d9e5a92d

Убедитесь, что вы инвестор, а не спекулянт


На рынке существует поговорка: «Инвестор — это разочаровавшийся спекулянт». Думаю, что придумали ее спекулянты. Когда для одной из публикаций я проводила опрос среди топ-менеджеров и управляю­щих портфелями российских финансовых компаний, то выслушала целый спектр диаметрально противоположных мнений по поводу пре­обладания спекулятивных и инвестиционных предпочтений у круп­ных менеджеров, которых эти компании обслуживают на рынке.

 

Вот что говорили менеджеры.

Мнение 1: «Скорее всего, срабатывает тот факт, что у крупных кли­ентов нет оперативной потребности во вложенных средствах и они го­товы вкладывать деньги на более продолжительный срок, что увеличи­вает их возможности на получение более высокой итоговой прибыли. Клиенты же с небольшими активами рассматривают спекуляции как одну из возможностей получения пусть небольшого, но стабильного и регулярного дохода каждый день. Тем более при использовании воз­можности работы с "плечом"».

комментарий: Спекуляция никогда не была стабильным доходом. А терпеливый клиент, десятилетиями ждущий прибыли, — мечта большинства инвестиционных менеджеров.

 

Мнение 2: «Если клиент попадает на российский фондовый рынок псам занимается управлением активами, то его склонность к спекуля­циям достаточно высока. Если же клиент передает свои средства в управление или ПИФ, то уже управляющие стараются ограничить эту склонность. Выбор инструментов инвестором зависит от уровня рис­ка, который он готов принять на себя. Самые рискованные выбирают соответственно высоко рискованные стратегии и покупают акции "второго" и "третьего" эшелонов. Консервативные клиенты выбирают государственные и корпоративные облигации».

Комментарий: Консервативный портфель покажет уровень дохода ниже инфляции, портфель из акций «второго» и «третьего» эшелонов неликвиден.

 

Мнение третье: «Пока что россияне любят спекулировать. Амери­канцы уже наигрались».

Комментарий: По собственным наблюдениям могу сказать, что российские инвесторы очень интеллектуальны, склонны к самообра­зованию, аналитическим исследованиям. В целом мы нация очень об­разованная, и подходы демонстрируем соответствующие. Просто на рынке в данный момент нет инвестиционных инструментов, которые удовлетворили бы их здравым запросам. Ну и плюс, конечно, серьез­ный кризис доверия к инвестиционным институтам

 

Мнение четвертое: «Преобладающим является спекулятивное уп­равление. Инвестиционное направление клиентам интересно, но в ос­новном долгосрочные инвестиции они проводят самостоятельно, пользуясь нашими рекомендациями».

Комментарий: У брокера, практикующего спекулятивные заработ­ки, может быть клиентом только спекулянт.

Анализируя представленные выше мнения и еще ряд подобных, я не смогла составить какого-то однозначного представления о реаль­ ной ситуации, пока меня не осенило принять во внимание предпоч­тения самих интервьюируемых. Четвертый ответ принадлежит энер­гичному успешному спекулянту, который занимается и дневным трейдингом (day trading), стабильно открыто публикует собствен­ные достижения, известен как специалист и сторонник технического анализа. Два первых высказывания принадлежат администраторам компаний.

Единственное объяснение такого разброса мнений для меня состоит в том, что пристрастия клиентов к инвестиционным и спекулятивным операциям четко отражают предпочтения самих управляющих. Или же клиенты находят себе компании по вкусу. Иначе трудно объяснить, почему у компаний, известных поставленным дей-трейдингом и торго­выми роботами, клиенты в подавляющем большинстве настроены спе­кулятивно. У управляющих же, сделавших ставку на долгосрочные опе­рации, клиенты терпеливо годами ждут роста. В этой связи остается только рекомендовать клиенту выявить для себя собственную инве­стиционную ориентацию и в соответствии с ней выбирать компанию и менеджера. Как шутили в середине девяностых на Санкт-Петербург­ской фьючерсной бирже: «Клиент-шизофреник всегда найдет себе бро­кера-шизофреника». Главное, чтобы клиент точно знал, чего он хочет. Желаемый продукт рынок ему предоставит.

На рынке существуют компании, позиционирующие свои методи­ки как универсальные. И разницу между спекуляцией и инвестированием в компании сводят к вопросу оценки риска. Вот какую позицию займет компания в этом случае: «Задача управляющего помочь кли­енту понять, какая мера риска для него является приемлемой (ком­фортной), и в рамках приемлемого для клиента риска реализовать максимальную доходность. Наибольшая доходность реализуется на акциях — это общее правило фондового рынка, основанное на стати­стике. При этом чем более рискованные группы акций выбирает кли­ент, тем выше потенциальная доходность. Главная задача довери­тельного управляющего: выбрать наиболее потенциально доходные активы и заработать для клиента доход — именно за это умение кли­ент и платит деньги».



