d9e5a92d

Краткая история международных сопоставлений

Потребность в сопоставимой экономической информации, отражающей уровни и тенденции развития, структуру и пропорции национальных экономик, уровня жизни населения, существовала давно, но она резко возросла в условиях интенсивного развития интеграционных процессов в мировой экономике. В настоящее время результаты сопоставлений Широко используются международными организациями (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР, ЕС и другими), национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, учеными для аналитических и практических работ.

Сопоставление показателей в стоимостной форме началось с работ политических арифметиков (вторая половина XVIII в.), в частности Вильяма Петти, Грегори Кинга. Вильям Петти сравнил потенциалы Великобритании, Голландии, Франции и пришел к выводу, что Голландия и Франция развивались быстрее Англии.

Грегори Кинг исчислял компоненты доходов и расходов в Англии, Франции и Голландии в единой валюте (фунтах стерлингов). В России (первая половина XIX в.) статистическими сопоставлениями с другими европейскими странами занимались Д.А.

Милютин и другие экономисты.
В середине ХIХ в. произошло международное объединение статистиков (Первый международный статистический конгресс в Брюсселе состоялся в 1853 г. по инициативе А. Кетле). В 1885 г. создан Международный статистический институт, главной целью которого стало получение сравнительных материалов для разных стран.

Во второй половине XIX в. началось проведение подробных международных сопоставлений (Л.

Леви, М. Мелхолл). В конце XIX в. М. Мелхолл опубликовал работы Развитие мировой экономики и Баланс мирового хозяйства, в которых содержались сравнительные данные о национальном доходе разных стран в сопоставимой валюте (в фунтах стерлингов).

По подсчетам М. Мелхолла, в конце XIX в. самый высокий доход на душу населения имела Австралия, на втором месте стояли США, Англия - на третьем.
Л.Леви и М. Мелхолл производили пересчеты экономических показателей отдельных стран посредством официальных курсов валют. С середины XX в. получил распространение метод сопоставления национального дохода с помощью так называемых потребительской корзины, рабочих пайков (К.

Джини, С.Г.

Струмилин). Колин Кларк измерял национальный доход в международных единицах.

Международная единица представляла собой набор товаров и услуг, которые можно было приобрести в США на один доллар по ценам 1925-1934 гг.

Этот набор товаров оценивался в валюте сопоставляемой страны. Делением стоимостного показателя в национальной валюте на стоимость набора товаров получали оценку этого показателя в долларах США.
После Второй мировой войны начались развернутые сопоставления на базе межгосударственных соглашений, а также в рамках таких международных организаций, как ОЕЭС (ныне ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития), ООН, СЭВ (Совет экономической взаимопомощи функционировал до 1991 г.). Международные сопоставления показателей системы национальных счетов (СНС) начали проводиться с 50-х годов.

До этого международные сопоставления сводных показателей и разработка методологии национального учета (как международных стандартов) шли параллельными курсами.
Крупной вехой в развитии работ по международным сопоставлениям показателей СНС стала публикация в 1954 г. в Париже работы М. Джильберта и И.Крэвиса Международные сравнения национального продукта и покупательной силы валют, в которой подытоживались результаты исследований, выполненных в рамках ОЕЭС.
Сопоставлениями были охвачены США и восемь западноевропейских стран: Англия, Бельгия, Голландия, Дания, Италия, Норвегия, Франция и ФРГ. В основе сопоставлений - двусторонние сравнения между каждой западноевропейской страной и США за 1950 г. В этом классическом сопоставлении впервые широко был применен индексный метод расчета покупательной способности (силы) валют или, как еще можно сказать, реального соотношения цен на базе товаров (услуг)-представителей.
Сопоставления проводились по показателю валового национального продукта. Для этого Джильберт и Крэвис указанный показатель представили в виде суммы потребительских расходов на товары и услуги, валовых капиталовложений (включая изменения запасов материальных оборотных средств), текущих государственных расходов (как гражданских, так и военных).

По группам потребления и капиталообразования было подобрано по 150 товаров (услуг)-представителей с ценами. Товары (услуга-представители подразделялись на идентичные, аналогичные и уникальные; особое внимание обращалось на корректировку цен в связи с качественными различиями между функционально аналогичными товарами и услугами, производимыми разными странами.
Индексы цен исчислялись как по структуре США, так и по структуре сопоставляемой страны. Полученные два соотношения (по структуре каждой из сравниваемых стран) не совпадали между собой, как не совпадают индексы Пааше (веса отчетного периода) и Ласпейреса (веса базисного периода).

