d9e5a92d

Консультации брокерских фирм


Вероятнее всего, наибольший объем информации и консультаций инвесторам предоставляют биржевые брокерские фирмы, которые, будучи членами Нью-йоркской (New York Stock Exchange, NYSE) и других фондовых бирж, выполняют за комиссионное возна­граждение заказы клиентов, связанные с куплей-продажей ценных бумаг. Практически все брокерские фирмы, обслуживающие клиентов, имеют в своей структуре "статистические" или аналитические отде­лы, которые отвечают на запросы и составляют реко­мендации. Клиенты брокерских компаний (именно так предпочитают называть сами брокеры покупате­лей своих услуг) бесплатно получают детальные све­дения о положении дел на фондовом рынке, основан­ные на дорогих аналитических исследованиях.

В невинном, на первый взгляд, вопросе, какой же термин использовать — "покупатели" или "клиенты", на самом деле есть один интересный момент. "Покупа­тели" — термин, используемый для характеристики одной из сторон обычной деловой сделки. Если же мы говорим о профессиональной организации, оказы­вающей услуги, то здесь покупатель услуги называет­ся клиентом. Брокерское братство Уолл-стрит руко­водствуется, вероятнее всего, наиболее высокими эти­ческими стандартами по сравнению с любым другим бизнесом, но все же стандартов и репутации настоя­щих профессионалов оно еще не достигло.

Вряд ли Уолл-стрит видела более жесткого, критичного и ци­ничного эксперта, чем Грэхем. Возможно, на Уолл-стрит дейст­вительно более высокие этические стандарты, чем в некоторых сферах бизнеса (на ум приходит контрабанда, проституция, лоббирование в Конгрессе и журналистика), но, несмотря на это, в сфере инвестиционной деятельности вращается достаточно лжецов, мошенников и воров, чтобы обеспечить занятость стражей на вратах Ада на последующие десятилетия.

В прошлом брокерские конторы Уолл-стрит про­цветали, в основном, благодаря спекуляции с цен­ными бумагами, однако спекулянты, взятые как от­дельный класс участников фондового рынка, несли убытки. Брокерские фирмы, придерживаясь профес­сиональных стандартов ведения бизнеса, не имели права рекомендовать своим клиентам проводить убыточные спекулятивные операции.

В этих условиях некоторые брокерские фирмы стали воздерживаться от стимулирования спекуля­тивных операций своих клиентов. Такие фирмы ог­раничили себя выполнением получаемых заказов, предоставлением финансовой информации, анали­зом и высказыванием своего мнения относительно инвестиционных качеств тех или иных ценных бу­маг. Таким образом, по крайней мере теоретически, они не несут никакой ответственности ни за при­быль, ни за убытки своих клиентов-спекулянтов.

 Тысячи людей, которые приобрели акции в конце 1990-х годов, веря в то, что аналитики Уолл-стрит предоставляют им объ­ективную и ценную информацию, узнали (к сожалению, слиш­ком поздно), насколько был прав Грэхем с этой точки зрения.

† Интересно, но жалящая критика, которую Грэхем адресовал всем брокерским фирмам, предоставляющим полный перечень услуг, в конце 1990-х годов применима только по отношению к брокерским конторам, работающим через Интернет и взимающим небольшие комиссионные. Эти фирмы израсходовали мил­лионы долларов на крикливую рекламу, которая подстрекала по­купателей осуществлять торговые операции чаще и в больших объемах. В результате большинство таких покупателей оста­лись с пустыми карманами, и лишь дешевые комиссионные в опе­рациях подобного вида могли при этом служить слабым утеше­нием. Более традиционные брокерские фирмы тем временем на­чали акцентировать внимание на оказании услуг по финансовому планированию и "интегрированному управлению активами".

Большинство брокерских контор все же твердо придерживаются старых лозунгов, гласящих, что они занимаются этим бизнесом ради получения комисси­онных, а единственный способ добиться успеха в этой сфере — давать покупателям то, что они хотят. По­скольку наиболее прибыльные покупатели — спеку­лянты, естественно, они хотят получить советы имен­но относительно спекулятивных операций. Поэтому типичная брокерская фирма не только активно участ­вует в дэй-трейдинге, но и анализирует такого рода операции, а также предоставляет соответствующие рекомендации. Брокеры трудятся не покладая рук над тем, чтобы помочь своим потребителям заработать деньги в той сфере, в которой они, даже согласно ма­тематическим законам, в итоге обречены нести убыток. Мы имеем в виду, что спекулятивные операции не могут быть прибыльными в течение длительного времени для большинства клиентов брокерских фирм.

Но если, кроме того, они занимаются и действительно инвестиционными (по своему характеру) операциями, приносящими доход, то последний может покрывать убытки от спекулятивных операций.

Консультации и информацию инвестору предос­тавляют два типа сотрудников брокерских фирм: брокер по работе с клиентом (customer's broker), ко­торого еще называют управляющим клиентским сче­том (account executive), и финансовый аналитик.

Брокеров по работе с клиентами еще называют за­регистрированными представителями (registered repre­sentative). Раньше они носили менее величественный титул — слуга клиента (customer's man). Сегодня это чаще всего человек с хорошим характером и не менее хорошим знанием ценных бумаг, который действует в соответствии с жесткими правилами. Но все же, по­скольку их бизнес — это получение комиссионных, им вряд ли удается избежать мыслей о спекуляции. По­этому покупателю ценных бумаг, который не желает поддаться спекулятивным настроениям, следует быть особо осторожным в своих отношениях с брокером. Он должен четко показать (и на словах, и на деле), что не заинтересован ни в чем, что даже отдаленно напо­минает спекуляцию с ценными бумагами. Если брокер ясно поймет, что перед ним настоящий инвестор, то он будет уважать его точку зрения и сотрудничать с ним должным образом.

