в отличие от счета использования скорректированного располагаемого дохода не учитывается конечное потребление домашними хозяйствами продуктов и услуг, поступивших в виде социальных трансфертов в натуре.
Конечное потребление это экономическая функция сектора домашних хозяйств. Счета конечного использования это счета потоков.

В них не отражается собственно потребление, а лишь расходы на конечное потребление, т. е. поток стоимости, которая из разных источников, из разных секторов направляется в сектор домашних хозяйств для обеспечения конечного потребления.

В СНС факт приобретения товаров и услуг для нужд конечного потребления трактуется как акт потребления.

Счет использования валового национального располагаемого дохода


Цель данного счета показать, как на уровне экономики используется национальный располагаемый доход на конечное потребление и сбережение; как на уровне секторов Домашние хозяйства, Органы государственного управления и Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО) распределяется располагаемый доход на конечное потребление и сбережение. В ресурсном разделе счета по экономике в целом (табл. 7.7) отражается объем валового национального располагаемого дохода, перенесенного из счета вторичного распределения доходов (на уровне секторов объем располагаемого дохода).

В разделе использования отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и НКО.

Кроме того, в обоих разделах счета показывается статья Корректировка на изменение чистой стоимости активов домашних хозяйств в пенсионных фондах в ресурсах по сектору домашних хозяйств и в использовании по сектору финансовых учреждений.
Расходы на конечное потребление институциональных единиц показываются в группировке на индивидуальное и коллективное потребление. Оно отражается по принципу кто финансирует потребление, т. е. оно относится к индивидуальным единицам, несущим затраты.

Таким образом, расходы государственных бюджетных учреждений и НКО на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуральной форме, отражаются в этом счете как расходы на конечное потребление органов государственного управления и НКО.
Таблица 7.7
Счет использования валового национального располагаемого дохода'

Использование Ресурсы
3.Конечное национальное потребление
в том числе:
домашних хозяйств, государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
4. Валовое национальное сбережение (п. 2 - п. 3)
1. Валовой национальный располагаемый доход
5. Всего (п. 3 + п. 4) 2. Всего


' В счете отражается не фактическое конечное потребление, а расходы на эти цели. Конечное национальное потребление это стоимость продуктов и услуг, использованных непосредственно для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества. Оно охватывает:
потребительские расходы различных групп потребителей, которые группируются в зависимости от того, кто фактически их финансирует;
расходы на конечное потребление домашних хозяйств;
расходы государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Основной частью конечного национального потребления служат расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов, находящихся как на экономической территории страны, так и за рубежом, и охватывают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг за счет личного бюджета, а также поступления продуктов и услуг в нетоварной форме, которые выступают как личные доходы.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:
покупки новых товаров кратковременного и длительного пользования в государственной и кооперативной торговле, на оптовых и розничных рынках, у частных лиц и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
покупки рыночных потребительских услуг, включающих:
квартирную плату и оплату коммунальных платежей (за центральное отопление, воду, канализацию, газ, электроэнергию для освещения и бытовых нужд и др.);
платежи за проживание в гостиницах и др.;
оплату бытовых услуг (бани, прачечные, парикмахерские, фотографии, прокатные пункты, справочные бюро, конторы по обмену жилой площади и др.);
покупку путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д.;
платежи за услуги платных медицинских учреждений;
расходы на приобретение билетов в кино, театры, музеи, планетарии, зоопарки и другие культурно-просветительные учреждения;
оплату услуг транспорта и связи;
приобретение билетов на спортивные мероприятия (стадионы, бассейны и т. п.);
оплату услуг по сдаче в наем жилья, машин, оборудования, транспортных средств;
оплату финансовых, юридических и прочих услуг;
плату за обучение на курсах, занятия в кружках и т. п.;
торговую наценку на товары, приобретенные через комиссионные магазины;
стоимость услуг домашней прислуги;
стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления;
стоимость продуктов и услуг, поступивших в натуральной форме в качестве оплаты труда;
стоимость бесплатных (или по сниженным ценам) услуг социально-культурного характера, предоставляемых работникам и членам их семей самостоятельными подразделениями предприятий и организаций, которые могут быть обособлены в качестве единиц классификации (например, услуги ведомственных больниц, стадионов, клубов, домов отдыха и т. п.);
социальные пособия, предоставленные в натуральной форме государственными учреждениями и общественными организациями как в рамках существующих программ социального страхования и обеспечения, так и помимо них;
условно исчисленную квартирную плату в отношении жилищ, занятых их владельцами (условную жилую ренту);
подарки, полученные домашними хозяйствами из-за рубежа, за минусом подарков, посланных домашними хозяйствами за рубеж;
сальдо покупок домашними хозяйствами антикварных изделий и подержанных потребительских товаров длительного
пользования.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств не включают:
а) покупки домов, квартир (включаются в валовое накопление основных фондов);
б) покупки товаров и другие расходы для производственных целей (относятся к промежуточному потреблению), включающие:
покупки строительных материалов, семян, кормов, инструментов, инвентаря, спецодежды и т. п.;
оплату ветеринарных, юридических услуг, услуг по страхованию скота, хозяйственных построек и машин;
плату за аренду хозяйственных помещений, машин, оборудования, инвентаря;
расходы владельцев домов и квартир на текущий ремонт, включая покупки материалов для ремонта, на установку системы сигнализации для охраны (однако аналогичные расходы квартиросъемщиков включаются в конечное потребление);
в) расходы предприятий на содержание медпунктов, душевых, спортивных залов и другие, связанные с созданием нормальных условий труда (относятся к промежуточному потреблению);
г) услуги членов домашних хозяйств по приготовлению пищи, уборке жилищ (однако оплата аналогичных услуг домашней прислуги включается в конечное потребление).
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств оцениваются следующим образом:
товары оцениваются по рыночным ценам, т. е. по фактическим ценам потребления, включая торгово-транспортную наценку;
продукты, поступившие в натуральной форме, оцениваются по средним ценам реализации аналогичных товаров.
Расчет расходов на конечное потребление домашних хозяйств производится следующим образом:
1. Личное потребление населением материальных благ.
2. Объем платных услуг, оказанных населению (без оплаты стоимости электроэнергии, воды, газа, услуг химчисток и прачечных и других материальных услуг).
3. Износ жилищ.
4. Покупки товаров (включая услуги) за счет командировочных расходов.


