http://vanilla.su кулинарная книга разделы - содержание раздела книги.         d9e5a92d

Равновесная цена






Вернемся к рассмотренным ранее зависимостям от цены спроса (см. рис. 6.2) и предложения (см. рис. 6.3). Если одновременно совместить эти кривые, то в точке пересечения Р получим равновесие спроса и предложения (рис. 6.4).



Рис. 6.4. Установление равновесной цены

Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.
Если из точки Р опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов.
Проекция точки Р на ось ординат - точка Ц„ определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.
Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французский экономист М. Алле вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: “...всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики .
2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
В заключение напрашивается вопрос: имеется ли на самом рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать неравновесное состояние рынка (превышение спроса над предложением, или наоборот) и порождать тенденцию к продаже благ по равновесной цене?
Ответ на этот вопрос мы найдем в следующей теме.







Содержание раздела