Финансовый аналитик, которого раньше чаще все­го называли аналитиком по ценным бумагам, — чело­век сродни автору, который сам на протяжении 50 лет был таковым и научил этому множество других лю­дей. На данном этапе мы будем говорить только о фи­нансовых аналитиках, которые работают в брокерских фирмах. Их функции предельно ясны из названия должности. Финансовый аналитик занимается глубо­кими исследованиями отдельных ценных бумаг, осуществляет сравнения акций компаний, действующих в рамках одной отрасли, и дает экспертные оценки о безопасности, привлекательности или внутренней стоимости всех типов акций и облигаций.

Для инвестора может показаться удивительным от­сутствие формальных квалификационных требований к работе финансового аналитика. В противовес этому подчеркнем, что брокер должен сдать экзамен, пройти специальные тесты и, согласно правилам, зарегистри­роваться на Нью-йоркской фондовой бирже. Практика показывает, что почти все молодые финансовые анали­тики имеют за плечами прекрасную подготовку в шко­лах бизнеса, а их зрелые коллеги благодаря многолет­нему опыту ни в чем им не уступают. В большинстве случаев брокерские фирмы проверяют квалификацию и компетентность своих аналитиков.

 

 Положение дел, в основном, осталось прежним, хотя многие луч­шие специалисты Уолл-стрит сейчас имеют диплом "сертифи­цированного финансового аналитика" (CFA), который выдается Ассоциацией инвестиционного менеджмента и исследований (Association of Investment Management & Research), бывшей Феде­рацией финансовых аналитиков (Financial Analyst Federation) только при наличии опыта работы и после сдачи серии сложных экзаменов. Более 50 тысяч аналитиков во всем мире получили сер­тификат CFA. К сожалению, согласно последнему исследованию профессора Стэнли Блока, большинство финансовых аналитиков с дипломом CFA игнорируют принципы Грэхема. Это проявляется в том, что при расчете значения коэффициента Р/Е для них боль­шее значение имеет потенциал роста акции, а не источники при­были, риски компании и ее дивидендная политика. Многие анали­тики при формировании рейтингов акций исходят из их текущего курса, а не из долгосрочных перспектив компании. Более подробно об этом см. Stanley Block, "A Study of Financial Analysts: Practice And Theory", Financial Analysts Journal, July / August, 1999 и на сайте www.aimrpubs.org. Как любил говорить Грэхем, его собствен­ные книги читали — и игнорировали — больше, чем любые другие книги по вопросам финансов.

Клиент брокерской фирмы может либо получать консультации непосредственно у финансового анали­тика, либо контактировать с ним опосредованно — че­рез брокера. В любом случае аналитик может предоста­вить клиенту существенный объем информации и по­мощь. Хочется подчеркнуть, что ценность финансового аналитика для инвестора зависит в основном от пози­ции последнего. Если он задает аналитику правильные вопросы, то у него больше шансов получить правиль­ные— или хотя бы ценные— ответы. Мы уверены в том, что финансовым аналитикам, работающим в брокерских фирмах, очень мешает убежденность в том, что им следует разбираться во всех без исключения вопросах фондового рынка. Если его спрашивают, что он может сказать о той или иной акции, то часто это оз­начает: "Будет ли курс данной акции расти на протяже­нии нескольких следующих месяцев?" В результате многие из них вынуждены проводить анализ, погляды­вая одним глазом на текущие финансовые сводки. Ес­тественно, это сказывается на качестве выводов.

 В настоящее время финансовый аналитик почти не консуль­тирует обычных инвесторов. Чаще всего только известным институциональным инвесторам разрешается быть допущен­ными к трону его величества финансового аналитика. Индиви­дуальный инвестор может, например, попытаться связаться по телефону с аналитиками, работающими в местном пред­ставительстве брокерской фирмы, главный офис которой на­ходится в Нью-Йорке. На Web-сайтах компаний, акции кото­рых свободно котируются на фондовой бирже и доступны субъектам рынка, в разделе информации для инвесторов ука­зывается список финансовых аналитиков, которые "ведут" их акции. На сайтах www.zacks.сo m и www.multex.com предоставляется доступ к отчетам финансовых аналитиков по проведенным ими исследованиям — но разумный инвестор должен помнить о том, что большинство аналитиков не ана­лизируют положение дел в компаниях. Вместо этого они пы­таются решить загадку будущей цены акций.

Рассмотрим некоторые теоретические положения, на которых основывается анализ ценных бумаг и его достижения. Огромное количество финансовых ана­литиков, работающих в брокерских конторах, могут оказать исключительную помощь истинным инвесто­рам, которые хотят удостовериться в том, что за свои деньги они получают действительно "ценные" ценные бумаги. Как и в случае с брокером, финансовому ана­литику с самого начала нужно знать, чего вы хотите. Если он убедится в том, что к нему обратился человек, которые судит об акциях по их истинной стоимости, а не по рыночным котировкам, инвестор сможет по­лучить действительно ценные рекомендации.

 




Содержание раздела