5. Стоимость бесплатных (или по сниженным ценам) услуг социально-культурного характера, оказываемых предприятиями и организациями работникам и членам их семей (в случае предоставления услуг по сниженным ценам включается разница между их полной стоимостью и стоимостью по сниженным ценам).
6. Социальные пособия, предоставленные в натуральной форме государственными учреждениями и общественными организациями, обслуживающими домашние хозяйства.
7. Условно исчисленная квартирная плата в отношении жилищ, занятых их владельцами.
8. Стоимость подарков, полученных домашними хозяйствами из-за границы, за вычетом стоимости подарков, посланных за границу.
9. Стоимость услуг домашней прислуги. ' 10. Покупки товаров (включая услуги) нерезидентами на экономической территории страны.
11. Итого расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов на экономической территории страны (п.

1 + п. 2 - п. 3 п. 4+ п. 5+ п. 6 + п. 7 + п. 8 + п. 9 - п. 10).
12. Покупки товаров (включая услуги) резидентами в других странах.
13. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов(п.

11+п. 12).
Расходы на конечное потребление органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, охватывают стоимость бесплатных услуг, оказываемых этими учреждениями и организациями отдельным лицам в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства и обществу в целом в области науки, органов управления, обороны и др. Расходы на конечное потребление этих учреждений и организаций включают расходы на покупку продуктов и услуг (кроме расходов капитального характера), оплату труда работников, уплату налогов на производство, износ основных фондов.
Расходы на конечное потребление государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, не включают:
а) продажу товаров; стоимость платных услуг, оказываемых хозрасчетными учреждениями и организациями; частичную оплату услуг, оказываемых государственными бюджетными и общественными организациями, обслуживающими домашние хозяйства; выручку от реализации некоторых товаров (от продаж музеями открыток, сувениров и т. п.);
б) стоимость продуктов, приобретенных государственными учреждениями и организациями, обслуживающими домашние хозяйства, для непосредственной безвозмездной передачи их населению без переработки, которые не связаны технологически с процессом оказания услуг, например выдача продуктов питания и одежды организациями социального обеспечения (относится к конечному потреблению домашних хозяйств как социальные пособия в натуральной форме);
в) стоимость социально-культурных услуг, предоставляемых предприятиями и организациями работникам и членам их семей (относится к конечному потреблению домашних хозяйств).
Расходы на конечное потребление государственных учреждений и некоммерческих организаций оцениваются в размере их текущих издержек (включая потребление основных фондов) за вычетом платежей населения, предприятий и организаций, за счет которых частично финансируются расходы соответствующих учреждений.
В состав текущих издержек государственных учреждений включаются расходы на приобретение военной техники и оборудования длительного пользования, но не включается стоимость строительства военных объектов (относится к валовому накоплению основных фондов) и закупок продуктов для государственных резервов (относится к изменению запасов материальных оборотных средств).
В состав текущих издержек общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства, не включаются издержки принадлежащих им предприятий, например издержки типографий, принадлежащих партийным или профсоюзным организациям. Их деятельность отражается аналогично деятельности других предприятий, занятых производством продуктов и услуг.
Валовое национальное сбережение является балансирующей статьей счета использования доходов. Оно определяется как разница между валовым национальным располагаемым доходом и конечным национальным потреблением.

