d9e5a92d

Драгоценность прошлого или металл будущего

Автор - Петр Бобрик
Алюминий часто называют металлом будущего. В настоящее время он является ме таллом № 2, уступая пальму первенства только железу. Было время, когда алюминий ценился выше золота.
Позже люди нашли дешевый способ его производства. Окрашенные кристаллы корунда (оксида алюминия), красный рубин (примесь хрома) и синий сапфир (примесь титана и железа), издавна почитались как драгоценные камни. Но алюминий не удался как драгоценность только потому, что это самый распространен ный металл на Земле.

В наше время данный фактор как раз и является его главным кон курентным преимуществом. По мере роста объемов его использования можно прогно зировать увеличивающуюся роль алюминия в качестве наиболее распространенного стандартного товара.
Это означает, что будет расти и его значение как важного бирже вого контракта.

Общие сведения

Алюминий представляет собой серебристо-белый, довольно твердый металл с очень низкой плотностью 2.7 г/см3 (почти в три раза меньше, чем у стали или меди), плавящийся при температуре 660 градусов и кипящий при температуре 2350 градусов. Он характеризуется большой тягучестью и высокой тепло- и электропроводностью (0.6 от электропроводности меди). Главным конструкционным преимуществом алюминия является его легкость, а по прочности в сплавах он не уступает железу.
По распространенности в природе алюминий занимает четвертое место в мире (после кислорода, водорода и кремния), причем на его долю приходится около 5.5% общего числа атомов земной коры и 8% веса. Это самый распространенный металл на Земле, поэтому ожидать его истощения в будущем не приходится.
В природном состоянии основная масса алюминия встречается в алюмосиликатах. Главные их представители - минералы ортоклаз K2Al2Si6OI6 или K2O.Al2O3.6SiO2, альбит Na2Al2Si6OI6 или
Na2OAl2O3.6SiO2, анортит CaAl2Si2O8 или CaOAl2O3.2SiO2. Чрезвычайно распространенным продуктом разрушения образованных ими горных пород является глина, основной состав которой (соответствующий каолину) отвечает формулеAl2O3*2SiO2*2H2O. Таким образом, опосредованно алюминий издревле использовался человеком для изготовления керамических изделий.
Из алюмосиликатов наиболее распространены полевые шпаты, на долю которых приходится более половины массы земной коры. Из других природных форм алюминия наибольшее значение имеют боксит Al2O3*xH2O и криолит AlF3*3NaF, которые используются для промышленного производства металла.
Важную роль играет оксид алюминия - один из промежуточных продуктов промышленного производства алюминия. В природе он встречается в виде корунда, второго по твердости минерала после алмаза. В растворимое состояние окись алюминия (т.н. глинозем) можно перевести сплавлением его со щелочами.
В природе также часто можно встретить различные квасцы - бесцветные комплексные соли типа M[Al(SO4)2]*I2H2O, где М - различные одновалентные металлы. Именно из них и был впервые получен чистый алюминий (от лат. слова alu-men - квасцы произошло и само название алюминий).


Растения, как правило, содержат мало алюминия. Еще меньше его содержание в животных организмах. У человека он составляет по массе лишь десятитысячные доли процента.
Биологическая роль алюминия не выяснена. Токсичностью его соединения не обладают.

Процесс производства

Несмотря на распространенность алюминия в природе, его добывают только из узкого класса минералов, что зачастую приводит к иллюзии нехватки алюминия. Алюминиевые руды называются бокситами. Это осадочная порода преимущественно красного и коричневого цветов.

Название свое бокситы получили от местности на юге Франции, где находится одно из месторождений.
Различают прибрежные и озерные бокситы. Месторождения их расположены преимущественно в областях с тропическим (48%) и субтропическим (13%) или средиземноморским (39%) климатами - в Африке, Западной Индии, Южной Африке и Австралии. Есть месторождения и в Европе.
Один гектар месторождений в 1998 г. приносил около $1.4 млн.


Рис. 1. В среднем прирост производства первичного алюминия в мире составлял около 3% в год - без учета значительного роста переработки лома.


Рис. 2. Главные производители алюминия - это крупнейшие по территории страны мира.

