d9e5a92d

Производные значения


Когда каждый из нас использует естественные языковые системы для коммуникации, то он подразумевает способность слушателя слышать наши поверхностные структуры и декодировать их из последовательностей звуков в значение. Другими словами, мы предполагаем способность слушателя восстановить репрезентацию глубинной структуры из представленной нами поверхностной. Дополнительно к этому восстановлению глубинной структуры из поверхностной мы часто предполагаем определенные добавочные возможности вроде того, что слушатель извлечет смысл из предложенного нами. Здесь проявляется к естественная способность говорящего-слушающего, к примеру, создавать контекст, в котором предложение, репрезентируемое нами, могло бы иметь некоторую прагматическую ценность. Эриксон в своей работе употребляет две из этих дополнительных способностей, или способностей к формированию произвольных значений со стороны слушателя. Это пресуппозиция и разговорные постулаты. Мы представляем сущность пресуппозиции в “Структуре Магии”-I, как одно из различений в мета-модели (гл. 3 и 4)

В недавних работах по лингвистике трансформационисты начали исследовать, как пресуппозиции действуют в естественном языке. Определенные предложения, будучи употребленными, подразумевают, что определенные другие предложения должны быть истинны для того, чтобы в первых предложениях можно было найти смысл.

 

Например, если я слышу, что вы говорите:

/37 / здесь на столе кошка я могу выбрать, верить мне, что здесь на столе есть кошка, или нет, и, в любом случае, я могу найти смысл в том, что вы мне говорите.

 

Однако, если я услышу что вы сказали:

/38/ Сэм осознал, что здесь на столе есть кошка, я должен подразумевать, что здесь на столе действительно есть кошка, для того, чтобы извлечь хоть какой-то смысл из того, что вы говорите.

 

Это различие явно видно, если я включаю негативный элемент в само предложение:

/39/ Сэм не осознает, что здесь на столе есть кошка.

 

Это показывает, что, когда высказано предложение, имеющее противоположное значение, такое, которое отрицает, что-то, что было сказано вначале, - правда, все же должно предполагаться наличие на столе этой злосчастной кошки для того, чтобы вычленить смысл из предложения. Предложение, которое должно быть истинно, чтобы некоторое другое предложение имело смысл, называется пресуппозицией второго предложения.

Ценность умелого использования пресуппозиции в гипнотической работе состоит в том, что в силу вышесказанного гипнотизер может построить модель текущего процесса. Так как пресуппозиции не являются немедленным вопросом клиенту, то ему очень трудно оспорить их. Таким образом, клиент принимает пресуппозиции гипнотизера, и процесс продолжается.

Например, Эриксон говорит:

Я даже еще не знаю, будет ли это ваша правая рука или ваша левая рука, или обе ваши руки, которым ваше подсознание позволит подняться к вашему лицу.



 

Здесь предмет разговора: какая рука поднимется или поднимутся обе из них, но не: ответит ли клиент левитацией руки.

 

Или, опять же, Эриксон говорит:

Когда я пробужу вас от транса, вы полностью осознаете вашу четкую способность быстро обучаться у вашего подсознания.

 

Здесь предмет обсуждения - то, что клиент осознает полностью, а не то, осознает ли эта женщина вообще, или находится ли она в трансе (предполагается пресуппозицией пробужу вис от транса), или то, имеет ли она подсознание и может ли у него учиться. Эти последние - фоновые предложения, которые клиент должен развить и принять для того, чтобы коммуникация была целиком значащей. Способ, по которому Эриксон настойчиво использует пресуппозиции, чтобы помочь клиенту войти в глубокий транс и понять эти явления транса, демонстрирует ему силу этой методики.

...Когда вы встаете и передвигаете ваше кресло на другую сторону этого стола, ваше подсознание затем позволяет дать свободный выход большому количеству важной информации. Возможно, этот процесс займет у вашего подсознания даже больше, чем пять или десять минут, или же, возможно, он не произойдет до следующего сеанса...

