d9e5a92d

Несколько слов о старом

Инвесторы разочаровались в золотодобывающих компаниях, занимающихся хеджированием, после того как две из них обанкротились вследствии этих операций. Но однозначного для всей отрасли мнения нет.
На ежегодном собрании канадской золотодобывающей компании Barrick Gold, состоявшемся в прошлом месяце, ее председатель Питер Мунк страстно оправдывал стратегию руководства, направленную на хеджирование (предварительную продажу) добываемого предприятием золота.
Год назад подобные оправдания были бы не нужны. Barrick занимался хеджированием на протяжении многих лет, уверяя, что подобные операции приносят акционерам компании 1.5 млрд. долларов дополнительной прибыли.
Загвоздка заключается в том, что североамериканские инвесторы разочаровались в золотодобывающих компаниях, занимающихся хеджированием, после того как две небольшие компании, Ashanti и Cambior, почти разорились из-за неправильного позиционирования своих хед-жинговых операций (портфелей форвардов и опционов), когда в прошлом октябре резко возросли цены на золото. Акции известных хеджеров, таких как Barrick, упали в цене, несмотря на высокие показатели их рентабельности и движения денежной наличности. И если взять самый прозаический критерий -стоимость акций компании - доход от хеджирования Barrick в 1.5 млрд. долларов никоим образом не сказался на благополучии акционеров компании.
Полемика по поводу хеджирования не нова. Некоторые золотодобытчики никогда этим не занимались, считая, что их работа заключается в добыче ископаемых из недр земли, а не в игре на вторичных рынках. Другие же считают, что любой совет директоров, придающий первостепенное значение интересам своих вкладчиков, имеет моральный долг заниматься хеджированием.

Некоторые инвесторы всегда выступали против хеджирования, так как из-за него они не могут проследить влияние изменений цены золота на доходность предприятия, и, соответственно, решить для себя, избавляться ли от акций или скупать их.
Критики отстаивают мнение, что хеджирование негативно сказывается на цене золота, и, таким образом, на отрасли целиком, если даже они и хороши для конкретной компании, занимающейся этим.
Несколько хеджирующих компаний в Северной Америке и Южной Африке выразили недовольство в связи с тем, что инвесторы не видят разницы между их консервативными, безопасными и выгодными хе-джинговыми программами и программами других людей, связанными с высокой степенью риска.
Критики лишний раз аргументируют, что хеджирование плохо влияет не только на ценообразование золота, но и на индустрию в целом.
Наоборот, в Австралии, где хед-жинг в гораздо большей степени укоренен в золотодобывающей отрасли, эта полемика особенно не проявилась. Правда, ряд австралийских компаний на словах поддержали волну анти-хеджинговых настроений, объявив недавно о том, что они не увеличивали объемы хеджевых операций. Но размер и сложность оставшихся у них позиций способны повергнуть в трепет. Консалтинговая компания Gold Fields Mineral
Services выдвинула аргумент, что высокий уровень продаж в золотодобывающих компаниях сыграл решающую роль в прошлогоднем снижении цен на золото вплоть до уровня чуть более $250 за унцию. Согласно их статистическим данным, за первые девять месяцев 1999 года благодаря хеджированию золотодобытчиков рынок пополнился на 715 тонн. Форвардные продажи не добавляют выкопанного золота, они усиливают его влияние на рыночное соотношение спроса и предложения. Это как если Bank of England выбросил бы на рынок весь золотой резерв Соединенного Королевства. (Ясно вполне, что резерв Соединенного Королевства до начала торгов также составлял 715 тонн.)
В четвертом квартале 1999 года большинство золотодобытчиков (но не австралийских) выкупили назад часть своих хеджей, и тем самым вынесли золото с рынка. В феврале этого года новый президент Placer Dome, крупной канадской золотодобывающей компании, призвал отраслевиков переосмыслить свою хе-джинговую политику и поддержать тем самым цену на золото, а также заявил, что это не коснется никаких новых хеджей. Большинство других компаний пополнили ряды, хотя сделали это с различной степенью энтузиазма.
Вслед за этим из торговых отчетов множества компаний за первый квартал 2000 года стало очевидно, что они не стали заключать новых хеджинговых контрактов, а занялись уже имеющимися, что теоретически должно было бы укрепить рыночный потенциал и помочь поддержать цену.





Содержание раздела