Были найдены среднегеометрические из этих соотношений типа индексов Фишера.

Результаты расчетов, кроме всего прочего, показали неприемлемость использования в международных сравнениях стоимостных валютных курсов, которые, как правило, приводили к существенной недооценке положения европейских стран по отношению к США и к друг другу.
Международные сопоставления, как и международная статистика в целом, получили серьезный импульс с возникновением ООН. С 1963 г. публикуется показатель национального дохода разных стран, пересчитанный в единую валюту по одной из разновидностей валютных паритетов (импортные, экспортные, средние экспортно-импортные и др.).
В начале 70-х годов Статистическая комиссия ООН совместно с Пенсильванским университетом (США) под руководством И. Крэвиса выполнила работы по развернутым сопоставлениям валового национального продукта за 1967 и 1970 гг. десяти стран (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония, Индия, Колумбия, Кения, Венгрия). Методология прямых сопоставлений, основанная на расчетах реального соотношения цен, практически не отличалась от методологии, использованной М. Джильбертом и И.Крэвисом в сопоставлении за 1950 г. Новизна работы заключалась прежде всего в том, что наряду с более тщательными парными сопоставлениями были проведены экспериментальные многосторонние сопоставления (методы Гири, Уолша, Ван Изерна).
При проведении многосторонних сопоставлений усложняется задача получения результатов (индексов), которые должны быть строго согласованы между собой, т. е. отвечать определенным требованиям. Невыполнение этих требований может привести к появлению противоречий в полученных результатах.
В специальной литературе дается характеристика требований, предъявляемых к международным индексам (большинство этих требований в равной мере относится как к индексам многосторонних сопоставлений, так и к индексам прямых парных сопоставлений). Их пять.
1. Характерность результатов. Это требование означает, что на результаты сравнения должны оказывать влияние цены, количество и веса лишь сопоставляемых стран, оно выполнимо лишь при прямых сопоставлениях.

Все многосторонние сопоставления этому требованию удовлетворяют лишь в определенной степени, поскольку основываются на использовании всей информации сравниваемых стран.
2. Независимость от выбора базовой страны (инвариантность индексов). Конечные результаты сопоставления не должны зависеть от того, какая страна выбрана в качестве базы сравнения. Она должна рассматриваться как начало отсчета.

При использовании методов, не обеспечивающих инвариантность индексов, результаты составления в значительной степени зависят от выбора базовой страны.

Например, при сопоставлении трех стран в зависимости от того, какая из них принимается за базу сравнения, ранжированный ряд по величине определенного показателя может быть разным.
3. Транзитивность (переводимость индексов). Требование означает логическую взаимосогласованность индексов, исключающую противоречивые результаты. Математически это требование выражается так:



т. е. результаты прямого сопоставления (страны А и В) должны быть равны результатам сопоставления через третьи страны (страны А и С; страны С и В).
4. Внутренняя согласованность индексов. Индексы для показателя в целом должны быть согласованы с индексами для его компонентов (частей).

Это требование взаимосвязано с требованием аддитивности, т. е. объем показателя должен быть равен сумме объемов его элементов (составляющих).
5. Требование независимости индексов от выбранной системы единиц измерения. Результаты сопоставления должны быть одинаковыми независимо от того, пользуются ли единицами измерения одной страны или единицами измерения другой страны (необходимо использовать какую-то единую систему измерения).
Многосторонние международные сопоставления долгое время носили экспериментальный характер. Парные международные сопоставления имеют значительно большее распространение.

Что касается перечисленных выше требований, то отечественные специалисты по международным сопоставлениям обращают внимание на нецелесообразность их противопоставления экономическому содержанию формулы индексов. Вопрос о конкретных требованиях к индексам решается в зависимости от того, каким аспектам анализа придается большее значение, для решения каких задач экономической статистики будут использованы результаты расчетов.
На последующих этапах международных сопоставлений расширялся круг участников, совершенствовались методика и организация работы. Впервые в сопоставлениях за 1975 г. измерения стали проводиться по региональному принципу, т. е. в каждом регионе выделяется своя страна центр сопоставлений (например, в Европе эту роль выполняет Австрия).
В 80-е годы начал формироваться целый комплекс работ по международным сравнениям, включающий:
создание системы для проведения сопоставлений в полном масштабе около 60 отобранных стран каждые 5 лет;
проведение сокращенных сопоставлений упрощенным методом для остальных стран членов ООН;
экстраполяцию соизмеримых данных за промежуточные годы внутри пятилетнего цикла;
проведение исследований по совершенствованию методологии международных сопоставлений.


