d9e5a92d

Серебряные короли

Автор - Артем Перкин

Идея разбогатеть на манипулировании рынком того или иного актива витает в головах спекулянтов достаточно давно. История знает множество примеров скупки товаров с целью взвинтить цены и получить баснословные прибыли. Но далеко не всегда поставленной цели удается достигнуть.

Показательной является попытка братьев Хант монополизировать торговлю серебром.


Прием, при котором происходит скупка большого количества одного актива, достаточно известен и называется разворот (corner). В результате цены на него неминуемо начинают повышаться, а игроки, выступавшие продавцами, сталкиваются с необходимостью выкупать его для исполнения своих обязательств. В этой ситуации они вынуждены обращаться к покупателю актива, который может установить практически любую цену на свое усмотрение.
В начале семидесятых годов прошлого века техасский нефтяной миллиардер Нельсон Банкер Хант и его брат Уильям Герберт Хант решили скупать на рынке серебро с целью взвинтить цены на него, а также сохранить свои средства от инфляции. На руку им играл также тот факт, что в эти годы промышленность и ювелиры потребляли серебра больше, чем его производилось, поэтому запасы этого металла неуклонно снижались. В то время серебро котировалось на бирже примерно по $2 за тройскую унцию.

В погоне за контролем

В 1970 году братья произвели на New York Commodity Exchange (COMEX) пробные закупки, сосредоточив в своих руках фьючерсные контракты примерно на 100 тыс. унций серебра. Проведенные сделки не вызвали большого интереса у участников рынка. В даль-н е й ш е м братья проводили массированные покупки таким образом, чтобы не было заметно наличие единого покупателя. Сделки заключались периодически и через разные брокерские фирмы, торгующие на COMEX. К декабрю 1973 года братья Хант скупили фьючерсные контракты уже на 35 млн унций серебра.

За предшествующие этому два месяца стоимость благородного металла возросла с $2,9 до $6,7 за тройскую унцию. А к середине 1974 года в активе Хантов было в виде фьючерсных контрактов и наличного металла 55 млн унций серебра, что составляло около 7% от имевшегося на этот момент в мире металла. При этом к концу этого года цена уже колебалась возле отметки $15 за тройскую унцию.
Большинство других трейдеров, оперировавших фьючерсами на серебро на рынке с целью спекуляций, не только несли убытки, но и оказывались в затруднительном положении, так как Ханты по истечении срока обращения контракта требовали физической поставки металла. При этом дабы избежать уплаты налогов в США они переправили 40 млн унций в хранилища Швейцарии.
К 1979 году братья Хант вместе с королевской семьей Саудовской Аравии в качестве партнеров сформировали консорциум, в активе которого имелось уже несколько сотен миллионов унций серебра. К октябрю консорциум владел более чем четвертью всех фьючерсных контрактов на серебро на COMEX и пятью из каждых восьми фьючерсов на серебро на бирже СВОТ. При этом в конце 1979 года оно стоило уже выше $45 за унцию. Тем не менее, аппетиты продолжали расти.

В феврале-марте 1980 года Ханты взяли кредит на чудовищную сумму - $ 1,3 млрд - и за счет него продолжили наращивать длинные позиции во фьючерсах на серебро, взвинтив цену до $49 за тройскую унцию. Бумажная прибыль братьев была коллосальна. Чуть позже стоимость металла достигла максимальной отметки - более $60 за унцию.
Корнер применялся финансовыми магнатами с давних времен. Еще в Египте периода нового царства Клео-мен, будучи управляющим египетскими финансами при Александре Великом, сумел скупить все запасы зерна, что вызвало голод в Греции и принесло ему неимоверные прибыли. Корнеры чаще обнаруживаются при торговле инструментами, обращающимися на товарных рынках, чем при спекуляциях на фондовых биржах. Излюбленный инструмент - зерно.



Именно на нем известные в истории корнеры зарабатывали свои капиталы. Наиболее известные из них:
326 гг.до н.э. Клеомен -зерновой корнер.
1888 г. Хатчинсон -зерновой корнер.
1898 г. Лейтер - зерновой корнер. 1909 г. Паттон - зерновой корнер.

СЕРЕБРО НА FORTS

Фьючерсы на аффинированное серебро в слитках на российском срочном рынке FORTS были введены с 26 июля 2007 года. Код контракта SILV (месяц, год исполнения). Цена контракта устанавливается в долларах США за 1 унцию. Расчеты проходят в рублях на базе значения вечернего Лондонского фиксинга по серебру (ежедневных котировок на наличное серебро, устанавливаемых Лондонской ассоциацией рынка драгметаллов) с учетом официального курса американской валюты, установленногоБанком России на этот день.

