d9e5a92d

Мои претензии к учителю


Мои претензии к учителю
Однажды я сказал своему учителю: "Вы обманываете меня". Когда мы чувствуем свою неполноценность и в то же время обладаем сильным эго, в нас развивается склонность обвинять других. "Что случилось?" -- спросил учитель. "Вы думаете, что я все еще ребенок, и скрываете от меня некоторые вещи". "Скажи мне, что я от тебя скрываю?" "Вы не показываете мне Бога. Возможно вы не в состоянии это сделать и можете лишь читать мне наставления о Боге.

Если это предел ваших возможностей, вы должны в этом честно признаться". "Я покажу тебе Бога завтра утром", -- сказал учитель. "Правда?" -- воскликнул я. "Непременно. Ты готов к этому?" Обычно я всегда медитировал перед тем, как ложиться спать, но в ту ночь я был не в состоянии это делать.

Я был уверен, что на следующее утро увижу Бога, -- зачем же было заниматься медитацией? Я испытывал такое нетерпение и возбуждение, что всю ночь не сомкнул глаз.

Рано утром я пошел к своему учителю. Я даже не искупался, решив, что в такой исключительный день ни к чему тратить время на купание. Я лишь пошлепал себя по щекам, пригладил волосы и в таком виде предстал перед учителем. "Займи свое место", -- сказал мне учитель. "Ну вот, сейчас он покажет мне Бога", -- подумал я. Я не отличался особой почтительностью, но в то утро вел себя необычайно почтительно. Я много раз поклонился своему учителю.

Он посмотрел на меня и сказал: "Что с тобой такое? Ты как-то подозрительно себя ведешь. Почему ты так взволнован?" "Как, разве вы забыли? -- воскликнул я. -- Вы обещали показать мне Бога". "Хорошо, -- сказал он, -- но только скажи, Бога какого вида ты предпочитаешь увидеть". "Но разве существуют разные виды Богов?" "А как ты представляешь себе Бога? -- ответил учитель вопросом на вопрос. -- Я готов показать тебе Бога точно в таком виде, в каком ты себе его представляешь и характеризуешь. Все хотят видеть Бога, но при этом не имеют ни в сердце, ни в уме убежденности в его существовании.

Если ты что-то ищешь, но не уверен твердо в цели своих поисков, то что ты найдешь? Если я скажу тебе, что все, что ты видишь, есть Бог, то это тебя не удовлетворит. Если я скажу, что Бог внутри нас, то ты опять-таки останешься неудовлетворенным. Предположим, я покажу тебе Бога, а ты скажешь: "Нет, это не Бог".

Что мне тогда делать? Поэтому расскажи мне, как ты представляешь себе Бога, а я создам его для тебя". "Подожди минуту. Дай мне подумать", -- произнес я. "Бог находится вне пределов твоего мышления. Вернись обратно на свое место для медитации и, когда будешь готов, дай мне знать. Можешь прийти ко мне в любое время, после того как решишь, какого Бога ты хочешь увидеть.

Я не лгу, -- я действительно покажу тебе Бога. Показать тебе Бога -- мой долг". Я, как только мог, пытался представить себе, каким же может быть Бог, но мое воображение не выходило за пределы человеческой формы. Мысленно я перенесся в царство растений, затем в царство животных и, наконец, в мир человека. Так я пришел к созданию в своем воображении образа мудрого и красивого человека, очень сильного и могущественного. "Бог должен выглядеть именно так", -- подумал я сначала.

Но потом я понял, что выставил своему учителю глупое требование. Что я мог испытать, не отдавая себе ясного отчета в том, чего хочу? Наконец, я явился к своему учителю и сказал: "Господин, покажите мне того Бога, который может освободить нас от страданий и даровать счастье". "Это ни что иное, как состояние уравновешенности и спокойствия, которое ты должен культивировать в себе", -- ответил учитель. Без ясности в мыслях простое желание увидеть Бога подобно блужданию на ощупь в темноте.

Я обнаружил, что человеческий ум имеет свои пределы и способен создавать мысленные образы лишь в соответствии со своими ограниченными возможностями. Ни один человек не в состоянии объяснить, что есть Бог или постичь его умом.

Можно говорить, что Бог есть истина, океан любви, абсолютная реальность или тот, кто создал эту Вселенную. Но все это лишь абстрактные идеи, не способные удовлетворить желание лицезреть Бога.



Что же можно увидеть? Те, кто верят в то, что Бог -- это живое существо, могут представить его себе и иметь видение, но, в действительности, Бога нельзя увидеть человеческими глазами. Постичь Бога можно лишь путем постижения своего истинного Я, а затем Я всего сущего.