В 90-е годы сформировалась целая система работ по международным сравнениям. Программа международных сопоставлений ООН (ПМС ООН) является общепризнанным мировым статистическим стандартом в области международных сопоставлений. В одной из региональных программ Европейской программе сопоставлений (ЕПС) как составной части ПМС ООН участвует Россия.

До 1991 г. международные сопоставления проводились в рамках СЭВ.

В 19941995 гг. международные сопоставления между странами Содружества независимых государств начали осуществляться в тесном взаимодействии национальных статистических служб и Статкомитета СНГ.
В рамках ПМС ООН результатами сопоставления являются стоимостные объемы ВВП и его составляющих компонентов в сопоставимой валюте и паритете покупательной способности (ППС) валют, что позволяет проводить как сравнения уровней экономического развития стран, так и уровней цен в них. Определяется реальная доля стран в мировом производстве.
Основным объектом сопоставления в ПМС ООН являются показатель валового внутреннего продукта (ВВП), исчисляемый методом конечного использования, и его основные компоненты. Для целей сопоставления ВВП разбивается согласно заданной классификации на большое число детализированных однородных товарных групп.
Внутри однородных товарных групп выбирается необходимое число товаров, определяющих содержание групп (товары-представители).
Россия как правопреемник бывшего СССР включилась в программу ЕПС поданным за 1993 г. Ниже приводятся данные, отражающие результаты первых международных сопоставлений России.
Россия вошла во вторую группу Европейской программы сопоставлений, в которую включены Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словения, СРЮ, Хорватия, Словакия, Чехия, Украина, Белоруссия, Молдавия и Австрия, являющаяся, как указывалось выше, базовой страной-координатором и центром сопоставления во второй группе, с которой все остальные страны проводят двусторонние сопоставления. Помимо сопоставления в рамках ЕПС-93/11 (с Австрией), Госкомстат России проводит двустороннее сопоставление с ФРГ по данным за год. В дальнейшем возможно участие России в многосторонних сопоставлениях группы
I ЕПС (страны ЕС и другие страны Западной Европы) при одновременном участии в сопоставлениях группы II (сопоставление Россия - Австрия) (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Оценка валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений

1990 1991 1992 1993 1996
ВВП России:
всего, млрд. долл. США 1268,4 1150,7 956,5 868,3 996,1
на душу населения 8555,7 7743,8 6432,6 5839,2 6742
Соотношение ВВП России и США (США = 100):
всего 23,0 20,3 16,1 13,6 13,5
на душу населения 38,7 34,5 27,6 23,6 24,2
Паритет покупательной
способности: (рубль/доллар США) 0,52 1,17 20,20 204,85 2209

Основы методологии международных сопоставлений показателей СНС

Задача международных сопоставлений показателей СНС сводится не только к сравнению объемов валового внутреннего продукта (ВВП), но и его отдельных компонентов и, разумеется, структуры. Международная статистика использует несколько критериев при выделении отдельных категорий расходов: расходы на потребление домашних хозяйств, государственное потребление, капиталообразование и чистый экспорт.

Следующий критерий назначение (область применения) потребляемой продукции и услуг. Например, выделяются продовольствие, одежда, транспорт и связь, продукты (товары) и услуги, предметы (товары) длительного и недлительного пользования.

