d9e5a92d

Группировка по формам собственности

Классификаторы являются единым информационным языком общения систем автоматизированной обработки информации. Под классификатором, как известно, понимается систематизированный свод определенного множества группировок, объектов, классифицируемых по соответствующим признакам.

Множество объектов, группировок и признаков в национальном счетоводстве определяет и систему классификаторов, используемых в процессе их разработки.

Изучение экономики как объекта национального счетоводства по разным признакам осуществляется на основе соответствующих классификаторов, рассмотрение которых не является предметом данного курса.
Группировка по формам собственности. Переход к рыночной экономике одновременно означает переход к многоукладной экономике.
Классификатор форм собственности (КФС) лежит в основе группировки всех показателей СНС по этому признаку. Объектом классификации являются формы собственности, установленные законодательством РФ.

Основными группировками, выделенными в КФС, являются: российская собственность, иностранная собственность и смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием.

Российская собственность, в свою очередь, подразделяется на семь видов собственности ( 3.1).
К федеральной собственности, к собственности субъектов федерации или к муниципальной собственности относятся:
государственные и муниципальные предприятия, имущественные комплексы которых были отнесены в установленном порядке при разграничении государственной собственности соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов федерации или муниципальной собственности, а также вновь создаваемые государственные и муниципальные предприятия, уставные фонды которых формируются соответственно за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов; государственные и муниципальные учреждения, финансирование, создание и деятельность которых осуществляются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации или местных бюджетов;
предприятия и объединения, образованные в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, если на момент учета их единственными акционерами (вкладчиками, пайщиками) являются Минимущество России, соответствующие органы субъектов федерации или местного самоуправления.
К собственности общественных организаций относятся имущественные комплексы:
органов этих организаций и их объединений (союзов);
учреждений, финансируемых общественными организациями (объединениями);
предприятий (независимо от их организационно-правовых форм), если единственным вкладчиком в их уставном фонде (акционерами, пайщиками) являются общественные организации (объединения).
К частной собственности относятся имущественные комплексы:
индивидуальных (семейных) частных предприятий;
предприятий в форме акционерных и других хозяйственных обществ, если держателем (держателями) всех акций (долей, вкладов, паев) являются отдельные граждане, их семьи или частные предприятия;
арендные предприятия, если арендатором или арендодателем являются частные лица;
хозяйственных объединений и организаций, все акции (доли, вклады) которых принадлежат предприятиям, находящимся в частной собственности;
производственных и потребительских кооперативов. К смешанной собственности относятся предприятия ( в том числе арендные) и объединения в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, межхозяйственных предприятий, если в их имущественных комплексах имеются вклады (акции, паи, доли) субъектов разных форм собственности (федеральной; субъектов федерации, муниципальной, общественных организаций, частной) независимо от долей в уставном фонде (капитале).
К иностранной собственности относятся предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.
Группировка экономических операций. Единицей учета экономической деятельности в национальных счетах является операция.

Операция, как правило, регистрируется в момент, когда наступает срок уплаты по этой операции.

Поэтому большинство операций регистрируется не по фактически выплаченным, а по начисленным суммам. Исключение составляют, например, операции в государственном секторе, которые учитываются в объеме фактически поступивших и выплаченных сумм.
Экономические операции по способу осуществления могут быть двусторонними (участвуют два экономических агента) и односторонними (совершаются в пределах одного экономического агента). Примером двусторонней операции является большинство операций с благами и услугами.

Односторонней операцией является потребление производителями собственной продукции или услуги (жилья, которое используется самим владельцем).
По характеру своего осуществления экономические операции делятся на две группы:
а) операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает ответный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций);
б) трансферты операции, при которых потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные для финансирования текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений). Примером текущих трансфертов являются прямые текущие налоги на доходы, на богатства, пени и штрафы, различные сборы и добровольные взносы, подарки, взносы по социальному страхованию и т.п.

К капитальным относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или от военных действий, безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах, безвозмездная передача права собственности на активы (кроме денег и материальных оборотных средств или средств для их приобретения).
Трансферты подразделяются на договорные и недоговорные. Примером договорных трансфертов служат доходы от собственности (рента, проценты, дивиденды).
По характеру объектов экономические операции делятся на текущие и капитальные. Операции, вызывающие изменение национального богатства, являются капитальными.

