d9e5a92d

Визуальный подход


Гипнотизер поставлен лицом к задаче помочь клиенту в получении доступа к его подсознательному или недоминантному полушарию. Как мы подчеркнули, задача эта имеет две части - отвлечение и одновременное использование доминантного полушария, и получение доступа к недоминантному полушарию. Одна из наиболее прямых и мощных методик достижения недоминантного полушария, обнаруженных гипнотизерами, состоит в том, что клиента заставляют его внутренним зрением создавать визуальные образы. Давая клиенту задачу, предполагающую способность к визуализации, гипнотизер облегчает перенос контроля от доминантного полушария к недоминантному.

Субъективные оценки многих людей, объясняющие эти находки, могут быть суммированы как следующие: “Когда я прислушиваюсь к воображаемому метроному, он ускоряется или замедляется, звучит громче или тише, в то время, как я начинаю входить в транс, и я только следую за ним. При работе с реальным метрономом, он остается отвлекающе постоянным и вытягивает меня снова к реальности вместо того, чтобы позволить мне плыть по течению транса. Воображаемый метроном изменяем   и всегда подстраивается к тому способу, как именно я думаю и ощущаю, но я не должен подстраиваться сам ни к нему реальному”. В связи с тем же необходимо сделать замечание о находках в экспериментальной и клинической работе, смыкающихся на гипнотически индуцированных визуальных галлюцинациях. Например, пациентка, очень смущаемая идентификацией собственной личности, была индуцирована к визуализации большого количества хрустальных шариков, в которых она могла галлюцинировать целые серии отдельных жизненных опытов, делать объективные и субъективные сравнения и так создавать континуум своей жизни, от одного галлюцинированного переживания к другому. В ситуациях с реальным хрустальным шариком галлюцинируемые переживания были физически лимитированы в количестве, и изменение и наложение “сцен” много менее удовлетворительно.

Наш опыт как в гипнозе, так и в терапии многократно включал в себя для многих из наших клиентов различение, упомянутое ранее в комментарии к статье Хаксли, а именно, разницу между воображением картинки внутренним зрением и видением картинки внутренним зрением. Опыт воображения картинки - активность, возникающая в доминантном полушарии - это, по сути, конструирование визуального образа с использованием языковой системы как ведущей в процессе конструирования. Образы, появляющиеся в результате этого процесса, обыкновенно плохи по качеству, несфокусированы, тусклы, имеют лишь слабое сходство с образами, воспринимаемыми клиентом реально (глазами). Процесс видения картинки мысленным взором, очевидно, представляет активность недоминантного полушария. Здесь результирующие образы ясны и сфокусированы и весьма близки тем, которые видит клиент своими открытыми глазами. Клиенты будут весьма различаться по своей способности видеть картинки своим внутренним зрением. В общем, клиенты, имеющие в качестве наиболее развитой репрезентативной системы визуальную, будут отвечать наиболее удовлетворительно на эту методику визуального доступа к недоминантному полушарию. Гипнотизеру только требуется попросить клиента визуализировать, чтобы начать процесс трансовой индукции. В контексте терапии навык гипнотизера в идентификации и построении ответов клиенту в собственной репрезентативной системе клиента - одна из наиболее мощных методик.

Сообщение об этих двух случаях было представлено столь детально для иллюстрации натуралистического гипнотического подхода к детям. Редко, если вообще когда-нибудь, встречается потребность в формализованной или ритуализировинной методике. Эйдетическое воображение ребенка, его готовность, его жажда и необходимость новых знаний, его желание понять и разделить с собой дела мира вокруг него, и возможности, предоставляемые “притворятельными” и имитационными играми - все служит созданию способности у него отвечать на компетентном и хорошем уровне на гипнотические предложения.

