d9e5a92d

Что может сказать зрение о теле?


Наблюдаемая картина окружающего это грубое приближение к реальности, человек располагает лишь частичной информацией о мире и происходящих в нём событиях, хотя этого достаточно для выживания вида. Узость диапазонов восприятия формирует первый уровень информационной аберрации.
Несовершенство восприятия порождает погрешность отражения, неприятности могут зарождаться тут же рядом, но за пределами видимости. Всё то, что возникает без наглядных причин, как бы ниоткуда, человек склонен считать сверхъестественным, не задумываясь о том, что причины многих явлений (и до какого-то момента их развитие), равно как и случайности, формируются вне досягаемости органов чувств (фильтр первый), а также за пределами их диапазонов (фильтр второй).
Третий — язык описания: то, что не обозначено словами (не имеет названия) в сознании отсутствует. Затем вступают в игру: цензура системного разума, ограниченность личного опыта, плохие физические кондиции или возраст, неудовлетворительное состояние воспринимающих органов и т.п.
В итоге громадный поток информации извне процеживается сквозь массу фильтров и достигает сознания в виде тонкого ручейка, образуя зияющую ужасными прорехами кальку бытия.
Что может сказать зрение о теле? Лишь кое-что о состоянии кожи. Слух? Он улавливает лишь дрожь и сотрясение, порождаемые процессами жизнедеятельности.

Внутренние сигналы скрыты, как правило, под порогом восприятия (пока в системе не произойдёт нечто экстраординарное), они заглушаются работой мышц при движении и ощущениями в опорно-двигательном аппарате, а также звуками окружающего мира.
Относительное физиологическое безмолвие и отсутствие ощущений является признаком здоровья, нет ощущений — всё в порядке. Когда работа потрохов проникает в сознание, значит что-то не так, если, конечно, мы не задались целью наблюдать именно эту работу.
Какими бывают ощущения? Вот одна из возможных классификаций:

  • приятные;
  • никакие (непонятные, незнакомые, случайные);
  • неприятные;
  • боль.

Боль — мера физического дискомфорта (см. Ощущения).

Уровень болевого порога очень разнится, от индивидов чуть ли не полностью лишённых кожи, до полного бесчувствия — ...После десятого удара Боб понял, что его бьют.
Вебер отмечал: ...Присущая нам способность ощущать прикосновения к поверхности кожи резко различается в зависимости от того, в каком месте человеческого тела расположены точки контакта (277). Если какие-то участки кожи более бедны рецепторами ощущения, возникающие в них, осознаются труднее.
Вмешательство логической функции в тех случаях, когда оно имеет место, изменяет данность, уводит её от реальности. Войдя в сферу психического, ощущение вовлекается в круговорот логических процессов.

По своему произволу психика изменяет данное, представленное ей, организованная деятельность логической функции стягивает в себя все ощущения и строит свой собственный внутренний мир, который последовательно отходит от реальности, сохраняя с ней в некоторых точках такую тесную связь, что происходят непрерывные переходы от одного к другому, и мы едва замечаем, что действуем по двойной оценке — в нашем собственном внутреннем мире и одновременно в совершенно ином, внешнем мире (там же, с. 20).
В традиционной практике асан речь в основном идёт об ощущениях в мышцах, суставах и связках, это обсуждалось в предшествующих главах. Отдельный класс — ощущения при расстройствах, заболеваниях и травмах, их мы здесь не касаемся.

Остаются два вида, представляющие интерес: соматические эффекты при сбросе напряжений в медитации, и ощущения, вызванные по собственной воле.
Согласно Йога-сутрам пратьяхара может быть понята как такая способность, посредством которой интеллект обладает ощущениями так, как если бы контакт с объектом был реальным (227, с. 131).
Когда в практике асан запускается процесс системной очистки и самонастройки, у тех, кто не видит образов, сброс внутрипсихических деформаций идёт через ощущения. Спонтанное движение выстреливает либо при сильном нервно-психическом перегреве, либо при определённой психофизиологической конституции. Образная (созерцательная) разгрузка психики сопровождается судорожным дыханием, когда же это идёт через тело, ощущения, не связанные с формой асан, могут быть очень интенсивными, вплоть до острой боли, сопровождаемой негативными эмоциями.



Всё это необходимо переживать с полной безучастностью и спокойствием, памятуя, что такая боль интегрирована в медитативный процесс и является неотъемлемой его частью. ТБ, изложенная выше в описании ЧД, справедлива и для субъектов, не видящих образы и ориентированных исключительно на ощущения.

