d9e5a92d

Классическая политическая экономия


История экономической мысли началась в весьма отдаленном прошлом - в. эпоху становления че­ловеческой цивилизации. Первоначально суждения видных мыслителей об экономике были отрывоч­ными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной дей­ствительности. Примером может служить меркантилизм - учение о богатстве общества, которое непосредственно предшествовало классической политической экономии (XV-XVII вв.).

Меркантилизм (от итал. mercante- торговец) богатство об­щества усматривал в накоплении денег (монет из золота и се­ребра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост денег само­очевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Так, органи­зованная в Англии “Московская компания для торговли с Рос­сией” скупала одно мачтовое дерево за 25-30 коп., а продавала за 4-5 руб.
Задачу экономической теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благопри­ятных условий для внешней торговли государство должно вме­шиваться в экономику - покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, - политическая экономия (греч. politike - искусство управлять государством), то есть наука об управлении государством экономикой.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства со­провождался возникновением классической (лат. classicus - об­разцовый, первоклассный) политической экономии.
Классическая политическая экономия по-своему доказала на­учную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации со­здается, считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а по­этому не нуждается во вмешательстве государства.
Классическая политическая экономия теоретически изучает все сферы экономики - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного опи­сания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов раз­вития экономики. Для этого углубленно исследуются экономи­ческие отношения между социальными группами, классами об­щества.
Своего расцвета классическая политэкономия достигла в Анг­лии в XVII-XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящих товары (теория стоимости подробно изучается в теме 4).
Впервые идею о том, что труд является важнейшим источ­ником богатства, высказал У. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитое изрече­ние: “Природа - мать, а труд - отец богатства”. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А. Смит, пре­вративший политическую экономию в научную систему, после чего она стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В главном труде - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) - он обосновал “естественный порядок” в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны гос­подство частной собственности, свободная конкуренция и сво­бодная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.
А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фаб­ричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают пред­приниматели (теория прибавочной стоимости рассматривается в теме 8).
К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) в своем главном экономическом труде “Капитал”, которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости (см. темы 4 и 8).
Экономическое учение К. Маркса о капитале получило не­однозначную оценку. По словам американского экономиста Ва­силия Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действитель­ности представляют собой прибыль, заработная плата, капита­листическое предприятие, он может получить в трех томах “Ка­питала” более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике
М. Блауг в книге “Экономическая мысль в ретроспективе” констатировал: “Маркс подвергался переоценке, пересматривал­ся, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротив­ляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллекту­альное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим” .
Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по-видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собствен­ников, и стремился поставить свой вариант классического на­правления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.
Учение К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые про­тиворечия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-пер­вых, во многом отражает особую историческую специфику эко­номики Англии в XVII-XIX вв. (период господства единоличной формы капитала и свободной конкуренции). Оно обладает чер­тами несимметричной теории, односторонне отразившей про­тиворечивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое, во многом противоположное воззрение.


Содержание раздела