d9e5a92d

Где мой осел?


Где мой осел?
Когда я однажды остановился в Мау, маленьком городке в штате Уттар Прадеш, моим пристанищем стала небольшая хижина, построенная для странствующих монахов и садку. Большую часть времени я проводил у себя в комнате, выполняя свои упражнения и сидя в медитации. Лишь утром и вечером я ненадолго покидал свою хижину, выходя прогуляться. Неподалеку я часто встречал одного человека, занимавшегося стиркой белья и этим зарабатывавшего себе на жизнь.

У него не было ни жены, ни детей -- был лишь осел. Однажды этот осел потерялся.

Это настолько потрясло и огорчило человека, что он впал в транс. Люди же подумали, что он вошел в состояние самадхи.

В Индии люди готовы на все во имя самадхи. Они даже готовы продать свой дом и отдать все деньги, вырученные за его продажу, тому человеку, который, по всей видимости, достиг этого состояния. Они верят в то, что приношение даров является способом выражения их любви и поклонения святому человеку.

Тот человек, что стирал белье, просидел в одной и той же позе два дня, и люди стали приносить ему деньги, цветы, фрукты, складывая все это вокруг него. Два человека объявили себя его учениками и занялись сбором денег. Но сам этот человек продолжал сидеть совершенно неподвижно. Его почитатели стали призывать других присоединиться к ним.

Им хотелось, чтобы все знали, что они являются учениками великого гуру. Так прошло немного времени, и этот человек стал местной знаменитостью.

Один из его новоявленных учеников сообщил мне, что возле того места, где я живу, в состоянии самадхи сидит великий человек. Я пошел посмотреть на него.

Там действительно, неподвижно сидел какой-то человек с закрытыми глазами. Вокруг него собралось много людей, которые причитали: "О, Господь, верни его обратно. Хари Рама, Хари Рама, Хари Кришна, Хари Кришна". "Что вы делаете?" -- спросил я. "Это наш гуру, -- ответили они. -- Он находится в состоянии самадхи". Мне стало любопытно, и я решил посмотреть что же произойдет, когда он выйдет из этого состояния. Через два дня он открыл глаза.

Все замерли, впившись в него глазами и ожидая, какую же глубокую истину он изречет. Но единственным, что он произнес, был вопрос: "Где мой осел?" Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом.

Существует тонкое различие между человеком, находящимся в состоянии глубокой задумчивости и озабоченности, и человеком, действительно медитирующим. Сильная озабоченность может привести ум в состояние однонаправленности, но это будет негативная однонаправленность.

При медитации ум становится позитивным, однонаправленным и обращенным внутрь. Внешние признаки схожи. В состоянии глубокой тревоги и озабоченности тело становится заторможенным и напряженным, в то время как медитация делает тело расслабленным, устойчивым и спокойным. Для медитации чистота ума имеет существенно важное значение; для озабоченности она не важна. Когда умом овладевает сильная тревога, он становится вялым и бесчувственным.

Но когда великий человек созерцает страдания этого мира, им владеет вовсе не чувство тревоги, а любовь и самоотверженная забота о человечестве. В этом случае индивидуальный ум расширяется и сливается с космическим умом. Когда ум поглощен лишь своими личными интересами, это называется тревогой.

Когда ум приводится к осознанию страданий других, это дает начало позитивному созерцанию. В обоих случаях ум становится однонаправленным, но в последнем случае сознание расширяется. Когда Иоанн был посажен в тюрьму на острове Патмос, он был обеспокоен тем, что послание его учителя может не достигнуть общественных масс. Однако такого рода беспокойство, на самом деле, не носило характера озабоченности выполнением своих личных желаний.

Это был вопрос вселенского характера, на котором он медитировал. Медитация есть расширение, в то время как озабоченность -- сужение. Одна и та же сила по желанию человека может быть направлена либо в отрицательное русло, либо в положительное. Потому для ученика важное значение имеет очищение ума, перед тем как приступать к медитации. Успеха в медитации на пути просветления нельзя добиться без очищения и дисциплинирования ума.



Подготовка играет важную роль. Она включает в себя контроль за своим поведением, речью, выработку в себе привычки к умеренности в отношении приема пищи и удовлетворения других нужд и желаний. Те, кто сначала дисциплинируют себя, а затем начинают медитировать, получают переживания, действительно имеющие ценность. Они вступают в контакт со скрытыми в них мощными, положительными возможностями.

Эти переживания становятся путеводной нитью, указывающей путь к более глубоким уровням сознания. Нетренированный и неочищенный ум не в состоянии создать ничего ценного, в то время как медитативный и созерцательный ум всегда созидателен. Как озабоченность, так и медитация оставляют глубокий след в подсознательном уме. Озабоченность приводит к возникновению некоторых психосоматических заболеваний, в то время как медитация приводит человека к осознанию других измерений сознания.

Если ученик знает, как нужно медитировать, он естественным путем освободится от беспокоящих его привычек. Ненависть и озабоченность -- таковы две негативных силы, которые держат в своей власти ум. Медитация и созерцание расширяют ум. Я пришел к выводу, что тот бедный человек, занимавшийся стиркой белья, хотя и сохранял полную неподвижность, находился в состоянии глубокого горя. Известие о пропаже осла так сильно потрясло и опечалило его, что вывело ум из состояния равновесия.