Операции, касающиеся немедленного потребления, называются текущими. В отличие от группировки экономических единиц классификация операций СНС проводится на одной основе, т.е. они классифицируются одновременно по отраслям и секторам.
Экономические операции в СНС лепятся на три основные группы:
а) операции с продуктами и услугами;
б) распределительные операции;
в) финансовые операции.
Операции с продуктами и услугами относятся к производству, обмену и использованию продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства. Они включают не только операции с продуктами и услугами, произведенными в данный период, но и операции с уже существующими продуктами, т.е. с продуктами, произведенными в прошлые периоды, и импортными.
Распределительные операции это операции, цель которых распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений.
Финансовые операции связаны с изменениями финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики.
Операции могут быть фактическими (имеющими рыночную оценку) и расчетными (получающими оценку на основе условных расчетов), к фактическим операциям относятся операции, связанные с реализацией товаров и услуг, финансовые операции, операции по распределению, к расчетным операциям принадлежат натуральные выдачи рабочим и служащим, потребление продукции собственного производства, услуги убыточных финансовых органов, условная жилая рента.
Группировка экономики по секторам. Современная система национального счетоводства это счета и показатели не только для экономики страны в целом, но и для ее отдельных секторов, отраслей и регионов.
Совершенно новой для отечественной статистической практики является группировка видов деятельности по секторам. Анализ различных показателей системы ведется в разрезе секторов.

Группировка экономики по секторам центральная проблема в статистической модели рыночной экономики.
В СНС термин сектор употребляется не в социально-экономическом смысле, как в системе баланса народного хозяйства, а как совокупность сторон (субъектов), принимающих аналогичные решения в связи с основной деятельностью и определенными экономическими результатами.
Цель группировки институциональных единиц экономики по секторам создание предпосылок для статистической характеристики, анализа и прогнозирования потоков товаров и услуг, доходов и расходов, капитала и финансовых операций, а также для изучения поведенческих взаимоотношений между экономическими агентами. Она обеспечивает изучение финансовых активов и пассивов институциональных единиц.

Разделение всей экономики по секторам посредством группировки институциональных единиц со сходными задачами, типами поведения и способами получения доходов делает счета системы более полезными для комплексного экономического анализа, создает возможность для отслеживания и направления деятельности отдельных групп институциональных единиц при проведении определенной экономической политики.
Акцент в СНС делается на анализ процессов в рамках институциональных секторов экономики на основе секторных счетов, объединяющих группы экономических (институциональных) единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими в экономике функций, а также методов финансирования издержек и источников доходов.
В разрезе секторов экономики для взаимосвязанной характеристики их функционирования методологией ООН предусмотрена разработка системы счетов, обеспечивающей взаимосвязанный анализ основных стадий экономического производства товаров и услуг, образование, распределение и перераспределение, а также использование доходов на конечное потребление и сбережение в рамках каждого сектора. Для этой группировки единицей классификации является институциональная единица.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.
Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т. е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.


Если какая-то единица не обладает всеми характеристиками институциональной единицы, то исходят из следующих принципов:
а) домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;
б) единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;
в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.
По принятой в Российской Федерации концепции национального счетоводства в соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в следующие наиболее укрупненные структуры - сектора:
предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия);
финансовые учреждения;
органы государственного управления;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
домашние хозяйства;
внешнеэкономические связи (остальной мир).
Сектор Нефинансовые предприятия охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции.
К данному сектору условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет госбюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства и т. п.). В этот сектор включаются предприятия независимо от формы собственности: государственные, акционерные, арендные, совместные кооперативные и частные.

Включаются общественные (некоммерческие) организации, создаваемые различными группами производителей, которые финансируют свои издержки за счет взносов предприятий (например, различные ассоциации предпринимателей и т. д.).
Сектор Финансовые учреждения состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), независимо от формы собственности.
Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг), вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятельность, т. е. обеспечение финансовой защиты институциональных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп наемных работников доходами после их выхода на пенсию.
Финансовые посредники (банки) берут обязательства по своим собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, затем предоставляемых ими в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам.
Они посредничают между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Некоторые финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты; другие делают это, выпуская векселя, облигации или другие ценные бумаги. Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности, например обмен валюты, консультации по поводу инвестиций, покупка недвижимости и т. д.
Таким образом, деятельность финансовых посредников аккумулируется в трех категориях деятельности: кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты следующие институциональные единицы: кредитные корпорации, страховые корпорации и пенсионные фонды.
Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кредитные общества и ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств; выпуск ценных бумаг; хранение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др.

Ресурсы этих единиц формируются в основном из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.), и полученных процентов.
Страховые учреждения охватывают институциональные единицы, занимающиеся страхованием жизни от несчастных случаев, а также страхованием имущества предприятий и домашних хозяйств. Их ресурсы образуются в основном за счет поступлений платежей по контрактам страхования.
Сектор Органы государственного управления включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К сектору относятся государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего порядка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения.

