penza-post.ru сайт наших партнеров         d9e5a92d

Бид-аск спрэд


Я помню тот день, когда я, еще ребенком, в первый раз попал на Уолл-Стрит. Я ощутил атмосферу богатства и власти - это просто витало в воздухе. Вы когда-нибудь интересовались, как это богатство создается? Как крупные торговые фирмы позволяют себе оплачивать аренду этих многоэтажных зданий в финансовом районе Нью-Йорка, считающихся самой дорогой корпоративной недвижимостью страны? Как они могут выплачивать своим лучшим трейдерам многомиллионные зарплаты? Деньги зарабатываются за счет общества, инвестирующей публики. Как вы знаете, сущность рынка ценных бумаг состоит в различии взглядов. Для каждого покупателя найдется и продавец. Крупные банки и брокерские фирмы по­лучают ощутимую долю прибыли, занимая противоположную сторону в отношении ордеров клиентов. Когда клиент покупает, по другую сторону этого торга находится одно их таких финансовых учреждений. Суть в том, что, подобно агентству по покупке-продаже подержанных машин, торговые фирмы покупают по низкой, а продают по высокой цене, "снимая сливки" размером в несколько центов на акцию при сделке. Вопреки широко распространенному убеждению, Уолл-Стрит не делает деньги, срывая разом огромный куш, получая огромную одноразовую прибыль. Так же как и казино, он зарабатывает деньги на небольшой равномерно текущей прибыли, где размер каждой составляет по 1/16, 1/8 и 1/4. Этот процесс осуществляется с помощью системы маркетмейкера и механизма, известного как бид-аск спрэд.

Система маркетмейкера — это клей, который склеивает все финансовые рынки друг с другом. По существу, маркетмейкеры выступают в качестве посредников при покупке и продаже акций. На Нью-йоркской Фондовой Бирже (NYSE) и на Американской Фондовой Бирже


 (АМЕХ) маркетмейкеров называют специалистами. Каждая отдельная акция имеет специалиста, являющегося ее единственным маркетмейкером. В NASDAQ маркетмейкерами являются многочисленные фирмы, торгующие акциями. Для отдельной акции NASDAQ существует несколько маркетмейкеров. У разных бирж методы, правила и системы, обслуживающие торговлю акциями, несколько различаются, но основополагающие принципы одни и те же. Роль маркетмейкера -поддерживать упорядоченность рынка. Недавно произошедшее заметное событие - слияние бирж АМЕХ и NASDAQ, несомненно, внесет определенные изменения в правила торговли акциями на этих биржах. Но мы, рассматривая наши проблемы, пока предположим, что традиционные правила для каждой из них все еще в силе, потому что невозможно точно предположить, какие изменения могут произойти в будущем.

Когда говорится, что специалисты делают рынок, это означает, что всегда, при любых обстоятельствах, они являются и покупателями, и продавцами, торгуемых ими акций. Всегда существует цена, по которой специалисты купят акции у публики и продадут акции публике. Они всегда рискуют своими деньгами, занимая противоположную сторону вашей торговли. Если вы хотите купить 1,000 акций, специалист продаст вам 1,000 акций со своего собственного счета. Если захотите продать, специалист будет готов купить их у вас, как если бы кроме вас с ним на рынке больше никого не было. Таким образом, можно сказать, что он прибавляет ликвидность рынку, покупая, когда нет покупателей, и продавая, когда нет продавцов. Специалисты делают это, сохраняя наличные запасы. Это существенно для обеспечения свободной торговли акциями.

Но здесь кроется ловушка. Специалисты не предоставляют такую услугу бесплатно. Цена, по которой специалист продает вам акции, всегда будет выше той цены, по которой он у вас их покупает. Считайте это наценкой, необходимой для поддержания наличных запасов. Эта наценка и дает возможность специалисту снимать по 1/16, 1/8 и 1/4 весь день, пока существует поток ордеров. Чем больше объем торговли, тем больше денег он сможет сделать. Но насколько это законно? -Все очень просто. Специалисты рискуют своим капиталом, поддерживая упорядоченность рынка, и, по существу, подвергают себя значительному риску. Риск, который они на себя берут, оправдывается полученной ими компенсацией. Представьте себе: он должен купить акции в тот момент, когда крупные взаимные фонды понижают их цену. Это сравнимо разве что с попыткой поймать падающий нож. Еще хуже: представьте, что вы вынуждены продать акции, чтобы исполнить поток ордеров на покупку акций, которые растут под самую крышу. И тот, и другой случай могут легко выбить маркетмейкеров из колеи и привести к огромным убыткам.