Снова, так как пресуппозиции в предложении не являются частью его глубинной структуры, их использование одновременно занимает клиента как активного участника процесса выявления смысла (в этом случае производного значения) и уводит его от оспаривания, какие бы пресуппозиции утверждений ни были. Второй класс производных значений, используемых Эриксоном, называется разговорные постулаты. Как и с пресуппозициями. значение, репрезентируемое разговорным постулатом, является производным, оно не часть глубинной структуры, обнаруживаемой клиентом, но требует дополнительной обработки. Например, если я скажу вам:

Вы можете вынести мусор? то буквальная глубинная структура потребует от вас только ответа да или нет. Однако типичным вашим откликом будет вынести мусор. Другими словами, несмотря на то, что я использую поверхностную структуру, соответствующая глубинная структура которой - вопрос на “да/нет”, вы отвечаете на него так, как будто это команда. В примечаниях в конце этого тома мы дадим вам инструкцию о том, как конструировать примеры с использованием таких разговорных постулатов, чтобы добиться эффектов, желательных для вас - гипнотизера. Для наших насущных задач необходимо только отметить, что, когда Эриксон выбирает и использует механизм разговорных постулатов, чтобы добиться от клиента отклика, он оперирует с его устоявшимися методами работы. Конкретно использованием разговорных постулатов он избегает отдачи команд, одновременно позволяя клиенту выбирать, отвечать ему или нет, и избегая авторитарных отношений между собой .и клиентом. Таким образом, клиентка, если она делает выбор ответа на предложение:

 

... Можете ли вы разрешить вашей руке подниматься... разрешая своей руке подниматься, активно участвует в процессе индукции транса, используя разговорные постулаты, чтобы понять производное значение поверхностной структуры “да/нет” - вопроса. Если клиент не 10“ может ответить, не происходит обрыва в процессе трансовой индукции по Эриксону, так как не была дана команда; был просто задан вопрос и не требуется никакого отклика. Форма коммуникации, не являющаяся вопросом на “да/нет”, работает по тому же пути.

 

Эриксон, к примеру, мог сказать:

Вам нет никакой нужды двигаться или

Для вас нет никакой надобности держать ваши глаза открытыми или

Для вас возможно войти даже в более глубокий транс.

 

Если клиент движется, когда Эриксон произносит первое из этих предложений, эффект коммуникации - команда “не двигайтесь”. Если клиент неподвижен, это утверждение - эффективная методика следования. Также, если глаза клиента открыты, когда Эриксон произносит второе предложение, тогда эффект для клиента состоит в его ответе - закрыванием глаз. Наконец, когда клиент слышит, как Эриксон произносит третье предложение, оно имеет эффект команды “войти даже в более глубокий транс”. Мы представим формальное описание этих феноменов в части Ш.

Как мы утвердили раньше, когда кто либо из нас использует систему естественного языка для коммуникации, мы предполагаем, что слушатель может сформировать сложные звуковые последовательности в значения, то есть слушатель имеет способность выводить значение глубинной структуры из поверхностной структуры, которую мы ему представляем аудиально, в дополнение к раскрытию значения глубинной структуры из поверхностной коммуникации. Мы также подразумеваем сложный навык слушателя выводить сверх-значение из некоторых поверхностных структур вследствие природы их форм. Несмотря на то, что и говорящий, и слушающий могут быть не в курсе этого процесса, он происходит все время.

 

Например, если кто-нибудь говорит:

Я хочу посмотреть Кунг Фу сегодня вечером по ТВ мы должны понять, что фильм по Кунг Фу сегодня вечером идет по ТВ, для того, чтобы переработать предложение Я хочу посмотреть... для выделения какого-то смысла.

 

Эти процессы называются пресуппозициями естественного языка. Другой пример производного значения - разговорный постулат: если вы отвечаете по телефону и кто-то спрашивает вас: “Джейн дома?”, то ожидают, что вы догадаетесь, что с нею хотят поговорить. Эта часть нашего текущего опыта обработки языка. Он также предоставляет ресурсы гипнотизерам для того, чтобы давать предложения в непрямой форме.




Содержание раздела