Кроме того, в этот сектор включаются фонды (организации) социального страхования; государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, а также выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие финансовое обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются государственными учреждениями.
Сектор Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства охватывает институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств. Он включает общественные организации, обслуживающие Как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д.), так и их коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации и т. д.).
В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их ресурсы складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств и их дохода от собственности.
Сектор Домашние хозяйства охватывает индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются домашние хозяйства резиденты данной страны независимо от их размещения и форм, в том числе подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивидуальные крестьянские хозяйства и некорпорированных кустарей и ремесленников, частные предприятия, не имеющие независимого юридического статуса.
Сектор Остальной мир (внешнеэкономическая деятельность) охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.
Сектора экономики и их функции представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1

Сектора экономики и их функции
Сектора Функции Институциональные единицы
1.Нефинансовые предприятия Производство и реализация продуктов и нефинансовых услуг Предприятия:
государственные
кооперативные
частные
акционерные, совместные и другие учреждения
2.Финансовые учреждения Финансовые и страховые
услуги: выпуск финансовых средств, приобретение
финансовых средств, выпуск ценных бумаг, хранение денежных средств, предоставление кредитов
Учреждения:
коммерческие
кредитные
страховые
3.Органы государственного управления Нерыночные услуги коллективного пользования: перераспределение национального дохода, перераспределение национального богатства Государственные бюджетные учреждения: общего управления финансами, регулирования экономики, внутренних дел, обороны и др.
4. Некоммерческие
организации, обслуживающие
домашние
хозяйства
Нерыночные услуги для
отдельных групп домашних хозяйств
Общественные организации:
партии
профсоюзы, церковь;
общества, фонды и др.
5. Домашние
хозяйства
Производство товаров и
услуг населением в домашних хозяйствах резидентов
и их потребление
Подсобные хозяйства:
фермерские хозяйства,
ремесленники, подсобные
хозяйства населения
6. Остальной
мир
Внешнеэкономические
связи
Зарубежные экономические единицы

3.4. Понятие результатов экономической деятельности по международной методологии

Конечным результатом функционирования экономики любой страны является производство материальных благ (продуктов) и оказание материальных и нематериальных услуг. Для учета результатов труда в сфере производства материальных благ и в сфере производства услуг используются следующие понятия:
продукты результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию);
услуги результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера.
Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такая деятельность не может выполняться другими. В соответствии с этим занятие спортом и удовлетворение физиологических потребностей не включаются в состав производства.
Товары продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.
Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются по соглашению как товары.
Товары составляют большую часть ресурсов продуктов и услуг и в основном производятся отраслями сферы производства материальных благ. Некоторое количество товаров может производиться органами государственного управления и частными некоммерческими организациями.
Товары представляют собой блага и услуги, на которые могут быть распространены права собственности. Товары должны обладать способностью удовлетворять потребности, существующий на них спрос.

Право собственности на какой-либо товар может передаваться от одной институциональной единицы к другой посредством участия в сделках по купле-продаже.
Обмен правом собственности на какой-либо товар является деятельностью, отделенной от производства. Один и тот же продукт может быть куплен и продан любое количество раз после того, как он произведен.

Это отделение производства от последующего обмена является экономически важной характеристикой продукта, не свойственной большинству услуг.
Услуги как результаты экономической деятельности имеют, свою специфику. Они не существуют как отдельные экономические объекты, на которые могут быть распространены права собственности и которые могут быть проданы отдельно от их производства; услуги не проходят процесс обращения, не накапливаются как продукты; их производство совпадает во времени с потреблением.

Это касается в первую очередь нематериальных услуг.
Переход отечественной статистики на международную методологию обусловил учет услуг в объеме валового внутреннего продукта; в связи с этим перед статистикой услуг возникает ряд методологических проблем. Их решение связано с уточнением самого понятия услуга; разработкой современного классификатора услуг, методики оценки вклада сферы услуг в создание ВВП, методики расчета валового выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости в отраслях этой сферы с организацией учета функционирования теневой экономики и др.
Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана с разнообразием услуг, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых этой сферой, что затрудняет сводку показателей результатов ее функционирования. Развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности усложнило получение информации об объеме произведенных услуг и связанных с ними доходов части производителей, что вызывает необходимость досчета данных об объеме производства услуг, получаемых официальной государственной статистикой.
Интересы развернутой и всесторонней характеристики производимых услуг требуют их рассмотрения в различных аспектах и группировках ( 3.2).
В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:
рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки, и приносят прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару. Итак, рыночные услуги те, которые являются объектом купли и продажи и которые произведены единицами, издержки которых покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от реализации услуг;
нерыночные услуги оказываются бесплатно или по ценам, не покрывающим затраты, связанные с их производством. Как правило, нерыночными являются социально ориентированные услуги, дотируемые из бюджета или оказываемые общественными организациями, например партиями или профсоюзами.

Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами. 3.2. Услуги и их группировки



Содержание раздела