Ниже приводится структурная классификация, рекомендуемая международными организациями при проведении международных сопоставлений ВВП. Разбивка ВВП на агрегированные показатели расходов 1. Потребление домашних хозяйств:
продовольствие, напитки, табак
одежда и обувь
валовая арендная плата, топливо и энергия
хозяйственно-бытовое оборудование и эксплуатация медицинская помощь
транспорт и связь
' различные товары и услуги
чистые покупки за границей
2. Государственное потребление
3. Капиталообразование
машины и оборудование
строительство
изменение запасов
4. Чистый экспорт
5. Валовой внутренний продукт (итого сумма пунктов 1-4). При региональных сопоставлениях может применяться подробная разбивка, значительно более длительная, чем в сопоставлениях между странами. Однако эта подробная разбивка должна быть совместимой с представленной выше, т. е. давать возможность получить самые детализированные аналитические категории мировой разбивки посредством объединения аналитических категорий региональной разбивки. Центральное место в международных сопоставлениях показателей системы национальных счетов отводится исчислению паритета валют (покупательной способности валют) сравниваемых стран. Первый этап по определению паритетов валют состоит в подборе товаров (услуг)-представителей (далее товаров-представителей), сходных по своим качественным характеристикам с соответствующими образцами сравниваемой страны и характерных для всей совокупности продукции, отнесенной к конкретной группе товарной пересчетной номенклатуры (далее товарной группы).

В этом случае предполагается, что цены будут формироваться на основе принципов, общих для ценообразования на продукцию данного профиля, т. е. они будут и характерными, и типичными для всего сопоставляемого показателя (компонента показателя).
Основными критериями представительности отдельных видов продукции являются массовость их производства, высокая доля в стоимостном объеме товарной группы. Иначе говоря, эти виды продукции должны быть наиболее характерными представителями с точки зрения места, занимаемого ими в производстве и использовании этой продукции.
При подборе товаров-представителей по возможности используется информация об аналогичных или идентичных изделиях, производимых и потребляемых в сравниваемых странах. В случае, если продукция, характерная для конкретной товарной номенклатурной группы, уникальна, вместо нее следует отобрать иную, по которой такие аналоги в сравниваемой стране могут быть найдены.

Необходимо иметь в виду, что при сравнении, например, показателей нашей страны с показателями США, могут быть использованы одни характерные виды продукции, а при сравнении показателей нашей страны с показателями ФРГ по той же самой номенклатурной товарной группе другие товары-представители, хотя предпочтительнее нахождение таких видов продукции, которые будут общими для производства и использования всех или нескольких сравниваемых стран.
При согласовании товаров-представителей данной страны со сравниваемыми странами могут встретиться три основных типа товаров: идентичные товары (полностью сравниваемые), аналогичные товары (частично сравниваемые) и товары, по своим качественным характеристикам не поддающиеся сравнению. Степень сравниваемости определяется на основе технико-экономических параметров (характеристик).
К идентичным товарам относятся образцы продукции, которые имеются в сравниваемых странах и которые характеризуются одинаковыми технико-экономическими параметрами. При этом следует учитывать только основные технико-экономические (эксплуатационные) характеристики, влияющие на потребительную стоимость.

Незначительные различия по форме или по отдельным, второстепенным свойствам товара игнорируются, так как это не влияет или почти не влияет на качество, а следовательно, и цену товара.
Аналогичные товары продукция, которая имеется в сравниваемых странах и служит одним и тем же целям, но различается по одному или нескольким важным качественным свойствам, влияющим на цену изделия. С экономической точки зрения единица такого товара в одной стране не равняется единице аналогичного товара в другой.

В качестве товара-представителя они могут быть использованы только с последующей корректировкой цен.

Поэтому включение таких товаров в список товаров-представителей целесообразно в тех случаях, когда число идентичных товаров недостаточно для определения соотношений цен по данной пересчетной товарной группе.
Товары, не поддающиеся сравнению, продукция, которая встречается лишь в одной из сравниваемых стран. Включение таких товаров в список товаров-представителей всегда должно являться исключением и допустимо только в тех случаях, когда этот товар, не производимый в одной из двух сопоставляемых стран, имеет большое значение в производстве и использовании в национальной экономике другой страны.

Для такого товара должна ориентировочно исчисляться цена страны, в которой данная продукция не существует.
Вторым этапом работ по расчету паритета валют (покупательной способности) является подбор цен к товарам-представителям. Применяются цены конечного потребления:
оптовые цены франко-станция отправления для товаров-представителей, являющихся промышленной продукцией;
оптовые цены франко-станция назначения для товаров-представителей, используемых при сопоставлении затрат на строительные работы.
Оптовые цены для импортного изделия или оборудования (включая стоимость монтажа) для страны-импортера берутся в национальной валюте, для страны-экспортера - с учетом затрат на экспортное исполнение.
Принятый при сопоставлениях индексный метод пересчетов на базе индивидуальных цен товаров-представителей предопределяет зависимость степени достоверности конечных результатов не только от правильного подбора товаров (продуктов)-аналогов (далее товарных аналогов), но и сравниваемых цен на них. Общим правилом должно быть стремление к подбору таких товарных аналогов, для которых отпадает необходимость корректировки цен, так как они имеют незначительные различия в технико-экономических параметрах.