Работа маркетмейкера очень рискованна и тяжела. Но все же большую часть времени торговые фирмы, вовлеченные в эту сферу бизнеса, делают огромную прибыль. Как это возможно? Посредством бид-аск спрэда. Как уже было сказано, для того, чтобы поддерживать упорядоченность рынка, маркетмейкеры должны всегда торговать акциями, на которые они назначены, устанавливая цены, по которым они купят и продадут акции од­новременно, даже если они не хотят делать ни того, ни другого. Очевидно, что они купят акции дешевле, чем их продадут. Это называется сохранение двустороннего рынка. Маркетмейкеры рискуют своим оборотным капиталом, чтобы убедить инвестора в честном выполнении сделки, будь то продажа или покупка. Это дает ему гарантию, что если он не ставит ограничения по ценам, то его ордера будут исполнены по тем котировкам, которые существуют на рынке в текущий момент времени. Система специалистов подобна взятке, которая гарантирует гладкое течение рынка. Если рынки спокойны, все это кажется не таким уж большим делом. Но когда рынки становятся волатильными, маркетмейкеры зарабатывают хорошие деньги.

Как мы уже говорили, маркетмейкеры не предоставляют свои услуги бесплатно. Они должны получить сполна за принимаемый на себя риск. По этой причине нельзя предполагать, что они одновременно купят акции у публики и продадут их ей по той же самой цене. Хотя бы только потому, что это слишком рискованное занятие. С какой стати рисковать капиталом, не имея возможности сделать деньги? Капиталист так не работает. Поэтому маркетмейкерам позволено поддерживать спрэд в акции. Это означает, что цена, по которой они купят акции у публики, будет всегда немного ниже той, по которой они их публике продадут. Это все равно, что торговец машинами покупает автомобиль за $5,000 на встречной продаже и перепродает его же за $6,000. Прибыль в $1,000 как бы идет на покрытие "затрат на поддержание инвестиционной позиции", то есть риска по имуществу. Нет никакой гарантии, что торговец сможет перепродать машину, поэтому прибыль вполне оправдана. Вместо автомобиля маркетмейкер приобретет акции IBM по 105 и продаст их по 105 1/2. Цена покупки известна как бид. Цена продажи — это аск. А разница между ними является спрэдом.

Спрэд предопределяется волатильностью акции. Когда говорится, что спрэд широкий, это означает, что разница в цене, по которой маркетмейкеры покупают акции и продают их обратно инвесторам, большая. Чем более волатильна акция, тем шире спрэд. Это вполне оправдано, потому что специалисты не уверены в будущем направлении развития цены этой акции. Широкий спрэд является единственным способом маркетмейкеров защитить себя в том случае, если акция начнет двигаться против них. Наценка, или - ширина спрэда между ценой, по которой маркетмейкеры покупают, и ценой, по которой они продают, должна быть не менее $1 для некоторых волатильных бумаг. Это значит, что если даже акция не движется, маркетмейкеры должны купить ее у публики по $99 и продать по $100. То есть, они получают $1,000 прибыли за каждые купленные и проданные 1,000 акций. Но это без учета направления, в котором пойдет акция. А она может пойти как к $110, так и к $90. Сами специалисты этого не знают. Вспомните, специалисты должны обеспечивать ликвидность акции в любом случае. То есть они волей-неволей вынуждены быть покупателями, являясь тем самым последним средством регулирования рынка, когда им не удается выровнять имеющиеся ордера клиентов на покупку и продажу. В условиях волатильных рынков это означает, что маркетмейкеры накапливают крупные позиции, когда акции падают (то есть в случае, если все остальные - продавцы, а маркетмейкеры - покупатели), а также продают акции, не имея их в наличии, при подъеме (при условии, что все остальные - покупатели, а маркетмейкеры - продавцы). Даже лучшие трейдеры не смогут сыграть на спрэде в подобных обстоятельствах. В большинстве таких случаев маркетмейкеры терпят значительные убытки.