Обеим типам медитативной практики (как с образами, так и без) могут сопутствовать также слуховые и кинестезические феномены.
Особенности каждого конкретного человека предопределяют, в каком виде и по каким сенсорным каналам пройдёт основной сброс вытесненного. Мастер должен выбрать для ученика наиболее подходящие и безопасные психотехники, которые не нарушали бы текущую адаптацию.
Что бывает в случае отсутствия подготовки и применения ударных средств видно из следующего примера (девяносто второй год, отчёт написан по горячим следам):
...Хотя прошло уже больше трёх лет, я не могу сказать, что я что-то забыла. Да и вряд ли забуду в будущем. Попробую описать это без ненужной эмоциональности. В течение нескольких часов практики йога-дхара-садханы я не просто вышла за предел возможного, но удивляюсь, как выдержала темп занятия и величину нагрузки (у дамы этой была, кстати, исключительная природная гипермобильность — В.В.).

Силовые асаны приходилось выполнять с запредельным напряжением и перевозбуждением. Когда в конце занятия А. рассказывал, как надо делать капалабхати и что после этого, я не слушала внимательно, так как никогда не занималась пранаямой и не думала что у меня получится.

Знала только, что надо опустить подбородок на грудь и сделать глубокий вдох, а потом резкий выдох. И попробовала. То, что случилось потом, я не могла представить, не успела удивиться или испугаться. После первого вдоха и резкого выдоха — это единственное, что я сделала по своей воле — процесс дыхания стал автоматическим, я не только не могла остановить или изменить что-то, но вдохи и резкие выдохи пошли в нарастающем по мощности темпе.

Дышать так сознательно я бы не смогла. Голова с каждым вдохом поднималась вверх, параллельно с этим я как-то видела себя изнутри, наблюдала свой позвоночник как бы в разрезе. Мутный серый фон, вертикальный ствол и поднимающаяся снизу вверх спираль тёмно-коричневого цвета, точнее вибрирующий жгут, закрученный спиралью.

Мощный — до предела — вдох, сильный толчкообразный выдох — подъём спирали на новый уровень. Остановка. Следующий вдох-выдох — новый подъём.

Она как бы наращивала себя с каждым дыханием.
Было ощущение (это уже потом, при воспоминании), что мощность этого жгута (я бы сказала, вихря, смерча, это ближе, но не точно) и процесса превосходила силы моего организма в колоссальное количество раз. Но это уже эмоциональная оценка, возникшая потом.

Тогда у меня не было ни эмоций, ни мыслей, только осознание происходящего.
Последний вдох (их было не много, и тогда я не считала), кратковременная потеря сознания, и когда оно вернулось, я была... в свете. Плотный, неяркий, матовый, светящийся туман. Холодноватый, чисто белый, без оттенков.

Я его видела, могла думать. А вот чем видела и думала — не знаю. Было совершенно ясное осознание, что тело и голова находятся внизу, подо мной. Первое, что я подумала: Что дальше?!.

Кругом свет, а что мне с ним делать, не знаю. Состояние растерянности.

Вспомнила обрывок фразы А.: ...Представляйте воронку и втягивайте всё назад.
Представила воронку, получился образ, увиденный как бы со стороны. Силуэт головы — тёмный, и белая плоская воронка.

В этот момент всё как бы закрутилось. Опять потеря сознания. Когда я пришла в себя, то находилась уже в теле, видела глазами, думала головой.

И вот тут я уже смогла удивиться. По телу шли сильнейшие вибрации. Это было долго.

Когда же всё успокоилось, и я смогла идти, то почувствовала что мне плохо. Меня тошнило, трясло, я боялась, что потеряю сознание.

Это длилось несколько часов, потом стало проходить. Весь вечер чувствовала сильные энергетические волны, которые я же излучаю.
Спустя пять лет та же дама стала невольным участником другого эксперимента:
После утренних занятий Хатха-йогой, во время выполнения громкого зикра (на суфийской практике — В.Б.), я снова почувствовала это движение по спирали снизу вверх. На мгновение перед внуZренним взором возникла картина, как моментальный снимок: белая, тонкая, яркая (как лазерный луч) спираль. Её верхний конец находился где-то в области пупка.

Спираль была не в позвоночнике, а как бы внутри тела. Если назвать примерный диаметр витка, то он был от восьми до десяти сантиметров.

Почему так думаю, не знаю. Потом изображение исчезло, но осталось неприятное ощущение, что меня как бы распирает изнутри, всё вибрирует, шатает.
На следующий день во время зикра это спиральное раскручивание было уже отнюдь не мягким и тихим. Когда спираль поднялась до головы — опять картина: чёрный круг, внутри которого яркий, белый светящийся квадрат. И меня как бы засасывает туда из тела. Причём — засасывает тем словом (формулой зикра), которое я продолжала произносить про себя.

Слово тащило вверх из тела. Прекращаю зикр. Картинка исчезает. И опять начинаются вибрации. Минут десять трясёт.

Потом весь день очень плохое физическое состояние.



Содержание раздела