Поэтому, когда ученик предъявляет претензии типа: "Я хочу увидеть Бога; мой учитель не показывает мне Бога; мой учитель не дает мне того, что я хочу", -- он должен, в конце концов, понять, что это не входит в обязанности учителя. Выясните, не предъявляете ли вы необоснованных претензий к своему учителю, и вместо того, чтобы что-то требовать от него, трансформируйте себя изнутри. Бог находится внутри вас, и это нечто, находящееся внутри вас, есть объект самопознания. Никто не может показать Бога кому-либо другому. Человек должен сам познать свое истинное Я, и тем самым он познает Я всего сущего, которое называют Богом.

Пребывая в состоянии невежества, ученик думает, что Бог -- это какое-то особое существо, и хочет увидеть это существо так же, как видит предметы внешнего мира. Этого никогда не случится.

Но когда он постигнет, что Бог есть истина, и станет практиковать истину на словах и на деле, тогда его невежество в отношении природы Бога рассеется, и к нему придет самопознание".
Дисциплина необходима
Я часто уходил в Рамгахарский лес, где жил мой друг Нантин* Баба. Он с шести лет практиковал аскезу и духовные дисциплины. Мы оба обладали очень озорным характером.

Нередко мы тайком прокрадывались в деревню, забирались к кому-нибудь на кухню, съедали все, что там находили, и затем возвращались в лес. Среди жителей деревни по этому поводу ходили самые невероятные слухи: одни считали нас божественными воплощениями, другие -- злыми духами. * В горах слово "нантин" означает "ребенок".
В тех местах было много яблоневых садов, которые принадлежали богатым людям из Нанитала. Однажды мы решили пожить какое-то время у небольшого ручья, протекавшего через сад.

Вечером мы набрали сучьев для костра. В связи с озабоченностью службы охраны леса лесными пожHрами, мы развели костер в саду.

Владелец сада увидел нас и подумал, что мы пришли воровать его яблоки. Этот человек был очень желчен и скуп и в отличие от других владельцев садов никогда не позволял никому собирать с земли упавшие яблоки. Он приказал своим сторожам взять бамбуковые палки и избить нас.

Пять человек побежали к нам выполнять его приказание, но, когда они приблизились, то увидели, что мы были не воры, а те двое молодых йогов, что жили в лесу. Когда спустя три месяца я возвратился к своему учителю, он сказал: "Ты создаешь для меня проблемы, делая глупости". "Но я ничего такого не делал", -- возразил я. Однако он продолжал: "Я вынужден оберегать тебя так, как мать бережет своего ребенка.

Когда же ты вырастешь? Почему ты посягаешь на чужую собственность?" "Все вещи принадлежат Богу, -- ответил я, -- и те, кто посвятил себя служению Богу, вправе ими воспользоваться". В ответ на это мой учитель сказал: "Подобный образ мыслей есть ни что иное, как злоупотребление положениями Писаний в своих корыстных целях. Твое мышление нуждается в исправлении. Затем он дал мне следующие наставления: 1. Рассматривай абсолютную реальность распространяющейся по всей Вселенной.

2. Не привязывайся к удовольствиям, получаемым от объектов этого мира. Используй их как средства для своего духовного прогресса. 3. Не домогайся чужого имущества, женщин и богатства. Он сказал: "Разве ты забыл эти высказывания из упанишад? Отныне, если ты совершишь хоть какое-то социальное преступление или нарушишь покой домохозяев, я навсегда перестану с тобой разговаривать".

Временами учитель наказывал меня тем, что отказывался разговаривать со мной. Разница между его упрекающим молчанием и доброжелательным молчанием, полным любви и понимания, была очень ощутима для меня. В те годы мне было шестнадцать лет, и я обладал огромным запасом энергии. Я был очень деятелен и постоянно докучал ему. Но он часто говорил: "Это моя карма, а не твоя вина, мой мальчик.

Я пожинаю плоды своих собственных дел". Обычно я огорчался и давал обещание больше не повторять того, что шло вразрез с его наставлениями, но вскоре вновь совершал проступки.

Иногда я сознательно вел себя безответственно, а иногда совершал ошибочные поступки бессознательно в силу врожденных черт характера. Но этот великий человек любил меня всегда и при любых обстоятельствах, несмотря на мое недостойное поведение. Когда человек становится зрелым, он начинает постигать истинную философию жизни. Затем он начинает осознавать свои мысли, слова и поступки.

Духовная практика нуждается в постоянной бдительности. Дисциплина не должна насаждаться насильственно, но должна добровольно и сознательно приниматься учеником как средство, необходимое для его самосовершенствования.

Насильственное насаждение дисциплины и подчинение ей вряд ли способны дать успешный результат. При таком подходе человек может узнать, что следует делать и чего не следует, но никогда не узнает, как жить.
Благословенное проклятие



Содержание раздела