Вычитанием потребления основных фондов из валового национального сбережения получается чистое национальное сбережение.
Наряду с показателем расходов на конечное потребление рассчитывается показатель фактического конечного потребления. Он представляет собой стоимость фактически потребленных продуктов и услуг независимо от источника финансирования.

Первый показатель связан с отражением расходов институциональных единиц (домашних хозяйств) на конечное потребление; второй с анализом выгод, получаемых потребителями, независимо от того, кто финансирует расходы на потребление.

Например, расходы на конечное потребление нерыночных услуг в области образования, медицины и других несут органы государственного управления, а фактические выгоды от этого получают домашние хозяйства.
Для экономики в целом сумма расходов на конечное потребление всех институциональных единиц равна сумме их фактического потребления. Однако для отдельных секторов (групп институциональных единиц) это тождество не соблюдается.

Ясно, например, что фактическое конечное потребление больше их расходов на конечное потребление на сумму нерыночных услуг индивидуального характера, предоставляемых бесплатно домашним хозяйствам государственными учреждениями и некоммерческими организациями.
Таким образом,
конечное потребление может быть представлено либо как расходы на конечное потребление соответствующих институционных единиц или секторов экономики, либо как сумма фактического конечного потребления домашних хозяйств и органов государственного управления;
фактическое конечное потребление домашних хозяйств равно их расходам на конечное потребление плюс расходы органов государственного управления на конечное потребление индивидуальных товаров и услуг и плюс расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
фактическое конечное потребление органов государственного управления равно их расходам на конечное потребление коллективных услуг;
сумма расходов всех единиц на конечное потребление равняется сумме их фактического потребления.
Показатель расходов на конечное потребление получается расчетным путем. При этом широко используется принцип двойной записи.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств это общая величина приобретения резидентными домашними хозяйствами товаров и услуг.

Кроме покупки товаров и услуг во всех видах торговли в величину приобретения входит стоимость продуктов и услуг, полученных наемными работниками в качестве оплаты труда в натуральной форме, продовольствия и других товаров, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления, а также условно исчисленная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище.
Балансирующей статьей в этом счете является сбережение. Это та часть дохода, которая не потрачена на конечное потребление товаров и услуг (сбережение может быть, впрочем, и отрицательным).

При положительном сбережении неистраченный доход должен использоваться для приобретения активов или уменьшения пассивов.

Если это не сделано, значит, должны увеличиться наличные деньги. Если сбережение отрицательное это значит, что ликвидированы какие-то финансовые или нефинансовые активы или увеличены пассивы.

Таким образом, сбережение обеспечивает связь между текущими счетами СНС - счетами потоков и последующими счетами - счетами накопления.
Многие из перечисленных показателей используются при построении других счетов. Так, показатель выплат натуральной заработной платы исчисляется при построении показателя компенсации наемным работникам в счете образования доходов, в его ресурсном разделе.

В счете конечного использования эта же величина показывается в разделе использования. Таким образом достигается сбалансированность СНС.