В тех случаях, когда сопряженные товары-представители отличаются по некоторым своим параметрам, проводится корректировка их цен.
Корректировка цен товаров-представителей сравниваемых стран осуществляется только при наличии различий в основных их характеристиках (параметрах). При этом руководствуются следующими критериями:
а) при незначительных различиях в технико-экономических параметрах сравниваемых товаров не надо прибегать к корректировке их цен;
б) корректируются цены сравниваемой страны (цены базисной страны целесообразно не изменять);
в) за основу корректировки цен принимаются свойства, связанные с потребительной стоимостью сравниваемых товаров, а не с издержками их производства;
г) корректировка цен в отдельных случаях специфична и требует привлечения экспертов для определения степени различия потребительских свойств сравниваемых товаров.
Критерием корректировки цен товаров-представителей сравниваемых стран является посылка, требующая ответа: насколько изменится цена товара-представителя сопоставляемой страны (исходя из национальных условий ценообразования), если ее товар будет обладать теми же качествами (т.е. той же технико-экономической характеристикой), которые присущи аналогичному товару-представителю базисной страны. Основой для расчета цен страны, по которой проводится корректировка, являются отличия в характеристиках и параметрах аналогичных товаров-представителей по сравнению с базисной страной.
Основные принципы выбора характеристик (параметров) при определении величины корректировки цен товаров-представителей следующие:
а) отбираются только основные параметры, определяющие величину цены товара-представителя и достаточно полно характеризующие его конструктивные, технологические и эксплуатационные признаки;
б) число отобранных параметров должно быть минимальным, но достаточно полно характеризующим его потребительские свойства;
в) желательно, чтобы отобранные параметры были зафиксированы в технических условиях;
г) отобранные параметры должны быть выраженными количественно.
При корректировке цен на изделия, являющиеся продукцией машиностроения, потребительские свойства которой определяются значительным числом технических параметров, в качестве основных должны приниматься те, которые характеризуют главное качество товара-представителя: производительность машины с учетом факторов надежности (степени безотказности), экономичности и удобства эксплуатации. При корректировке цен на машиностроительную продукцию учитываются различия, в ее комплектации и оснастке.

Отметим, что корректировка цен товаров-представителей на основе важнейших технических параметров дает удовлетворительную степень точности в условиях, когда различия в остальных их параметрах не являются чрезмерными.
Для корректировки цены целесообразно рассчитать поправочный коэффициент (с точностью до 0,01), что допустимо при условии соответствия основных потребительских свойств подобранных товаров-представителей. Прежде чем определить поправочный коэффициент цены, устанавливается поправочный коэффициент по каждому из основных технико-экономических параметров товара-представителя.

Преимущественно для корректировки цен следует использовать не более двух, максимум трех параметров.
Скорректированная цена товара-представителя (Р) рассчитывается по следующий формуле:



где Рj 2 первоначальная цена j-го товара-представителя сравниваемой
страны;
Т j2 и Тj1 основные ценообразующие технические параметры j-го товара
базовой страны и сравниваемой страны;
Kj2/1 - коэффициент пересчета, который определяется по формуле Т j2 Kj2/1 = -------------
Тj1 В случае, если нельзя количественно определить значимость факторов, агрегирование количественных значений поправочных коэффициентов проводится по формуле средней арифметической невзвешенной. Последовательность расчета паритета валют определяется этапами работы: необходимостью исчисления индивидуального индекса цен, группового индекса цен и собственно паритета валют в результате агрегирования групповых индексов цен.
Индивидуальный индекс цен рассчитывается как соотношение цен товаров-представителей двух сравниваемых стран:


где im2/1 индивидуальный индекс цен товара-представителя от;
Рm1 и Рm2 цена товара т в валюте сравниваемой страны и в валюте базовой страны. Групповой индекс цен исчисляется как среднегеометрический индекс из индивидуальных индексов цен товаров-представителей соответствующей группы:






w где I2/1 средний индекс цен пересчетной группы; w число товаров-представителей в группе. Группы, для которых не подобраны товары-представители, пересчитываются среднегеометрическими индексами цен более крупных групп, частью которых они являются, или индексами цен схожих групп. Для анализа и контроля подобранных товаров-представителей (наряду с групповым индексом цен) рассчитываются коэффициенты рассеивания и контроля как для наименьших пересчетных групп, так и для аналитических групп и всего показателя в целом.
Коэффициенты рассеивания рассчитываются как соотношение индивидуального и группового индексов цен:


