d9e5a92d

Инвестиционные банки


С помощью термина "инвестиционный банк" (in­vestment banker) мы характеризуем фирму, бизнес ко­торой в значительной степени связан с организацией, подпиской и продажей новых эмиссий акций и обли­гаций. (С помощью механизма подписки (андеррай­тинга — underwriting) эмитент получает гарантии того, что выпускаемые ценные бумаги будут полностью проданы.) Подпиской занимаются очень многие бро­керские дома. В большинстве своем эта деятельность сводится к участию в эмиссионном синдикате, воз­главляемом т.н. "лид-менеджером". Среди брокерских фирм также наблюдается тенденция к инициирова­нию и организации новых эмиссий акций во времена активной динамики "бычьего" рынка.

Инвестиционные банки представляют, по нашему мнению, наиболее значимую часть финансового со­общества на Уолл-стрит, поскольку именно они способствуют привлечению средств для расширения той или иной сферы бизнеса. Действительно, наиболее сильные аргументы в пользу активного функциони­рования фондового рынка, несмотря на спекулятив­ные эксцессы, состоят в том, что организованные финансовые рынки ценных бумаг упрощают процесс размещения новых выпусков облигаций и акций. Ес­ли инвесторы или спекулянты считают, что рынок еще не готов принять новую эмиссию предлагаемых им ценных бумаг, то они могут просто отказаться их приобретать.

Отношения между инвестором и инвестиционным банком аналогичны отношениям между продавцом и возможным покупателем. Следует отметить, что в прошлом значительную часть среди новых выпусков ценных бумаг (в денежном исчислении) составляли облигации, приобретавшиеся, в основном, такими фи­нансовыми организациями, как банки и страховые компании. Понятно, что инвестиционные банки, про­давая такие облигации, имели дело с искушенными и опытными покупателями. Поэтому любые рекомен­дации инвестиционных банков, которые они давали банкам и страховым компаниям, подвергались серьез­ному анализу. Можно сказать, что партнеры были в "одинаковом весе".

Иначе обстоит дело во взаимоотношениях между индивидуальным покупателем ценной бумаги и фир­мами, осуществляющими продажу новых выпусков ценных бумаг. В этом случае покупатель часто не имеет опыта и очень редко бывает проницатель­ным. Он легко верит словам продавца, особенно ко­гда ему предлагают обыкновенные акции, поскольку часто именно с ростом их курса связывает надежды на скорое получение прибыли. Поэтому рядовой ин­вестор должен в большей степени полагаться на свою способность к критической оценке качества предла­гаемых ему ценных бумаг, а не на совесть и этику со­трудников компаний, продающих их ему.

 

К чести фирм- андеррайтеров следует сказать, что им достаточно хорошо удается объединять в одном лице противоречивые роли консультанта и торговца. Однако покупателю не следует целиком полагаться на мнение продавца. В 1950 году мы писали: "Негатив­ные результаты такого некритического отношения пе­риодически проявляются в сфере андеррайтинга, при этом особенно отрицательные результаты наблюдают­ся при продаже новых выпусков обыкновенных акций во времена активной спекуляции". Вскоре это преду­преждение доказало свою правоту. Как уже упомина­лось, 1960-1961 и затем 1968-1969 годы были отмече­ны беспрецедентным наводнением фондового рынка выпусками ценных бумаг низкого качества, которые предлагались по абсурдно высоким ценам. Во многих случаях наблюдалось дальнейшее повышение цен благодаря неосмотрительной спекуляции и манипу­ляциям с ними. Отдельные наиболее крупные брокер­ские фирмы в некоторой степени принимали участие в этой сомнительной деятельности, которая проде­монстрировала, что хорошо знакомый симбиоз жад­ности, недальновидности и безответственности не ис­чез с финансовой арены.

Разумный инвестор, несомненно, примет во вни­мание советы и рекомендации, полученные им от инвестиционных банков, особенно имеющих хоро­шую репутацию; но он обязательно подвергнет их критической оценке — либо собственной, либо дру­гих консультантов.

У жителей небольших городов сохранилась хо­рошая традиция консультироваться по вопросам ин­вестирования у сотрудников местного коммерческо­го банка. Хотя он может и не быть опытным экспер­том в сфере оценки стоимости ценных бумаг, но у этого учреждения имеется опыт и наработанные консервативные подходы в этой области. Особенно полезен он будет для новичков, которые постоянно борются с соблазном сойти с прямого и не особо за­хватывающего пути пассивного инвестора, а потому нуждаются в постоянном влиянии здравого смысла. Более предприимчивый и агрессивный инвестор, нуждающийся в советах по выбору наиболее выгод­ных объектов для своих инвестиций, может и не со­гласиться с точкой зрения своего банкира .

Более критично мы относимся к широко распро­страненной привычке советоваться по вопросам ин­вестиционной деятельности с родственниками или друзьями. Тот, кто нуждается в совете, всегда думает, что у него есть веские причины считать, что консуль­тирующий его человек обладает превосходными зна­ниями или опытом. Наши личные наблюдения сви­детельствуют о том, что найти подходящего советчи­ка так же тяжело, как и выбрать стоящие ценные бумаги самому. Множество плохих советов предос­тавляются бесплатно.




Содержание раздела