В настоящем параграфе предложены варианты инвестиционных решений (на примере рассмотренной в третьем параграфе главы II группы автотранспортных предприятий г.
Москвы), принимаемых государством на основе анализа фундаментальных факторов состояния компаний-эмитентов.
Выступая в качестве эффективного собственника, город Москва как акционер
сталкивается с необходимостью учета двух основных аспектов при принятии
инвестиционных решений в отношении пакетов акций акционерных обществ.
Во-первых, это вопросы экономической эффективности управления пакетами акций,
что включает проблемы максимизации доходов при минимизации затрат. С одной стороны,
необходимо содействовать повышению прибыльности предприятий, что, соответственно,
должно повысить доходы бюджета в виде налоговых и иных обязательных платежей, а
также за счет получения более высоких дивидендов. С другой стороны, необходима
оптимизация затрат на поддержку находящихся в собственности города предприятий (что
подразумевает и затраты на содержание штата сотрудников, занимающихся управлением.).
Во-вторых, необходимо учитывать и ряд социальных факторов, касающихся
вопросов занятости, уровня заработной платы, интересов потенциальных пассажиров, вопросов
организации дорожного движения, экологической обстановки в городе, которые призваны
решать органы муниципальной власти.
Для решения первого вопроса автором предлагается использовать метод интегральной
рейтинговой оценки компании-эмитента с точки зрения экономической значимости его
для города99 (далее . рейтинг).
Для целей построения настоящего рейтинга целесообразно рассматривать город с двух
точек зрения: с точки зрения города как акционера (аспект А) и с точки зрения города как
фискального органа (аспект Б). Город как акционера интересует, насколько эффективно
работает предприятие, зарабатывает ли прибыль, платит ли дивиденды. Фискальные же органы
интересуют поступления в виденалогов, задолженность по таким поступлениям и пути
погашения этой задолженности. Задачей построения рейтинга является определение
Источниками информации для построения рейтинга являются данные, содержащиеся в системе показателей состояния компаний-эмитентов, подробно рассмотренной в третьем параграфе главы II.
Схема построения рейтинга представлена на рисунке 17.
Рис.17 Схема построения рейтинга значимости предприятий для города Как видно из рисунка 17 в системе построения рейтинга выделено три аналитических блока: собственно хозяйственная деятельность, бюджетная эффективность и отдельно .
дивиденды100. Почему дивиденды выделены в отдельную область? Дело в том, что дивиденды
100 В расчете рейтинга не представлен аналитический блок - рыночные показатели акций компаний-эмитентов. Связано это с отсутствием рынка ценных бумаг большинства компаний-
эмитентов, в уставных капиталах которых есть доля участия г. Москвы
Таким образом, город заинтересован в выплате дивидендов и как акционер, и как фискальный орган. Однако, как показывает российская практика, предприятия не проводят взвешенную дивидендную политику, иными словами не платят дивиденды, поэтому этот показатель не должен значительно влиять на результат рейтинга. В результате аналитическим блокам: хозяйственная деятельность, дивиденды и бюджетная эффективность присвоены экспертным путем следующие веса: 46%, 8% и 46% соответственно (общий вес рейтинга .
100%).
Как было показано в главе I настоящей диссертации, существует большое количество показателей, с помощью которых можно оценить эффективность хозяйственной деятельности компании-эмитента и ее значимости для бюджета. Однако целесообразно сделать методику расчета рейтинга максимально простой и общедоступной. Поэтому были выделены 5 наиболее существенных аналитических подблоков (рентабельность, динамика чистых активов,дивиденды, налоги, задолженность), а в рамках этих подблоков . 8 ключевых рейтинговых показателей.
Рентабельность . это в общем виде эффективность предприятия. Рентабельность предприятия является критерием эффективности инвестиций, поэтому увеличение рентабельности компании . положительная новость для акционера и потенциального инвестора. Выбранные показатели рентабельности (чистая маржа и рентабельность нетто- активов) позволяют сравнивать эффективность деятельности предприятий различных отраслей экономики (различия в структуре доходов, налогообложении и т.д.) и предприятий с разными масштабами деятельности.
Динамика чистых активов отражает интенсивность развития бизнеса компании. Увеличение чистых активов компании-эмитента, у которой отсутствуют котировки акций на организованном рынке ценных бумаг, говорит о потенциальном росте стоимости этих акций, то есть гипотетическиакционер получает доход от роста стоимости чистых активов компании. В методике расчета рейтинга показатель динамики стоимости чистых активов рассчитывается путем соотнесения с динамикой валюты баланса за тот же период.
Дивиденды в методике расчета рейтинга берутся начисленные в расчете на величину пакета акций, принадлежащего городу, и в абсолютном выражении.
В рейтинге учитываются налоги, уплаченные предприятием только в бюджет города
Москвы, в абсолютном выражении. Под налогами понимаются все обязательные платежи в
бюджет . налог на прибыль, на имущество и т.д. Для обеспечения сопоставимости данных в
этом аналитическом подблоке рассчитывается также показатель налоговой нагрузки на
суммарные доходы компании, позволяющий определить величину уплаченных налогов с общих
доходов компании-эмитента.
По аналогии с налогами в рейтинге рассчитываются два показателя задолженности
предприятий перед бюджетом города Москвы . собственно задолженность в абсолютном
выражении и относительный показатель покрытия бюджетной задолженности. Дело в том,
что характер задолженности может быть разный (условно хронический и условно технический,
разовый). Если предприятие способно погасить задолженность живыми деньгами в любой
момент времени, то эта задолженность не является критической.
После того, как по выбранной совокупности рейтингуемых компаний-эмитентов
(выборка) произведен расчет приведенных выше показателей, для построения итогового
рейтинга экономической значимости предприятий для города проводится их нормализация, то
есть каждый показатель каждого предприятия выборки приводится к нормальному,
воспринимаемому виду.
Далее происходит взвешивание, то есть экспертным путем определяются экспертные
веса для каждого из 8 рейтинговых показателей. Веса в сумме равны 100% (см. рис. 17).
Итоговый рейтинг . сумма взвешенных нормализованных значений 8 показателей,
рассчитанных по каждому предприятию из выборки.
Заключительным этапом построения рейтинга значимости предприятий для города
является ранжирование предприятий (создание рейтингового листа), то есть выстраивание
по значению рейтинга в порядке убывания, чем ниже рейтинг . тем менее экономически
значимо предприятие для города в отчетном периоде.