Франц Бауманн , хорошо известный медик - гипнотизер из Сан-Франциско, специализирующийся на практике с детьми и подростками, использует методику доступа через визуализации в своих индукциях почти без исключения с устойчивыми результатами. Конкретно, он держит своих клиентов с закрытыми глазами за просмотром (таким образом) их любимых ТВ-программ. Визуальная работа фантазии, называемая Направленной фантазией - была тем приемом, которым каждый из авторов впервые заинтересовался в гипнозе как инструменте помощи клиенту в его изменениях. Наш терапевтический опыт также убедил нас в силе и эффективности визуализации как терапевтической методики еще до того, как мы стали осознавать, что поведение наших клиентов прекрасно соответствовало поведению, описанному гипнотизерами у клиентов, выполняющих визуальное задание в легком и средней силы трансах. Одна из методик, используемых гипнотизерами для индукции или углубления трансового состояния клиента, состоит в том, чтобы клиент был занят счетом. Эта методика служит нескольким целям. В настоящем контексте методика счета - специальный случай получения визуального доступа к недоминантному полушарию. Когда клиент слышит свой или чей-нибудь еще счет, он, похоже, одновременно репрезентирует цифры, которые он слышит, как внутренний визуальный образ. Цифры, как и другие стандартные визуальные паттерны, хранятся в недоминантном полушарии;

таким образом, методика счета достигает бессознательной части мозга клиента. Относительная неэффективность счета как методики индукции и углубления транса для определенных клиентов теперь становится понятной, - это клиенты, способность которых к выходу на недоминантное полушарие для визуальной репрезентации еще надо развивать. С таким пониманием задачи счета как специального случая визуального достижения недоминантного полушария гипнотизеры, работающие с клиентами, которые имеют некоторую способность к визуальной репрезентации в своем мысленном зрении, могут усилить эффективность этой методики простым инструктированием клиента, например, чтобы он, сидя здесь и ритмически дыша, слушая звук считающего голоса, делал ясными, сфокусированными образы каждого из чисел при произнесении его названия, и каждый образ был в разном цвете. Вслушивание в использованные клиентом предикаты, для идентификации его наиболее ценной репрезентативной системы, позволят гипнотизеру легко решить, будет ли эффективной индукция через визуализированный доступ. Фактически гипнотизеры разработали целые серии так называемых тестов внушаемости, которые они часто используют до начала стандартной индукции. Эти тесты внушаемости - просто путь тестирования в определении, имеет ли клиент способность использовать определенные репрезентативные системы. Например, отметьте предикаты, имеющие место быть в следующем отрывке из “теста внушаемости с сомкнутыми руками.

Я хочу от вас, чтобы вы сомкнули руки вот так... сжали их крепко, так крепко, как вы можете... Когда вы сделаете это, вы вскоре обнаружите, что ваши пальцы сплетаются между собой, ваши руки становятся склеенными вместе... ваши ладони и пальцы слипаются все больше и больше... более и более плотно сцеплены между собой.

В точности такой же тест внушаемости - то есть тест на возможности репрезентативной системы пациента - может быть легко модифицирован для того, чтобы служить как тест на визуализирование способности клиента. Конкретно, заменяя используемые предикаты и оценивая, насколько хорошо отвечает на это клиент, гипнотизер может сделать обоснованный выбор того, какой тип доступа к недоминантному полушарию он изберет. Например, используя индукцию Вейзенкхофера как образец, мы заменяем предикаты кинестетические на визуальные:

Я хочу, чтобы вы представили в вашем внутреннем зрении картинку ваших сомкнутых вместе рук. Посмотрите на ваши руки и увидьте ковш, темно-зеленого цвета, заполненный белым клеем. Внимательно наблюдайте, как белая жидкость падает, капая, через зубчатые, промятые стенки зеленого ковша...

 

Во многие из своих индукций Эриксон включает утверждения о буквах алфавита - например, напоминая клиенту о больших трудностях, которые он испытал в некий момент своей жизни, делая различие между бив, когда он учился написанию букв алфавита. Дополнительно к функционированию такого приема, как завуалированная инструкция, к возрастной регрессии, эти положения требуют визуальной репрезентации букв алфавита так же, как требуют этого последовательности чисел, оказываясь тем самым специальным случаем визуальной доступности ( к недоминантному полушарию). Если клиент проявляет малую или никакую способность создавать визуальные репрезентации недоминантного полушария, гипнотизеру не надо пытаться предпринимать выбор доступа к недоминантному полушарию через визуализацию. Разумеется, именно здесь Эриксон снова демонстрирует свою искушенность. Как он описывает в статье о Хаксли, как часть стандартной процедуры для Эриксона, он использует наиболее высоко оцениваемую репрезентативную систему клиента, чтобы помочь ему в получении доступа к остальным.

