d9e5a92d

Аштанга-виньяса-йога


Практику в школе П.Джойса Сьоман описывает так: Время пребывания в асане отсчитывается дыханием и увеличивается с ростом мастерства и выносливости. В основе этого лежит сложная и запутанная система подсчёта вдохов и выдохов (62, с. 97-98).
Во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот. Не задерживайте дыхания, входя в позу или находясь в ней (4, с. 50). Широко распространено неверное представление о том, что асаны и пранаямы должны практиковаться вместе с самого начала занятий йогой. Опыт автора говорит о том, что если начинающий следит за совершенством позы, он не может сконцентрироваться на дыхании.

Он теряет и глубину исполнения (сущность) асаны. Достигните устойчивости (стхирата) и спокойствия (ачалата) в исполнении асан перед введением в практику техник ритмического дыхания.

Когда и асаны и пранаямы практикуются вместе, следите за тем, чтобы не нарушалось совершенство позы (3, с. 34).
Когда Б.К.С. Айенгар сосредоточился исключительно на работе с телом, он ...Отказался от системы виньяс и сложного дыхания, мотивируя это... тем, что они отвлекали внимание от самой асаны. Сьоман отмечает: ...

Форма последовательности асан, которую мы находим у П.Джойса, была разработана в период учительства Кришнамачарьи. Она не являлась традиционной
Поскольку древние тексты ничего не говорят о произвольной регулировке дыхания в асанах (на которой основаны авторские стили украинской йоги) следовательно, оно может быть (в зависимости от формы) сжатым, стиснутым, редким, учащённым — неважно, главное — естественным! Его параметры определяются формой каждой конкретной асаны, главное — никаких задержек, дыхательный процесс непрерывен, ему не должно уделяться специальное внимание, он не контролируется!

В противном случае мы имеем очередное препятствие к достижению молчания ума и опасность перегрева симпатики в асанах.
Однако, украинскому йогатичеру А. Сидерскому Энергетическая структура представляется целостным многомерным мультипространственным образованием, обладающим сложной структурой и функциональной организацией, и существующим во временных пространствах, характеризующихся многонаправленностью спирально замкнутых потоков времени (165, с. 31). Или: Осознанное целенаправленное управление процессами перераспределения энергии в энергетической структуре в целом традиционно обозначается термином пранаяма — искусство управления энергией, или искусство управления силой.
Хотя ни в Сутрах, ни у Вьясы, ни в Гхеранда либо Шива-самхитах нет даже намека на то, что практика асан и пранаям может быть совмещена, в Йоге восьми кругов находим следующую сентенцию: Все техники дыхательного управления потоками энергии в тонком теле возникают сами собой, в процессе практики потока асан — асана-дхары
В трудах коллектива авторов Бихарской школы йоги (выпущенных до 1984) детально разъясняется смысл понятия, именуемого осознанностью. Суть его в том, что внимание в асанах неразрывно удерживается на проявлениях работы (воспринимаемой органами чувств) одной из функций организма.

Как способ ухода от внешнего мира, его впечатлений и мыслей, с ним связанных, такая осознанность весьма полезна и продуктивна, хотя в полной мере использовать её можно лишь после того, как садхака разобрался с ощущениями (дозировкой нагрузки и формы). Но в своей фундаментальной работе Крия и Тантра ССС рекомендует для успокоения сознания постоянно наблюдать за дыханием и в повседневности, что, на мой взгляд, просто опасно для психики и жизни человека западного склада.
В своё время авторы НЛП сформулировали методики ассоциации и диссоциации. Ассоциация это эмоциональное воспоминание (повторное переживание) прошлых событий, диссоциация — когда субъект со стороны наблюдает себя, эти события переживающего. Суть в том, что эмоции не могут расщепляться подобно вниманию, поэтому в процессе диссоциации они аннигилируют и данный участок памяти становится эмоционально нейтральным.

Систематической диссоциацией те, кто мыслит образно, могут успешно убрать весь накопленный в течение жизни негативный эмоциональный балласт.


В результате грамотной практики ПД новый (дополнительный к уже существующим) дыхательный рисунок формируется постепенно и самопроизвольно, воля и желание здесь не работают.
В тех же силовых позах (стоячие, для пресса, стойки на руках, комбинированные) расщеплять внимание выгодно и полезно: закрепив часть его за релаксацией дыхания, мы тут же чувствуем, как оптимизируется мышечная работа. В свою очередь относительная независимость дыхания от нагрузки и формы снимает избыток нервного обеспечения и ещё более углубляет общую релаксацию — практика становится безупречной.
Сорок девятую шлоку второй главы Йога-сутр ССС переводит так: При выполнении асаны пранаямой называется прекращение вдоха и выдоха. Реформаторы радостно видят в этом обоснование того, что в асанах выполняется ещё и пранаяма, то есть присутствует некая регулировка дыхания. Впоследствии из этого заблуждения возникло множество вариантов псевдойоги. Но зачем в таком случае Патанджали выделил пранаяму как отдельный этап системы? Я считаю — это вытекает из формулировки текста Сутр о снятии в асанах любого произвольного напряжения — что в данном случае прекращение означает НЕ остановку или задержку, но исчезновение дыхательного процесса из восприятия.

