Основными макроэкономическими ориентирами государства-инвестора,
определяющего тенденции изменения экономического равновесия относительно
бюджетных потребностей и возможностей налоговой системы, являются
показатели структуры и объемов внешнего и внутреннего долга32. Динамика
долговых обязательств государства напрямую связана с показателями
экспортно-импортных операций (торговый баланс, доля экспорта в мировой
торговле и т.д.) и динамикой мировых цен в отраслях, обеспечивающих
валютные поступления (см. раздел «Конъюнктура мировых товарных и
финансовых рынков»). Государство-инвестор, оценивая свои возможности по
обслуживанию внешнего и внутреннего долга, анализирует структуру и
постатейный объем бюджетных расходов, соотнося их с объемом
предполагаемых бюджетных доходов и источниками погашения бюджетного
дефицита.
Возрастание внутреннего и внешнего государственного долга приводит к
снижению объемов привлекаемых внутренних денежных ресурсов и прямых
иностранных инвестиций33 и увеличению отрицательного сальдо платежного
баланса. Это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на бюджет в
виде увеличения бюджетных расходов на инвестиции.
В соответствии с рисунком 7 общая схема взаимосвязи
макроэкономических показателей, влияющих на сбалансированность
функционирования экономической системы с точки зрения равновесия
бюджетных потребностей и возможностей налоговой системы, может быть
представлена следующим образом. Возрастающие потребности бюджета ведут к
увеличению государственного долга и увеличению налоговой нагрузки на
производителей (что может привести к снижению предложения товаров и
услуг). В случае, если налоговая система не способна обеспечить потребности
бюджета, а возможности бюджетных заимствований ограниченны, возникает
превышение расходов над доходами бюджета, ведущее к бюджетному
дефициту. В свою очередь, чем больше размер государственного долга, тем
меньше инвестиций направляется в реальный сектор и тем меньше
устойчивость экономической системы в целом. На этом фоне снижение темпов
экономического роста и внешнеторговой активности способны подорвать
возможности налоговой системы, обеспечивающей доходную часть
государственного бюджета.
Однако следует иметь в виду, что представленная выше схема является лишь одним из
возможных вариантов зависимости рассматриваемых макроэкономических показателей. Не
исключено, что в иных экономических условиях направленность их динамики, а также степень
влияния могут претерпеть изменения.
32 Фаруки Ш. Макрофинансовый обзор: формулирование политики и программы. . Институт
экономического развития Всемирного банка, 1996. . С.6
33 В мировом масштабе экономическая важность иностранного инвестирования, измеряемая как
отношение между объемом прямых иностранных инвестиций и ВВП, возросла более чем в три
раза - с 4,4% в 1960 г. до порядка 12-13% в 2000 г. (прогнозное значение) (Фишер П. Прямые
иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. . М.: Финансы
и статистика, 1999. - С. 70)