Объем контракта составляет 100 тройских унций, минимальный размер гарантийного обеспечения - 7,5% от стоимости контракта. Фьючерс на серебро на FORTS является расчетным и не подразумевает поставки наличного металла в момент исполнения. Объем открытых позиций по декабрьскому контракту в октябре колебался между 2,5 млн - 6,8 млн рублей, или 75-200 контрактами.

В среднем в этот период фиксировалось по 6 сделок в день общим объемом 79 контрактов.


В то время, когда братья Хант только начинали скупать серебро, размер гарантийного обеспечения был равен $1 тыс. за контракт. Он давал право приобрести пять тысяч унций. При цене $2 за унцию $1 тыс. депозита составляла 10% от суммы контракта. При цене $49 этот процент становился смешным, и на заседании совета была принята мера по изменению этого недочета.

Было предложено поднять ставку обеспечения контракта. Идею поддержала Комиссия по торговле товарами широкого потребления. В итоге размер гарантийного обеспечения увеличился в десятки раз и братьям было необходимо довнести под уже открытые позиции колоссальные суммы во избежание маржин-колла.
А чуть позже было введено правило под названием только ликвидация, что означало запрет на покупку новых контрактов. В операционных залах бирж было разрешено только закрывать уже заключенные фьючерсы. Это быстро затормозило операции с серебром и поставило братьев Хант в тяжелейшее положение.

Цена на металл стала стремительно падать, подталкиваемая, в том числе, увеличением предложения со стороны производителей, которые активизировали инвестиции и производство на фоне многолетнего роста цен. В дальнейшем, кстати, это породило многолетнюю проблему мирового перепроизводства серебра.
Ситуация усугублялась тем, что братья покупали серебро на деньги, взятые в долг, а затем использовали полученный металл под обеспечение новых займов. С падением цен банки стали требовать увеличения объемов обеспечения по выданным кредитам. В итоге созданная пирамида стала трещать по швам.

Нищие миллиардеры

25 марта 1980 года нью-йоркская инвестиционная палата Бах, Хэлси, Стюарт, Шилдз (Bache, Halsey, Stuart, Shields) предъявила Хантам требование о пополнении размера гарантийного обеспечения под открытые позиции на $135 млн. Братья не могли его удовлетворить, и палата потребовала распродажи принадлежащих им резервов серебра с тем, чтобы они могли выполнить свои обязательства. В итоге серебро вернулось на рынок, а контроль над ценами больше не принадлежал братьям Хант.

Только чтобы оплатить предъявленные требования им пришлось продать 8,5 млн унций серебра, а также нефть и газ на общую сумму почти $ 400 млн.
Оказавшись на грани краха, Банкер и Герберт решили пойти на крайнюю меру. Они отправились в Вашингтон, чтобы попытаться получить у правительства заем, который спас бы их личные банковские счета. Во-первых, заявили они, у нас все еще имеется 63 млн унций серебра и, если мы выбросим их на рынок, произойдет катастрофа. Во-вторых, продолжили они, вот список крупнейших американских банков, которые пойдут ко дну, если мы с вашей помощью не выплатим им долги. Чтобы поддержать братьев Хант, правительство Соединенных Штатов выдало им беспрецедентный долгосрочный заем в $1 млрд.

Но и это не помогло.
С падением цен требовалось увеличивать обеспечение по кредитам, но денег не было. Информация об этом быстро просочилась на рынок и котировки серебра обвалились до $10 за тройскую унцию. В 1987 году окончательный подсчет выявил, что у братьев остались активы на $1,5 млрд, в то время как объем обязательств достигал $2,5 млрд.
В 1988 году Ханты были осуждены за попытку создать на бирже корнер (монополизировать торговлю) на серебро. В суд бывшие миллиардеры ехали на метро. На этой операции братья потеряли около $1,5 млрд, кроме того оба Ханта выплатили штрафы, исчислявшиеся миллионами долларов. В том же году Нельсон Банкер Хант объявил себя банкротом. Через год он вновь вернулся к активной деятельности, но с долгом перед налоговой службой в размере в $90 млн, который обязался погасить частями в течение 15 лет.

Свое обещание он сдержал и в 2003 году полностью погасил этот долг.



Содержание раздела