d9e5a92d

Инвестиционные решения государства на рынке ценных бумаг


В настоящем параграфе предложены варианты инвестиционных решений (на примере рассмотренной в третьем параграфе главы II группы автотранспортных предприятий г.

Москвы), принимаемых государством на основе анализа фундаментальных факторов состояния компаний-эмитентов.

Выступая в качестве эффективного собственника, город Москва как акционер сталкивается с необходимостью учета двух основных аспектов при принятии инвестиционных решений в отношении пакетов акций акционерных обществ.

Во-первых, это вопросы экономической эффективности управления пакетами акций,

что включает проблемы максимизации доходов при минимизации затрат. С одной стороны,

необходимо содействовать повышению прибыльности предприятий, что, соответственно,

должно повысить доходы бюджета в виде налоговых и иных обязательных платежей, а также за счет получения более высоких дивидендов. С другой стороны, необходима оптимизация затрат на поддержку находящихся в собственности города предприятий (что подразумевает и затраты на содержание штата сотрудников, занимающихся управлением.).

Во-вторых, необходимо учитывать и ряд социальных факторов, касающихся вопросов занятости, уровня заработной платы, интересов потенциальных пассажиров, вопросов организации дорожного движения, экологической обстановки в городе, которые призваны

решать органы муниципальной власти.

Для решения первого вопроса автором предлагается использовать метод интегральной рейтинговой оценки компании-эмитента с точки зрения экономической значимости его для города99 (далее . рейтинг).

Для целей построения настоящего рейтинга целесообразно рассматривать город с двух точек зрения: с точки зрения города как акционера (аспект А) и с точки зрения города как фискального органа (аспект Б). Город как акционера интересует, насколько эффективно работает предприятие, зарабатывает ли прибыль, платит ли дивиденды. Фискальные же органы интересуют поступления в виденалогов, задолженность по таким поступлениям и пути погашения этой задолженности. Задачей построения рейтинга является определение

Источниками информации для построения рейтинга являются данные, содержащиеся в системе показателей состояния компаний-эмитентов, подробно рассмотренной в третьем параграфе главы II. Схема построения рейтинга представлена на рисунке 17. Рис.17 Схема построения рейтинга значимости предприятий для города Как видно из рисунка 17 в системе построения рейтинга выделено три аналитических блока: собственно хозяйственная деятельность, бюджетная эффективность и отдельно . дивиденды100. Почему дивиденды выделены в отдельную область? Дело в том, что дивиденды 100 В расчете рейтинга не представлен аналитический блок - рыночные показатели акций компаний-эмитентов. Связано это с отсутствием рынка ценных бумаг большинства компаний- эмитентов, в уставных капиталах которых есть доля участия г. Москвы



Таким образом, город заинтересован в выплате дивидендов и как акционер, и как фискальный орган. Однако, как показывает российская практика, предприятия не проводят взвешенную дивидендную политику, иными словами не платят дивиденды, поэтому этот показатель не должен значительно влиять на результат рейтинга. В результате аналитическим блокам: хозяйственная деятельность, дивиденды и бюджетная эффективность присвоены экспертным путем следующие веса: 46%, 8% и 46% соответственно (общий вес рейтинга . 100%).

Как было показано в главе I настоящей диссертации, существует большое количество показателей, с помощью которых можно оценить эффективность хозяйственной деятельности компании-эмитента и ее значимости для бюджета. Однако целесообразно сделать методику расчета рейтинга максимально простой и общедоступной. Поэтому были выделены 5 наиболее существенных аналитических подблоков (рентабельность, динамика чистых активов,дивиденды, налоги, задолженность), а в рамках этих подблоков . 8 ключевых рейтинговых показателей. Рентабельность . это в общем виде эффективность предприятия. Рентабельность предприятия является критерием эффективности инвестиций, поэтому увеличение рентабельности компании . положительная новость для акционера и потенциального инвестора. Выбранные показатели рентабельности (чистая маржа и рентабельность нетто- активов) позволяют сравнивать эффективность деятельности предприятий различных отраслей экономики (различия в структуре доходов, налогообложении и т.д.) и предприятий с разными масштабами деятельности.

Динамика чистых активов отражает интенсивность развития бизнеса компании. Увеличение чистых активов компании-эмитента, у которой отсутствуют котировки акций на организованном рынке ценных бумаг, говорит о потенциальном росте стоимости этих акций, то есть гипотетическиакционер получает доход от роста стоимости чистых активов компании. В методике расчета рейтинга показатель динамики стоимости чистых активов рассчитывается путем соотнесения с динамикой валюты баланса за тот же период.

Дивиденды в методике расчета рейтинга берутся начисленные в расчете на величину пакета акций, принадлежащего городу, и в абсолютном выражении.

В рейтинге учитываются налоги, уплаченные предприятием только в бюджет города Москвы, в абсолютном выражении. Под налогами понимаются все обязательные платежи в бюджет . налог на прибыль, на имущество и т.д. Для обеспечения сопоставимости данных в этом аналитическом подблоке рассчитывается также показатель налоговой нагрузки на суммарные доходы компании, позволяющий определить величину уплаченных налогов с общих доходов компании-эмитента.

По аналогии с налогами в рейтинге рассчитываются два показателя задолженности предприятий перед бюджетом города Москвы . собственно задолженность в абсолютном выражении и относительный показатель покрытия бюджетной задолженности. Дело в том,

что характер задолженности может быть разный (условно хронический и условно технический,

разовый). Если предприятие способно погасить задолженность живыми деньгами в любой момент времени, то эта задолженность не является критической.

После того, как по выбранной совокупности рейтингуемых компаний-эмитентов (выборка) произведен расчет приведенных выше показателей, для построения итогового рейтинга экономической значимости предприятий для города проводится их нормализация, то есть каждый показатель каждого предприятия выборки приводится к нормальному,

воспринимаемому виду.

Далее происходит взвешивание, то есть экспертным путем определяются экспертные веса для каждого из 8 рейтинговых показателей. Веса в сумме равны 100% (см. рис. 17).

Итоговый рейтинг . сумма взвешенных нормализованных значений 8 показателей,

рассчитанных по каждому предприятию из выборки.

Заключительным этапом построения рейтинга значимости предприятий для города является ранжирование предприятий (создание рейтингового листа), то есть выстраивание по значению рейтинга в порядке убывания, чем ниже рейтинг . тем менее экономически значимо предприятие для города в отчетном периоде.



   Содержание раздела