А возможно оно лишь в том случае, если налицо полная непринуждённость, дыхание перестаёт восприниматься, исчезает из виду, как это имеет место в полном физическом покое!
ССС и сам поясняет (см. Четыре шага к освобождению, с. 218-219) что шлока, упомянутая выше, относится только к медитативным позам: Хатха-йога со всей очевидностью заявляет, что в асанах контроль дыхания осуществляться не должен.
Сьоман в процессе частного расследования попытался найти истоки Аштанга-виньясы и пришёл к выводу, что: ... Система йоги Майсорского дворца, идущая от Кришнамачарьи, является... синкретическим (Yочетающим несовместимые и разнородные элементы) учением, опирающимся, в основном, на текст по гимнастике, однако подающим его под именем йоги (62, с.105).
Иными словами Аштанга-виньяса-йога не имеет никакого отношения к традиции, причём это не мой вывод, который читатель мог бы назвать пристрастным, но оценка человека, в меру сил и возможностей изучившего историю предмета. Сьомана можно упрекнуть лишь в том, что исследование его хотя и научное, но не масштабное.

Это так называемая малая выборка, о чём он сам неоднократно упоминает, сетуя на то, что в другие библиотеки, кроме Майсорской, его не допускают, книг не выдают, и вообще к его энтузиазму относятся без понимания (что, в общем-то, странно, казалось бы, почему не помочь в разысканиях, касающихся истории йоги?) Поскольку почти каждый факт, подтверждающий нетрадиционность интерпретации йоги Кришнамачарьей, заканчивается словами о том, что в наше время новизна нормальна и естественна, создаётся впечатление, что Сьоман извиняется за однозначность своих выводов перед последователями Аштанга-виньясы.
Айенгар отверг контроль дыхания в асанах, но признавался впоследствии: — В тридцатые годы я учил асанам, как физическим упражнениям, не зная, чему нужно учить, а чему нет... (Йога врикша. Дерево йоги. — М.: МЕДСИ XXI, 1998, с. 48).
Начинать ПД следует не ранее чем через год-полтора систематической практики асан и достижения определённого уровня ментальной релаксации, однако есть и другой важный момент, требующий уточнения. Дело в том, что люди различаются по давлению крови в малом (легочном) круге кровообращения (МКК), при общем нормальном кровяном давлении оно может варьировать.

У гипертоников МКК частота дыхания в покое более восемнадцати циклов в минуту (у пятилетних детей норма — двадцать шесть циклов, от 15 до 20 лет — около двадцати), нормотоников — пятнадцать-семнадцать, гипотоников — пятнадцать и менее дыханий в минуту.
Гипертония МКК нередко сопровождается астмой (бронхиальной и сердечной) либо легочным сердцем, при таком состоянии допустимы только гиповентиляционные типы пранаям (ПД, Уджайи). Гипотоникам МКК более показаны пранаямы гипервентиляционные, для тех, у кого легочное давление в норме — и те, и другие. Если же нормотоник будет выполнять только пранаямы замедляющие дыхание, это может привести R сдвигу кислотно-щелочного баланса крови (при больших величинах цикла).

Поэтому здоровые люди обязательно должны практиковать как гипо-, так и гипервентиляционные типы пранаям как взаимодополняющие.
Определяется исходная личная пропорция ПД достаточно просто. Соблюдая вышеописанный алгоритм, нужно волюнтаристским образом принять вдох, скажем, пять секунд, выдох — десять. Начальное количество циклов не более двадцати.

Допустим сегодня, выполнив эти двадцать циклов, я не ощутил ничего особенного. На другой день, в то же время, в том же месте, в той же позе я снова делаю то же самое, но теперь с пропорцией десять — двадцать.

Если через какое-то время возникает затруднение, значит пропорция завышена. На третий день я беру пропорцию 8/16. В конце концов, нужно подобрать такое начало, чтобы эти два десятка циклов ПД выполнялись с одной стороны свободно, с другой, как говорят, под завязку, это и будет та печка, от которой нужно плясать.

Первое время допустимо выполнять ПД через день. Ну, а потом начинается рутинная работа, идёт она до тех пор, пока не сложится новый дыхательный паттерн, что занимает примерно полгода.

Затем (а порой и параллельно) начинается спонтанный прирост времени цикла, тогда можно увеличивать выполняемое за один раз их количество до сорока, добавляя по одному в неделю. Если всё нормально, то пропорция будет расти, причудливо, с остановками, может быть даже с откатами.

До какой величины она дойдёт — не знает сам господь Бог, но когда цикл превысит две минуты, начинается другое кино.
Что же даёт ПД, будучи освоенным? При одном дыхании в две минуты полностью уходят мигрени, бессонница, простуды и легочные заболевания.

Повышение количества углекислоты в крови, тканях и спинномозговой жидкости способствует расширению сосудов, что уменьшает проявления стеноза, оптимизируется нервная возбудимость. При отсутствии гормональной зависимости ПД может излечить астму.
Когда-то, экспериментируя с Бахья кумбхакой, мне удалось довести её почти до шести минут — это было интересное ощущение! Через какое-то время после начала задержки возникает потребность вдохнуть, и вот здесь нужно непрерывно отпускать (расслаблять) глаза. Если это удаётся, на какое-то мгновение сознание гаснет, словно проваливаешься куда-то, затем всплываешь — и дышать уже не хочется.

И только когда из внутреннего безмолвия всплывают, как набат, мерные удары сердца — пора из задержки выходить.
При регулярной практике ПД исчезает одышка, беги хоть на двадцатый этаж — сводит мышцы, ноги не тянут, но дыхание в норме.
Пранаяма вызывает ещё более глубокое успокоение (ментальную полировку) того внутреннего покоя, который достигается в асанах, считается, что одно дыхание в пять минут ведёт к самадхи.
И последний штрих: на предельных задержках сознание полностью тормозится, внутрипсихическая коммуникация (предмет самьямы) становится невозможной, поэтому абсолютизировать пранаяму как средство просветления отнюдь не следует.



Содержание раздела