Но бывает, что все происходит наоборот. Период, когда акция торгуется упорядоченно, - звездный час маркетмейкера. При этом он может снять по 5 центов за акцию, ничем особенно не рискуя. Например, при стоимости акции в $25 можно купить их у инвесторов по 25 и продать им же по 25 1/8. Спрэд будет составлять 12.5 центов, или 1/8. Если акция не движется, а ордера на покупку и продажу равномерно распределены, то маркет-мейкер сделает по 12.5 центов за акцию при каждой сделке. Представьте, сколько можно заработать, если торгуется более миллиона акций в день: $125,000 прибыли! Но она оправдана, потому что, даже если акция не движется, все равно существует определенная степень риска при создании двустороннего рынка. Предположим, что о компании неожиданно распространилась негативная информация. В результате - наплыв предложений на продажу ее акций может затопить маркетмейкера. И это риск, который он обязан принять на себя. И все-таки, по итогам года, те самые несколько центов за акцию обеспечивают преимущество дома, полностью компенсируя несколько случаев огромных потерь. Именно таким способом "несколько центов за акцию" можно преобразовать в миллионы долларов годовой торговой прибыли.

Бид-аск спрэд можно рассматривать как премию за риск. Представьте теперь, что акция вместо того, чтобы двигаться в одном направлении, торгуется как бы рывками. А именно так обычно и торгуются волатильные акции. В таких условиях маркетмейкер должен сохранять бид-аск спрэд широким, чтобы защитить себя от бешеной атаки дэйтрейдеров и спекулянтов, пытающихся заработать, пока он находится "вне своего рынка". Широкий же спрэд в большинстве случаев затрудняет попытку "подстрелить" маркетмейкера. Поскольку дэйтрейдер за­рабатывает прибыль за счет маркетмейкера, последний, естественно, стремится не отдать ее "за так". Его задача — создать как можно больше трудностей для дэйтрейдера, помешать ему предвосхитить движение в котировках своих бумаг.

Как видите, бид-аск спрэд работает на маркетмейкеров и против рядовых инвесторов. Каковы же шансы дэйтрейдера? Дело в том, что игровая площадка сегодня более ровная, чем когда-либо прежде, хотя специалисты и маркетмейкеры по-прежнему имеют преимущество и устанавливают перевес. Этим мы обязаны органам государственного регулирования, защищающим интересы частных инвесторов. К счастью, по мнению этих органов, дэйтрейдер также считается частным инвестором.

Скажем прямо, представители Уолл-Стрита, если их не ограничивать, с удовольствием заберут себе все. Потому-то и существуют правила, обязывающие специалиста первыми в очередь ставить ордера своих клиентов, а потом уже свои. На Нью-йоркской Фондовой Бирже эти правила таковы, что позволяют дэйтрейдеру занимать ту же сторону сделки, что занимают специалисты, при оформлении ордеров на покупку и продажу. Это дает возможность дэйтрейдеру торговать точно так же, как и специалисты, а кроме того - получать преимущества до­ма, занимая противоположную сторону публичных ордеров. Таким образом, дэйтрейдеры, как и специалисты, могут заработать на 1/16, 1/8 и 1/4 на потоке ордеров, поступающих от рядовых инвесторов.

Как видите, путь дэйтрейдера — это путь риска. Он полагается на свои личные способности в попытке обыграть Уолл-Стрит на его же поле. Но поскольку действующие правила на его стороне, то он может существовать и даже процветать до той поры, пока он в состоянии держать удар, потому что "перевес" не дает ему расслабиться и вынуждает к постоянному противодействию. Дэйтрейдеры разоряются в противостоянии большим силам с тугими карманами, владеющим подробной информацией. Однако, выше голову! Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Если фирмы Уолл-Стрита за один только год в состоянии сделать такие колоссальные деньги, то и вы как дэйтрейдер тоже, скорее всего, в накладе не останетесь. Дело только за тем, чтобы выйти и заявить о себе.




Содержание раздела