d9e5a92d

Гадкий утенок превращается в лебедя

Автор - Андрей Ивочкин
В марте в Москве прошла Четвертая международная выставка "Золото-2002. От месторождения до ювелирного изделия". Параллельно с выставкой проходила международная конференция "Золотодобывающая промышленность России.

Состояние и перспективы развития".
Солидность мероприятия подчеркивалась составом и количеством организаторов: российско-американское предприятие "АМСКОРТ Интернэшнл", Министерство природных ресурсов РФ, Союз старателей России, Союз золотопромышленников, Гохран, Ассоциация российских банков. Поддержку оказали также Российская государственная пробирная палата, ЦБ РФ и Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации.


По росту -авторитет и интерес

На конференции рассматривались состояние сырьевой базы и добычи драгоценных металлов в России, реформирование системы лицензирования в недропользовании, налогообложение золотодобывающих предприятий, практика финансирования проектов по добыче драгоценных металлов, перспективы применения соглашений о разделе продукции в горнодобывающей промышленности, перспективные технологии добычи золота и многие другие вопросы.
По словам организаторов, год от года конференция вызывает растущий интерес, собирая все большее количество участников, -в этом году их было почти сто, в основном российские золотодобывающие и перерабатывающие предприятия. Серьезно были представлены и иностранные золотодобытчики - на конференции присутствовали такие фирмы, как Barrick International, Bema Gold Corporation, Engelhard Metals Ltd., Intertech Corporation, MacLeod Dixon LLP, Newmont Russia Ltd., PerkinElmer Instruments, Placer Dome International Ltd., Ralot-Berco Ltd., RockLabs Ltd., Trans-Siberian Gold Ltd.
Авторитет конференции подтвердило и участие в ней ряда высокопоставленных чиновников. Так, с докладами выступали министр природных ресурсов РФ Виталий Артюхов, руководитель государственной геологической службы Виталий Караганов, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Александр Жуков, председатель комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы Александр Беляков, руководитель Гохрана России Валерий Рудаков и ряд других.
Пристальный интерес к мероприятию проявил банковский сектор: с докладами выступили представители Ассоциации российских банков, Альфа-банка, Банка Москвы, Банка ЗЕНИТ, Росбанка и Номос-банка. Такое возросшее внимание кредитных организаций к золотодобыче и переработке - один из наиболее отличительных моментов нынешней конференции. Хотя все логично: банки вовлечены в "золотую" отрасль довольно давно - еще лет пять назад государство стало планомерно самоустраняться от финансирования золотодобычи, и кредитование старателей (в основном сезонное) полностью взяли на себя коммерческие банки.
Государство стремится избавиться и от ненужных ему аффинажных заводов. Как заявила представитель Минимущества Анна Мартынова, "речь об этом идет уже минимум три года, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки". Инвестиционная привлекательность таких предприятий невелика - все понимают: с утерей хорошо налаженных ранее связей с госорганами контроля над производством золота сами по себе заводские мощности уже не так интересны.
По словам начальника отдела драгметаллов Банка Москвы Максима Куртова, для банков значительно больший интерес представляют золотодобытчики, которые являются владельцами золота. Банки уже сейчас вынашивают планы более глубокого вовлечения в добычу и переработку драгоценного металла. При этом практически всегда ставится цель получить полный контроль над всей производственной цепочкой - от разработки месторождения и добычи до получения слитков.
Крупные игроки рынка золота - такие индустриальные монстры, как "Норильский никель" или Красноярский завод цветных металлов, и такие финансовые структуры, как Альфа-банк, Банк Москвы, Росбанк и другие - планируют скупить ряд наиболее перспективных аффинажных производств.


Часть целенаправленной политики?

Количество банков, занимающихся кредитованием золотодобычи, растет. 70% произведенного в России в прошлом году золота закупили 9 банков. Однако покупателями заводов могут стать и промышленные группы, которые уже успели приватизировать аффинажные комбинаты в Красноярске, Челябинске, Норильске и Подмосковье и вряд ли откажутся от возможности расширить свое влияние.
По самым скромным оценкам, четыре завода здесь могут быть проданы не менее чем за 500 миллионов долларов.
По этому поводу чиновники высказывались вполне определенно. Замминистра финансов, руководитель Гохрана РФ Валерий Рудаков отмечает: "Сейчас принято решение реформировать институт государственных унитарных предприятий как таковой. И наши предприятия не исключение.
Они должны будут превратиться в акционерные общества со стопроцентным участием государства. А что будет потом, пока неизвестно. Мощностей по аффинажу в стране значительно больше, чем нужно при современном уровне добычи золота.