дохода, что намного выше, чем от сельскохозяйственной деятельности. В среднем для производства 1 млн. тонн в год занято около 200 шахтеров. Поэтому разработка месторождений бокситов вызывает намного меньше протестов общественности и экологов, чем другие горнорудные предприятия.
Тем более, что большинство разрабатываемых месторождений незначительно воздействует на окружающую природу, поскольку в тропиках растительность быстро регенерируется.
Производство алюминия распадается на два больших этапа. Сначала в результате процесса Байера из бокситов Al2O3*xH2O путем обработки их известью и каустической содой выделяют оксид алюминия Al2O3 или глинозем (alumina). Затем из глинозема производят металлический алюминий.

Чтобы произвести одну тонну глинозема, требуется от двух до трех тонн бокситной руды, а одна тонна металла получается из двух тонн глинозема.
Таким образом, отношение руды к алюминию колеблется от 4 до 6, что следует признать умеренным значением по сравнению с другими металлами.
Как правило, глиноземные заводы тяготеют к месторождениям руд, а заводы по производству металла - к местам генерации дешевой электроэнергии, преимущественно гидроэлектростанций. В результате эти процессы могут сильно различаться по месту производства. Как уже говорилось, несмотря на распространенность алюминия в природе, бок-ситных руд, из которых получают промышленный алюминий, не так много в мире.
К примеру, Россия, второй производитель алюминия в мире, является зависимой от импорта глинозема.
В настоящее время в промышленности алюминий получают электролизом раствора глинозема Al2O3 в расплавленном криолите. Причем на аноде выделяется кислород (углекислый газ - в случае угольного анода), а на катоде - алюминий. Последний собирается на дне печи, откуда периодически выпускается.
Al2O3 должен быть достаточно чистым, поскольку из выплавленного алюминия примеси удаляются с большим трудом. Должные показатели чистоты обязательно указываются в спецификациях биржевых контрактов. Температура плавления Al2O3 около 2050°С, а криолита -1100°С.

Электролизу подвергают расплавленную смесь криолита и 10% Al2O3, которая плавится при 960°С и обладает электрической проводимостью, плотностью и вязкостью, наиболее благоприятствующими проведению процесса. При добавлении AlF3, CaF2 и MgF2 проведение электролиза оказывается возможным при 950°С.
Важно в этом процессе то, что он непрерывен и не допускает остановки, что приобрело особую актуальность в России в связи с возможными отключениями российских алюминиевых заводов от электроэнергии за неуплату.
Несмотря на обилие химических способов получения металлического алюминия из его оксида, на практике альтернативы электролитическому методу не существует (рис. 1). Однако даже в этом методе стоимость используемой энергии очень велика, что обусловлено высокой энергоемкостью разрыва химической связи кислорода и алюминия.
В этом направлении постоянно ведутся научные исследования, что позволило за последние 20 лет сократить потребление электроэнергии при производстве металла почти на 20%. Все большее значение в мире приобретает переработка алюминиевого лома (рис. 5).