Групповой коэффициент показывает среднее отклонение индивидуальных индексов от группового и рассчитывается по формуле




где е - основание натуральных логарифмов; М число товаров-представителей;
ю (ln) среднеквадратическое отклонение логарифмов индивидуальных индексов от логарифма группового индекса.


Для обнаружения резко выделяющихся товаров-представителей рассчитывается коэффициент контроля для каждого индивидуального индекса:



где tm коэффициент контроля для товара-представителя т.
Затем tm сравнивают с заданным критическим значением tкр., которое обычно равно 3.
Товары-представители, для которых tm tкр., т. е. коэффициент контроля большего критического значения, выделяются и подвергаются анализу с целью установления причин такого резкого отклонения индексов. Результаты расчетов индивидуальных и групповых индексов цен рекомендуется направлять экспертам для логической проверки индивидуальных индексов цен и коэффициентов рассеивания как показателей правильности подбора товаров-представителей.

После проведенной проверки в случае необходимости вносятся соответствующие уточнения в списки товаров-представителей.
Паритет валют определяется как среднегеометрический индекс из средневзвешенных индексов пересчетных групп:



где J2/1 - среднегеометрический индекс цен группы соответствующего уровня агрегирования;
N число первичных групп, имеющих товары-представители;
W2n2 стоимостный объем агрегированной группы п в валюте сравниваемой страны;
W1n1 стоимостный объем агрегированной группы и в валюте базовой страны;
Jn2/1 - индекс агрегированной группы (валюта страны 2 к валюте страны I). Пересчет большинства компонентов валового внутреннего продукта в валюту сравниваемой страны проводится прямым методом с помощью индексов покупательной способности валют, агрегированных из индивидуальных паритетов по товарам-представителям. Определенная специфика имеет место при сопоставлении объемов строительных работ и государственного потребления.
Современные сопоставления объемов строительных работ проводятся на основе информации об объектах-представителях так называемого метода стандартного строительства. Суть подхода состоит в том, что паритет покупательной способности валют рассчитывается не путем сравнения цен на строительную продукцию, т. е. на конкретные реальные строительные объекты, из-за их большого разнообразия, а на условные объекты, приведенные к стандарту.

Для оценки сметной стоимости условного объекта подбираются национальные цены (расценки) для каждого вида работ и оборудования.

Фактически решается задача, сколько бы стоил конкретный условный объект, если бы он возводился в данной стране.
Сравнения государственного потребления проводятся для отдельных элементов затрат по зарплате, амортизации, промежуточному потреблению. Для заработной платы паритет покупательной способности (ППС) определяется как соотношение средней зарплаты в расчете на одного занятого в этой сфере с поправочным коэффициентом на различия в производительности труда.

Для амортизации используется ППС по валовому капиталообразованию (без жилищного строительства). ППС для промежуточного потребления рассчитывается как средняя величина паритетов соответствующих компонентов, выделяемых из промежуточного потребления.
Агрегирование результатов сопоставлений всех составляющих валового внутреннего продукта позволяет получить результаты сравнения в целом по сводному показателю. Такие результаты называются реальными соотношениями по конечному продукту, конечному потреблению, валовым капиталовложениям и т. д. Так как расчеты реального соотношения объемных показателей, так же как и паритетов покупательной способности валют, осуществляются первоначально в валюте каждой из сравниваемых стран и по структуре каждой сравниваемой из стран, то будут два отличающихся результата (индекса).

Согласно общепринятой методологии двусторонних международных сопоставлений в качестве официального результата принимается средняя геометрическая величина из двух индексов (индекс Фишера). Контрольные вопросы
1 Краткая история международных сопоставлений обобщающих экономических показателей. 2.Основные требования, предъявляемые к международным сопоставлениям.
3.Современная программа международных сопоставлений ООН.
4.Сущность методов товаров-представителей.
5.Методология пересчета сравниваемых показателей различных стран в единую валюту.



Содержание раздела