Автор - Виталий Семенов
Платина чрезвычайно устойчива к воздействиям внешней среды, не окисляется при высоких температурах, не деформируется при нагреве благодаря низкой теплопроводности.
К тому же это пластичный, естественно белый и блестящий, неаллергенный металл.
Вот почему платина - самая дорогостоящая.
Серьезный удар по ценам нанесли события 11 сентября 2001 года - положение на рынке платиноидов серьезно ухудшилось. К началу октября цена платины составляла всего $426 за унцию -вспомним, что в начале 2001-го давали $640 за унцию. Кризисные явления, все явственнее проглядывающиеся в экономике США, повлияли и на мировой рынок.
Спрос на платину в самой крупной сфере ее потребления - ювелирной промышленности - значительно снизился.
Достаточно сказать, что наиболее фешенебельные ювелирные магазины располагались в квартале, примыкающем к рухнувшим башням-близнецам. В то же время, благодаря увеличению использования платины в автомобильной, нефтехимической, стекольной, стоматологической промышленности, потери от спада в ювелирной отрасли были не столь значительными.
По оценкам экспертов, в 20022003 годах спрос и цена на платину будут оставаться высокими. В 2001-м спрос достиг рекордного уровня в 191,3 тонны, в то время как предложение составило 182,3 тонны. Дефицит наблюдается третий год подряд.
И хотя в октябре 2001-го цена упала, в последние месяцы она резко выросла, как и на другие драгоценные металлы, и колебалась в районе 545 долларов за унцию. Отраслевые аналитики прогнозируют рост цен на платину в течение всего 2003 года.
Платиновые ювелирные изделия вошли в моду в конце XIX века, а настоящий бум на белое золото наступил в эпоху модерна. На смену банальному и излишне жизнерадостному золоту пришло время утонченного искусства, олицетворением которого стали изделия из платины. Стратегически важный металл в 40-50-е годы был фактически повсеместно выведен из ювелирного мира.
Несколько десятилетий приобретать эксклюзивные предметы из платины могли позволить себе единицы. Остальным она была совершенно недоступна из-за своей дороговизны. Лишь в начале 90-х годов платина вновь заявила о себе.
В последние годы потребление платины в ювелирной промышленности неизменно растет. Огромную роль в этом играет активная маркетинговая политика Международной платиновой гильдии, финансируемой Южно-Африканскими производителями. Новые отделения гильдии и новые рынки сбыта появляются в разных частях света.
Япония, Китай, Индия, Италия, Германия, США -основные потребители ювелирных изделий из платины.
В последнее время и российские ювелиры и производители платины начали совместно продвигать на рынке этот металл и агитировать население на покупку ювелирных изделий из него. Пока это не 40 млн. долларов ежегодно, которые позволяют себе южноафриканские компании, но первый шаг сделан.
Реклама изделий из белого золота строится на нескольких принципах: украшения из платины не только красивы - они прочны, редки, долговечны, обладают большей чистотой, чем золото и серебро, содержат гораздо меньше примесей, кроме того, они... дороги. Можно не сомневаться, что обладатели изделий или часов от Картье, Тиффани, Фаберже, Ван Клиф или Бусселлати - будут чувствовать себя настоящими королями.
Ювелирное производство -далеко не единственный сегмент рынка, использующий платину. Многие отрасли промышленности сегодня трудно представить без ее применения. В первую очередь это относится к автомобильной промышленности.
Использование платины в качестве фильтров-нейтрализаторов автомашин повысило объем ее мирового потребления. Кроме того, с увеличением парка автомобилей по всему миру и вводом законов, ужесточающих экологический контроль, увеличится и потребность в платине.
Помимо ювелирной и автомобильной промышленности - безусловных лидеров в потреблении платины, - этот металл по-прежнему незаменим в ряде важнейших отраслей промышленности: нефтехимии, производстве азотной кислоты, стекловолокна, в микроэлектронике (при производстве жестких компьютерных дисков), стоматологии, медицине, сталелитейной промышленности, при производстве полупроводников и т.д.
Научные разработки российских научно-исследовательских институтов и лабораторий зарубежных фирм (Johnson Matthey, Engelhard, Degussa) в ближайшие годы позволят не только найти новые области применения платины, но и более эффективно и экономно использовать уже существующие технологии.