География производства и торговля

Бокситы, глинозем, непосредственно сам металлический алюминий (преимущественно в виде слитков или листов) и алюминиевый лом (scrap) играют значительную роль в функционировании всего алюминиевого комплекса и образуют отдельные, относительно независимые друг от друга рынки.
Как уже говорилось, глиноземные заводы, как правило, не очень сильно удалены от мест добычи бокситных руд. Преимущественно они расположены в тропических широтах, по берегам океанов и озер. Производство же металлического алюминия тяготеет к местам дешевой электроэнергии, как правило, гидроэлектроэнергии, желательно горной.
На практике это приводит к тому, что производство алюминия относительно равномерно расположено по территории Земли (рис. 2), и влияние общеэкономических факторов на размещение производства выражено достаточно слабо.
Объемы перевозок глинозема составляют значительную часть в алюминиевом комплексе и немалую долю общих грузовых транспортных перевозок во всем мире. Порой дальность перевозок составляет тысячи километров. Это особенность производства алюминия.
Наиболее интенсивными транспортными направлениями перевозок глинозема являются потоки из месторождений Карибского и Южноамериканского регионов на восточное побережье Северной Америки, а также различные потоки в Японию.
Рынок алюминиевого лома - относительно новый, однако он растет очень быстрыми темпами и имеет большие перспективы. Преимущественно он функционирует в индустриальных странах, которые являются крупными потребителями алюминия.
Транспортируется преимущественно три вида продуктов из алюминия - слитки, различные полуфабрикаты и алюминиевый лом. Основными типами полуфабрикатов из алюминия являются листы и платы, топливные емкости, фольга (как пищевая, так и строительный изолятор), различные части конструкций.
Хотя в настоящее время США по-прежнему являются ведущим мировым производителем, однако их роль постепенно снижается. Если в I960 г. на долю США приходилось почти 40% мирового объема производства, то в настоящее время она составляет всего 15%. Более половины американского экспорта приходится на Канаду и Мексику.
При этом США являются нетто-импорте-ром алюминия.
В Штатах в последние годы наблюдается более чем 10%-ный годовой рост импорта полуфабрикатов и лома, прежде всего, из Канады (около 300 тыс. тонн). Второй крупнейший экспортер лома в США - Россия (почти 100 тыс. тонн ежегодно).
Потребление алюминия сосредоточено в индустриальных странах (рис. 3). Поскольку направления потребления и их тенденции очень разнообразны, анализ спроса алюминия для предсказания цены достаточно сложен.
Крупнейшие биржевые торговые центры находятся в Лондоне и Нью-Йорке (табл. 1). На обеих биржах торгуются как фьючерсы, так и опционы.
Если Лондонская биржа металлов традиционно является законодателем мод в мировой торговле металлами, то американский контракт имеет не столь давнюю историю и первоначально носил локальный характер.
Однако в настоящее время у него очень быстро растут объемы торгов, и, учитывая роль США на мировом рынке алюминия, можно предположить, что вскоре американский контракт станет основным в мире. Принимая среднюю цену на алюминий за последние годы порядка $1500 за метрическую тонну (рис. 7), мы получаем стоимость контракта около $30000, что при маржевых требованиях для спекулятивных участников торгов в $1080 приводит к торговому плечу около 1:30.
Это является высоким значением для товаров и говорит о широких трейдинговых возможностях контракта.

Потребление алюминия

Главные направления использования алюминия показаны на рисунке 4. Основным направлением потребления алюминия в мире постепенно становится производство из него различных элементов автомобилей, прежде всего, пассажирских. За последние 10 лет объем потребления в этом секторе в США возрос на 110%, что представляет главную тенденцию последних лет. В 1994 г. этот сектор впервые стал крупнейшим в США с рыночной долей около четверти всего потребления, а в 1998 г. уже составлял более трети всего потребления.
Исследования американской автомобильной компании "Форд" по выбору наилучших композиционных материалов для своей модели 2000 года привели к увеличению деталей из алюминия до 738 фунтов. Это составляло около 37% от общего веса (около 2000 фунтов) новой модели. Более чем на 40% уменьшился общий вес по сравнению с предыдущей моделью Ford Taurus 1997 GL (3318 фунтов).
В 1999 г. в США средний вес алюминиевых изделий в среднестатистическом автомобиле составил по стране 241 фунт, тогда как в 1991 г. эта цифра равнялась только 191 фунту (прирост около 3% в год при общей тенденции сокращения веса транспортных средств в мире).
Помимо автомобилей, алюминий широко используется в других видах транспорта. Он является главным металлом для авиации и космоса. Увеличивается потребление алюми-ния при производстве судов, грузовиков, вагонов и других транспортных средств.
Алюминий, как это ни странно на первый взгляд, очень горюч, что снижает его применение в ряде конструкций (например, в пассажирских вагонах). Так, мелко нарубленный алюминий при нагревании горит.
Алюминий настолько пластичен, что из него может быть получена фольга толщиною всего 0.01 мм. Алюминиевая фольга толщиной 0.05 мм применяется в пищевой и фармацевтической промышленностях для упаковки продуктов и препаратов и в производстве банок. Последнее направление постепенно становится одним из приоритетных во всем алюминиевом комплексе.
Алюминий обладает высокими антикоррозийными свойствами. Он слабо взаимодействует даже с концентрированными кислотами, но легко растворим в щелочах. Это связано с присутствием окисной пленки на его поверхности.