Причем из десяти заводов, которые имеют право аффинировать драгоценный металл, только три принадлежат государству.
На этом рынке существует жесткая конкуренция, госпредприятия не всегда ее выдерживают. Хотя ни одно из них не является убыточным. Я не вижу никаких препятствий экономического характера, если правительство сочтет необходимым их акционировать.
Мы твердо выступаем только за то, что ни в коем случае нельзя акционировать три предприятия в нашей стране - "АЛРОСА", "Алмаз ювелирэкспорт" и Московский завод спецсплавов. Наша позиция Минимуществу известна".
Заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков предостерегает от попыток уменьшения госконтроля в отрасли: "Государство обязательно должно контролировать производство золота. Без присмотра здесь начинают происходить удивительные вещи. Например, огромное количество лицензий на добычу золота просто не используется.
Более того, правоохранительным органам известны мошеннические схемы, когда под еще не добытое золото посредники от имени недропользователей пытаются получить "живые" деньги. На перерабатывающих заводах нередки манипуляции с составом золота в руде. Вообще, когда эффективные отрасли становятся убыточными, у меня сразу возникает вопрос: если частный капитал может управлять заводами и делать их прибыльными, то почему государственные управленцы не могут этого сделать?
Я также допускаю, что акционирование госпредприятий может быть частью целенаправленной политики кого-нибудь из крупных игроков этого рынка с целью монополизировать его".

Проблемы отрасли вопиют

Из 600 обладателей лицензий на добычу золота 55 недропользователей обеспечивают 70% российской добычи. Практически вся золотодобыча производится частными предприятиями.
Одной из самых вопиющих проблем отрасли по-прежнему остается малая техническая и организационная проработанность вопросов золотодобычи. Это выражается, прежде всего, в том, что большая часть золотодобытчиков - артели с полукустарной, а потому малоэффективной организацией труда. Не хватает техники, средств, специалистов.
Пытаясь получить ответы на вопрос, что мешает развитию золотодобычи в России, мы опросили ряд видных специалистов, должностных лиц, давно занимающихся проблемами добычи и переработки драгметаллов.
Председатель Союза золотопромышленников Валерий Брайко сетует на информационную закрытость отрасли: "До сих пор действует распоряжение правительства, закрывающее свободный доступ к информации по объему запасов и локализации отечественных месторождений драгметаллов. Всю необходимую информацию приходится черпать из зарубежных источников, которые, тем не менее, хорошо осведомлены о наших делах".
Вице-президент Ассоциации российских банков Сергей Кашуба замечает: "В 2001 году Россия добыла 154 тонны золота, в этом году будет 168-170 тонн. Но более 90% наших золотодобытчиков - малые по численности и объему добычи артели, добывающие менее чем по 500 кг золота в год. Низкая эффективность производства, отсутствие передовых технологий - вот что мешает. Но есть и позитив: добыча в России все же растет, ожидается подъем мировых цен на золото.

Второе - 5%-ная экспортная пошлина на ювелирные слитки золота и серебра отменена, что также взбодрило отрасль.
Третье: с 1998 года отрасль финансируется хорошо, в полном объеме - за счет банков. В отрасль идут все более длинные кредиты - 2-3-4 года. Банки сильнее интегрируются в золотодобычу и переработку, теперь уже речь идет не только о кредитах, но и о прямых инвестициях.
Перспективы же развития связаны с необходимостью реструктуризации отрасли, прежде всего, с ее укрупнением. Реструктуризация, укрупнение и транспарентность отрасли - вот что важно".
Председатель Союза старателей России Виктор Таракановский: "Резкое подорожание - в разы! -тарифов на электроэнергию, перевозки, газ, жилье, прочую "коммуналку" - это сильно по нам ударило. Двенадцать тысяч рублей стоит теперь билет на Камчатку. При том, что работаем мы вахтовым методом, это дорого.
Еще что плохо - сейчас прекращена геологоразведка. Государство почти не выделяет на это средств! Мы просто "проедаем" уже разведанные запасы.

Если так будет продолжаться, через 5-10 лет у нас нечего будет разрабатывать - все будет выработано.
Геологоразведка, поиск новых месторождений практически уничтожены. Еще одним ударом стали налоговые нововведения -все налоги с нас решили брать авансом. Но как платить авансом налоги той же фирме-геологораз-ведчику, еще не получившей никакой прибыли?
Кроме того, очень мешает бюрократизация: сейчас есть 48, как я их называю, поборов - различных выплат, необходимых для согласования с госорганами (водники, лесники и т.д.) решения о разработке нового месторождения. Мы посчитали: официально нужно 3 миллиона рублей, чтобы пройти все эти инстанции".
Исполнительный директор артели "Заря" Виктор Шудренко добавляет, что рост тарифов на услуги и ужесточение режима налогообложения для старателей - действительно самые тяжелые проблемы.
Отмененная 5%-ная пошлина "съелась" повышением тарифов.
Конференция прошла успешно. Как показали эти дни, проблемы отрасли остались практически те же, что и раньше. Но есть и явные позитивные изменения: вопрос финансирования "золотой" отрасли уже практически не стоит - коммерческие банки полностью авансируют добычу драгметалла.
В то же время в 2002 г. следует ожидать нового витка конкуренции за предоставление кредитов золотодобывающим предприятиям. Теперь артелям старателей есть из кого выбрать. Как рассказывал один из руководителей золотодобытчиков, "банки чуть ли не в очередь становятся, чтобы заключить с нами соглашение".
Вот так наша золотодобывающая отрасль постепенно превращается из тощего гадкого утенка в прекрасного сильного лебедя, откормленного не у скудной кормушки госфинансирования, а на вольных хлебах банков.



Содержание раздела