Находясь в этом состоянии, он сохранял неподвижность и не осознавал, где находится. В самадхи ум сознательно выводится на высшие уровни сознания.

Ученика, пытающегося войти в самадхи без очищения ума, постигает разочарование, потому что нечистый ум препятствует достижению этого состояния. Самадхи представляет собой результат сознательного и контролируемого усилия.

Это состояние трансцендентного сознания. Озабоченность сужает ум, в то время как медитация расширяет его.

Расширение индивидуального сознания и его объединение с трансцендентным сознанием есть то, что называют самадхи.
Кто был другой Гопинатх?
Эта история произошла, когда я остановился пожить в шести милях от города Канпур, на берегу Ганга. Я поселился в одном саду, расположенном рядом с рекой. В те дни меня нисколько не заботило то, что происходит во внешнем мире. Я никогда не ходил в город, но многие люди хотели меня видеть.

Они приходили, принося с собой фрукты, и садились передо мной. Чтобы избавиться от них, я обычно прибегал к помощи мала, несколько штук которых имел при себе. Когда кто-то приходил, я говорил: "Сначала сядь и повтори эту мантру две тысячи раз, а потом мы поговорим". Большинство посетителей оставляли врученную им малу и незаметно исчезали. В тех местах жил человек по имени Гопинатх, который был казначеем резервного банка Индии в Канпуре.

Как-то раз днем он в сопровождении еще четырех человек приехал, чтобы повидать меня. Они сели и начали читать мантру. Погруженные в это занятие, они не замечали, как летит время. В девять часов вечера Гопинатх неожиданно открыл глаза и сказал: "Случилась ужасная вещь!" "Что произошло?" -- с удивлением спросили его все. "Сегодня в семь часов должна была состояться свадьба моей племянницы.

А все украшения для церемонии бракосочетания заперты у меня в сейфе, единственный ключ от которого сейчас здесь у меня. Свамиджи, что вы можете для меня сделать?" "Я ничем не могу помочь, -- ответил я. -- Виной всему здешняя атмосфера. Это происходит с каждым, кто приходит сюда. Вы расслабляетесь и забываете о своих мирских проблемах; вас охватывает радость и умиротворенность. Почему вы так обеспокоены?" "Но украшения и драгоценности, которые я им должен был дать, находятся в моем сейфе". "Послушайте, вы действительно полностью забыли о себе и своих проблемах, когда читали мантры?" "Именно поэтому я сейчас здесь все еще нахожусь". "Тогда не о чем беспокоиться.

Бог позаботится об этой ситуации. Если во время чтения имени Господа происходит нечто плохое, пусть так и будет, так как не делай вы этого, случилось бы худшее".

Они сели в свою повозку, запряженную лошадью, и поспешили в город. Добравшись до своего дома, он с тревогой спросил, что здесь произошло. Этот вопрос привел в недоумение всех окружающих. "Что с вами? -- удивились они. -- Церемония закончилась. Все прошло прекрасно". "Но я же был на другом берегу Ганга, и у меня были с собой ключи. Что с украшениями?" "Вы сами отдали эти украшения.

Вы что, потеряли память?" Пришла его жена и сказала: "Ты подарил украшения за десять минут до начала церемонии. Сейчас церемония уже закончена, и все сидят за столом". Однако те четверо человек, что были вместе с ним, подтвердили его слова о том, что он был в то время у меня и читал мантру. "Одно из двух, -- сказали они, -- либо вы все сошли с ума, либо мы". Они были совершенно сбиты с толку, так как не могли увязать услышанное с тем, чему сами были свидетелями. Гопинатх полностью утратил свое душевное равновесие. "Я -- Гопинатх, -- сказал он. -- Но кто был тот другой Гопинатх, который приходил сюда".

Явившись на следующий день к себе на службу, Гопинатх не мог разговаривать ни о чем другом, он задавал один и тот же вопрос. "Ведь я же единственный Гопинатх, -- твердил он все время. -- Так скажите мне, кто же это мог быть?" Три года его неотвязно мучил этот вопрос. Из-за этого ему пришлось подать в отставку на службе. Жена Гопинатха приходила поговорить со мной, но я не в силах был ничем помочь. "Он говорит с вами?" -- спросил я ее. "Да, -- ответила она, -- но он все время задает вопрос: "Скажи, дорогая, кто был тот другой Гопинатх?

Он выглядел точно также, как я?"" После этого случая много людей сразу же бросилось ко мне. Они приходили со словами, что я -- великий мудрец и чудотворец. Я же убеждал их в своей полной непричастности к случившемуся. Никто -- ни я, ни они -- не знал, что произошло.

И я, правда, не знаю, как такое могло быть. Позже я спросил у своего учителя, что это могло быть, и он ответил, что полностью убежден в том, что такой факт имел место, и что возможно один из мудрецов нашей традиции помог ГопPнатху, потому что тот был полностью погружен в чтение имени Бога.

Этот случай позволил мне лично убедиться в том, что мудрецы проявляют доброту, оказывают покровительство и защиту по отношению к тем, кто предан Богу. Впоследствии я не раз бывал свидетелем того, что мудрец, живущий в Гималаях, может оказываться в любой точке земного шара.



Содержание раздела