Устойчивость алюминия позволяет изготавливать из него химическую аппаратуру и емкости для хранения и транспортировки азотной кислоты.
Алюминий широко используется при производстве тары, транспортных контейнеров. По отношению к воде алюминий также вполне устойчив, что позволяет производить из него посуду. Но если механическим путем или амальгамированием снять предохраняющее действие оксидной пленки, то происходит энергичная реакция.
Алюминий широко используется как конструкционный материал, в основном из-за высоких соотношений прочность-легкость, пластич-ность-антикоррозийность. Прежде всего, это окна, двери, фасады,
География мирового спроса на первичный алюминий
Италия 2 3%
Бразилия 2%
Прочие25%


США24.7%
Германия8.4%
Китай9.1%
Япония11.9%
Великобритания 2.4%
Канада 2.6%
Россия 2.9%
Франция 3.1%
Южная Корея 3.4%
Рис. 3. В настоящее время потребление алюминия является одним из признаков индустриальной мощи страны.


Рис. 4. Основная корреляция потребления алюминия происходит с секторами, прямо зависящими от роста промышленной продукции и ВВП и даже частично опережающими этот рост.
кровля, стены, которые не коробятся от сырости. Широко распространено использование алюминия в нагревательных системах, в системах вентиляции и кондиционирования. Алюминий используется как отделочный материал - ручки, полки, стулья, скобы, ванны, жалюзи.
Особенно любят алюминий архитекторы крупных сооружений (стадионов, театров, и т.д.), где благодаря его легкости практически нет альтернатив для конструирования сводов.
При выборе материала для строений руководствуются, прежде всего, соображениями экономии общих расходов за все время жизни здания (около 50 лет), а не только расходов на строительство. Как показывает статистика, почти 63% всех издержек уходит на текущие расходы по отоплению (кондиционированию) и освещению, затем идут расходы на текущий ремонт и содержание здания (около 19%). Сами конструкционные материалы в этом списке занимают только третью строчку с общей долей около 10%.
Поэтому рассуждения о том, что алюминий очень энергоемок (согласно популярной в конструировании теории вложенной энергии -"embodied energy"), и потому неперспективен для строительства, - некорректны. К тому же алюминий допускает высокую степень переработки, что снижает такую важную статью расходов, как расходы по сносу здания и восстановлению окружающей среды. Практика показывает уверенный рост потребления алюминия в строительстве, что является лучшим подтверждением его конкурентоспособности.
Как уже говорилось, электропроводность алюминия составляет 0.6 от электропроводности меди, что является основой его применения как проводника, прежде всего, в различных типах проводов. Наиболее часто они используются в линиях высоковольтных передач воздушного типа. При этом провод из алюминия в два раза легче аналогичного по свойствам медного.
Однако не все так просто. Поверхность алюминия покрыта тончайшей (0.00001 мм), но необычайно прочной (температура плавления 2050 градусов) пленкой его оксида, которая, с одной стороны, предохраняет металл от дальнейшего окисления, а с другой - препятствует прохождению тока через него. Поэтому алюминиевые провода получили распространение преимущественно там, где есть высокое напряжение, способное с большой степенью надежности преодолеть пленку.
Это, например, фидеры (провода, передающие суммарный ток с этажа на этаж).
Возможность широкой замены алюминием основного металла современной техники - железа - ограничивается, главным образом, высокой стоимостью алюминия, почти в десять раз превышающей стоимость железа. Значительно более обширно применение алюминия в виде различных сплавов, обладающих хорошими механическими свойствами и легкостью. Особенно важны дюра-люмин (дюралюминий) с приблизительным составом: 94% алюминий, 4% медь, по 0.5% магний, марганец, железо и кремний; силумин (85-90% Al, 10-14% Sk, 0.1% Na) и др.
Дюра-люмин ценен тем, что при равной плотности изделия из него почти в три раза легче стальных. Если учесть, что треть веса груженого товарного вагона и 95% веса пассажирского составляет сам вагон, то потенциальные возможности применения дюралюмина очень велики.
Алюминиевые сплавы применяются в ракетной технике, в авиа-, авто-, судо- и приборостроении, в производстве посуды и во многих других отраслях промышленности. По широте применения сплавы алюминия занимают второе место после стали и чугуна.
Значительную долю потребления алюминия составляют бытовые товары длительного пользования - холодильники, стиральные машины, плиты, и т.д.