Следует также помнить, что задача финансовой компании — пред­лагать вам активы. Если вы не будете покупать активы, то вы не отда­дите деньги в управление либо не купите инвестиционные продукты и не заплатите комиссионные. Каждый должен выполнять свою работу. И работа инвестиционного менеджера — продать вам продукт. А что делать, если нужного вам продукта нет? Как правило — это значит, что вас нужно склонить купить то что есть в наличии. Поэтому очень важ­но уметь распознать, что собой представляет компания и каковы на­строения ее менеджеров. Найдите своего брокера. Если вы решили заниматься инвестированием, брокер-спекулянт не для вас.

И еще: когда проверяют ваше отношение к рискам, помните, что пока риски, связанные с акциями российского рынка, достаточно спе­цифичны. И большей частью они связаны с низким free float законо­дательными проблемами, низкой ликвидностью, непрозрачной отчет­ностью. И это — совсем не те риски, на которых зарабатывают. Об этом мы подробно поговорим в главах о текущем состоянии рынков.

Если вы придете в российскую финансовую компанию и попроси­ те сформировать вам портфель из выбранных российских и запад­ных акций, то получите один из двух ответов. Либо компания услуг по покупке западных акций не оказывает, и это в подавляющем боль­шинстве случаев. Либо существенно дешевле окажется действовать через западного брокера напрямую. В девяти случаях из десяти вам при этом еще и объяснят, в чем вы, по их мнению, не правы. Объяс­нение сведется к тому, что российский рынок растет гораздо быстрее и изменяется сильнее. Западные же акции не растут так быстро. По­этому, по словам наших инвестиционных менеджеров, западные компании стремятся работать на наших рынках. Далее часто идет ссылка на индекс Доу-Джонса, рост которого далеко не каждый год превышает 8-10%

Для того чтобы вы поняли, что здесь к чему, я привожу выборку, отражающую рост акций десяти компаний за три месяца. Это акции растущих компаний, работающих в сфере новых технологий. Рост этот пришелся на три месяца 2003 г. и составил от 121 до 357%.

 

Это под 1000% годовых.

1. Rural Cellular (ОТО. RCCC) $5,50 up 357%.

2. Alamosa Holdings (OTC: ALMO) $3,26 up 300%.

3. Roaming Messenger (OTC: RMSG) $0,35 up 250%.

4. Semotus Solutions (AMEX: DLK) $0,80 up 223%.

5. Airgate PCS (OTC: PCSA) $1,31 up 191%

6. Centennial Communications (Nasdaq: CYCL) $5,49 up 170%.

7. Teletouch (AMEX: TLL) $1,16 up 168%.

8. GiveMePower (OTC: GMPW ) $0,45 up 136%.

9. Arch Wireless (Nasdaq: AWIN) $10,20 up 124%. 10 US Unwired (OTC: UNWR) $0,40 up 121%.

 

Теперь я поясню на простом наглядном примере, почему в принци­пе такой рост возможен. Если последние пять-шссть лет вы пользуе­тесь электронными ящиками в Интернете, го, скорее всею, вспомни те, каким был по размеру ваш яшик в то время. Я пользовалась ящиком на Yahoo, размер которого составлял 1Мб и мне части при­ходилось удалять письма, чтобы в ящике оставалось место для новых. Иначе ящик переполнялся, блокировался и посылаемая после этого почта возвращалась адресантам. Каких-то пару лет спустя мой ящик неожиданно вырос до 100 Мб. А затем — до 1 Гб. А теперь прикиньте, в какой пропорции должны были измениться активы компаний, обес­печивающих хранение электронной информации. Да, именно, в про­порции того же порядка. Рыночные обзоры тех лет приводили именно цифры о 1000%-ных возрастаниях выручки компаний, оказывающих услуги по хранению электронной информации. Конечно, не все фир­мы, работающие в этой отрасли, получили доступ к таким значитель­ным контрактам, как хранение электронных данных для Yahoo. Но для того и существуют источники информации, чтобы инвесторы уз­навали, какие перспективы сулит тот или иной контракт, рынок сбыта и каким компаниям. Что до индекса Доу-Джонса, то он действительно не растет темпа­ми сотен процентов в год. Но ведь и инвесторы, желающие сделать состояние на быстро растущих компаниях, в акции этого индекса не вкладываются.




Содержание раздела