В задаче создания общих методик для индукции трансов и вызывания гипнотического поведения имели место многочисленные некритичные утилизации традиционных неверных представлений гипнотических процедур. “Пронизывающий взгляд”, “хрустальный шар”, поглаживания и пассы и прочие ухищрения как источник загадочной силы были отброшены ради научного обоснованных. Однако, литература изобилует сообщениями о гипнотических методиках, основанных на использовании аппарата, который направлен на то, чтобы лимитировать и урезать поведение субъекта, вызвать реакции утомления и им подобные, как будто они существенно желательны для появления в гипнозе: хрустальные шары, которые находятся на определенном расстоянии от глаз, отражающие зеркала, метрономы, вспыхивающие огни - часто используются в качестве главных консидераций. В результате, слишком большое ударение делается на внешних факторах и ответах клиента на них. В первую очередь, ударение должно быть сделано на внутрипсихическом поведении субъекта, более, чем на его отношении к внешнему окружению. Лучше всего, если аппарат будет только эпизодическим средством, которое могло бы быть отброшено в наиболее ранний возможный период ради использования поведения субъекта, которое возможно инициировать, но не развить с помощью аппарата. Однако, слишком долгое смотрение на хрустальный шар может привести к усталости и сну, тем результатам, ни один из которых не является существенной частью гипнотического транса. Для иллюстрации: большое количество субъектов систематически тренировалось у опытного гипнотизера вхождению в транс, через напряженное рассматривание хрустального шара, который находился на дистанции шести дюймов чуть выше уровня глаз клиента. Как результат эксперимента в этих условиях выявилось, что попытки гипнотизировать их без хрустального шара стали весьма затруднительными и в некоторых случаях неэффективными. Персональное экспериментирование с этими субъектами обнаружило, что, если заставить их просто вообразить, что они смотрят на хрустальный шар, это дает в результате более быструю трансовую индукцию и более глубокие трансовые состояния. Повторение этой процедуры коллегами и студентами дало тот же результат. Возвращение к реальному смотрению на хрусталь дало в результате нормальные, более медленно наступающие и менее глубокие трансы, характеризующиеся большей зависимостью от внешних факторов.

Если к примеру, клиент обладает хорошо развитой кинестетической репрезентативной системой, но малой или никакой способностью к визуализации через не доминантное полушарие, гипнотизер может сделать так, чтобы клиент принял определенное знакомое положение тела. Когда клиент будет находиться в этом положении тела и будет полностью переживать кинестетические ощущения, гипнотизер может дать клиенту инструкцию осмотреться и увидеть, какие визуальные репрезентации обычно ассоциированы с этими телесными ощущениями. С использованием наиболее высоко оцениваемой репрезентативной системы клиента как ведущей, клиенту можно помочь обрести доступ к новым состояниям сознания. Например, на одной из наших сессий по обучению психолог средних лет признался, что он не способен к созданию визуальных образов, несмотря на то, что имел, клиентов, использующих эту методику. Мы заставили этого человека поместить его тело в позицию как при игре на пианино (его любимое хобби). Затем его инструктировали перемещать пальцы рук в соответствии со знакомой мелодией. Он находился с закрытыми глазами, ему дали инструкцию к внутреннему прослушиванию мелодии по мере того, как он ее проигрывает. Затем его попросили взглянуть на клавиатуру. Он произнес: “Я могу увидеть клавиши, и мои пальцы на клавиатуре”. Затем его проинструктировали осмотреть остальную часть пианино, далее всю гостиную, и далее - всех людей в гостиной. Эта методика использования наиболее высоко оцениваемых репрезентативных систем для того, чтобы открыть и улучшить несколько обедненные, обычна в нашей работе. Основной принцип - просто найти ситуацию, в которой обедненная сторона перекрывается с развитой как обнаружение внутреннего диалога у клиента - визуалиста тем, что он представляет движение губ кого-то и затем слышит слова и многие варианты той же темы. Это пример того, что мы называем наложением репрезентативных систем. Принцип визуального доступа затем связывает вместе многие наблюдения Эриксона об эффективных индукциях глубокого транса:

...Использование в большой степени воображения, чем реального аппарата, позволяет субъекту использовать его реальные способности... Использование воображения в трансовой индукции почти всегда усиливает развитие подобного или связанного с ним более сложного гипнотического поведения Например, субъект, испытывающий затруднения в создании галлюцинаций, часто научается создавать их, когда транс индуцирован использованием воображения.... была индуцирована к визуализации большого числа хрустальных шаров, в которых она начала галлюцинировать целые серии...




Содержание раздела