Точно так же переносится из счета производства (раздел ресурсы) валовой выпуск услуг жилья, находящегося в частной собственности граждан.
Вместе с тем главный показатель покупки домашними хозяйствами товаров и услуг рассчитывается самостоятельно на основе одного из основных показателей статистики торговли чистого (т. е. за вычетом перепродаж) товарооборота. В то же время из общей величины товарооборота исключается объем продаж тех товаров, которые не предназначены для конечного потребления:
покупки в розничной торговле товаров, например мебели или канцелярских товаров, предприятиями и организациями;
покупки товаров домашними хозяйствами, которые используются не для конечного, а для промежуточного потребления, например удобрений или кормов для скота, красок, строительных материалов и т. д.;
покупки тех товаров, которые используются для накопления, например ювелирных изделий и предметов искусства.
Поскольку необходимую первичную информацию для этих расчетов собрать бывает весьма сложно, то расчет носит во многом условный характер и основан на косвенных данных.
Как правило, для определения достоверных показателей расходов на конечное потребление домашних хозяйств используется параллельно несколько источников:
данные статистики торговли с учетом экспертных расчетов объемов продаж на неорганизованном рынке (такие расчеты часто ведутся на основе таможенной статистики и других источников);
выборочные обследования потребительских бюджетов домашних хозяйств;
данные банковской статистики о выручке торгующих организаций, сдаваемой в банки.
Каждый из этих источников имеет свои собственные плюсы и минусы. Сопоставление полученных независимо друг от друга результатов позволяет дать достаточно адекватную оценку общему объему потребления домашних хозяйств.
Расходы на конечное потребление органов государственного управления рассчитываются в размере их выпуска, определяемого при построении счета производства. Здесь также осуществляется принцип двойной записи.

Причем в состав расходов включаются как расходы государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные потребности домашних хозяйств (учреждений здравоохранения, образования, культуры), так и тех, которые удовлетворяют коллективные потребности (оборона, государственное управление и наука). Тем не менее считается, что и эти услуги потребляются в конечном итоге домашними хозяйствами.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций в счете использования валового национального располагаемого дохода также определяются по величине выпуска этих организаций в том же размере, что и в счете производства. Однако в счете использования скорректированного располагаемого дохода из этой величины вычитается размер социальных трансфертов в натуре, т. е. стоимость бесплатных для населения продуктов и услуг, передаваемых им некоммерческими организациями.
Показатель сбережения получается балансовым путем как разница между располагаемым доходом и размером расходов на конечное потребление.
Счет использования располагаемого дохода (табл. 7.7) разрабатывается в разрезе секторов, что позволяет выявить некоторые специфические особенности этого процесса в различных секторах экономики.

В СНС принято условие, что корпорации (финансовые и нефинансовые) не осуществляют трансфертов потребительских товаров или услуг домашним хозяйствам, не несут они расходов и на конечное потребление.

Поэтому целью счета использования располагаемого дохода является показ того, как домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие их, и органы государственного управления распределяют свой располагаемый доход между конечным потреблением и сбережением.
В счете делается запись поправки на изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах с точки зрения выплаты страховыми корпорациями и пенсионными фондами, а также с точки зрения поступления выплат домашним хозяйствам, т. е. в ресурсной и расходной частях,
Расходы на потребление относятся к институциональным единицам, несущим затраты, даже если они не являются единицами, которым предоставляются данные товары или услуги. Поэтому расходы органов государственного управления или некоммерческих организаций на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые ими домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуре, в этом счете отражаются как конечные расходы органов.
Национальное сбережение может быть получено суммированием сбережений всех финансовых и нефинансовых корпораций, общего государственного управления, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Таким образом, оно равно национальному доходу за вычетом расходов на конечное потребление.

Сбережение как балансирующая статья переносится в счет операций с капиталом в качестве ресурса, но, помимо этого, сальдо текущих операций в счете для остального мира является статьей сбережения и переносится таким же образом.

Это позволяет в анализе счета операций с капиталом определить, в какой мере сбережение финансируется из средств национальной экономики и в какой мере привлечением средств из-за границы.
Особенности отражения в СНС расходов (затрат) на приобретение продуктов и услуг и их конечного использования.
В связи с наличием двух параллельных счетов счета использования располагаемого дохода (табл. 7.7) и счета использования скорректированного располагаемого дохода (табл.

7.8) важно выявить различие, которое существует в СНС между понятиями: расходы на товары и услуги, их приобретение и использование. Для нефинансовых и финансовых корпораций разница между расходами и использованием определяется запасами материальных оборотных средств и основных фондов и оказывает влияние как на счет производства, так и на счет операций с капиталом.

Наиболее тонкие различия между расходами и приобретением возникают при рассмотрении этого вопроса для сектора домашних хозяйств.
В СНС расходы относят к единицам, которые в конечном итоге несут затраты, в отличие от единиц, которые могут производить выплаты продавцам.



Содержание раздела