Переработка

Различают алюминий первичный и вторичный (переработанный). Первичный алюминий - это тот, который производится из руды. Объем его производства является главной статистикой всего комплекса.
Алюминиевый лом делится, в свою очередь, на новый (отходы предприятий) и старый (от конечных продуктов).
Переработка алюминия является жизненно необходимой для всей индустрии, поскольку она сокращает потребление энергии и вредные выбросы. Потребляемая энергия при переработке составляет всего 5% от требуемой энергии для получения алюминия из руды. Выбросы парниковых газов при переработке также составляют только 5% от выбросов при производстве первичного алюминия.
В настоящее время около трети всего произведенного алюминия в мире получается путем его утилизации и переработки. В США в 1998 году из 102 млрд. банок более половины (64 млрд.) были собраны и переработаны. Утилизация автомобильного алюминия доходит до 90%.
При этом только 5-10% от веса автомобиля составляют алюминиевые изделия, но именно они дают 3050% от всего перерабатываемого алюминия. В строительстве доля переработанного алюминия колеблется в разных странах от 60% до 90%.
Ежегодно производители алюминия выплачивают только в США около миллиарда долларов собирателям лома. Большей частью эти деньги поступают различным благотворительным организациям и в фонды муниципальных программ, что придает этой индустрии ярко выраженный социальный характер. Всего в США существует более 10000 национальных перерабатывающих центров, для которых алюминий - только один из видов собираемых продуктов.


Рис. 5. В США доля переработанного алюминия неуклонно растет и уже превысила объем производства первичного алюминия.
Именно из-за переработки (плюс рост импорта) абсолютные объемы первичного алюминия в США и не увеличиваются в последнее десятилетие.
Хотя производство алюминия само по себе прибыльно, увеличение доли переработанного алюминия еще в большей степени повышает привлекательность этой индустрии. За последние десять лет объем перерабатываемого алюминия увеличился почти вдвое (рис. 5).
Важное значение для переработки алюминия имеет американская программа Life Cycle Inventory, которая собирает данные более чем о 210 предприятиях, производящих как первичный алюминий, так и различные изделия из него. С ее помощью планируется повысить степень утилизации лома.
Главной статьей себестоимости металлического алюминия являются затраты на электроэнергию. К сожалению, кардинально эту статью расходов не удастся сократить никогда. Тем не менее, разработки, направленные на сокращение потребления электроэнергии, постоянно велись и ведутся.
За последние 50 лет затраты электроэнергии на производство одного фунта алюминия сократились с 12 кВт до 7 кВт.
Единственным способом сокращения расходов на производство алюминия остается использование наиболее дешевых видов энергии. Это, прежде всего, гидроэнергия и атомная энергия (рис. 6).
Однако их мощностей не хватает. Приходится использовать и тепловую. Наиболее дешевая тепловая энергия вырабатывается из угля.
Использование нефти при производстве алюминия крайне незначительно.
Как известно, электроэнергия не поддается консервации, а при транспортировке ее на большие расстояния происходят существенные потери. Зачастую это приводит к тому, что, кроме алюминиевых предприятий, электричество больше некуда поставлять. Такая ситуация до сих пор сохраняется в Иркутской области, где еще в советские времена каскад мощных гидростанций специально проектировался для создания алюминиевых заводов.
Поэтому связка гидростанции-алюминий является неразрывной системой с самого начала, и постфактум рассматривать раздельно ее компоненты нельзя. К тому же алюминиевое производство может потреблять некачественную гидроэлектроэнергию, с перепадами напряжения и недостаточностью тока, которая непригодна, например, для точного машиностроения и других высокотехнологичных производств.

История промышленного алюминия и цены

Датский физик Г. Эрстед был первым ученым, сумевшим в 1825 г. получить металлический алюминий прокаливанием хлорида этого металла с амальгамой калия. Однако еще в начале 80-х годов XIX столетия алюминий считался полудрагоценным металлом и продавался тройскими унциями. Стоимость его была выше серебра.
В то время производство алюминия составляло всего около 3000 тройских унций в год, большая часть потреблялась на научные эксперименты.
В 1886 г. был получен патент на электролизный способ получения алюминия. Эта технология, известная как процесс Холла-Хиролта (Hall-Heroult), привела к началу массового коммерческого производства металла.
Резкий подъем производства алюминия произошел в 1939 г., с началом Второй мировой войны в Европе. Только одна авиация потребовала вдвое больше металла, чем два года назад. Объемы выпуска выросли, что привело даже к временному снижению цен в 1940 г., обусловив повышение конкурентоспособности алюминия по отношению к меди.
На протяжении всей войны цены находились под государственным контролем и равнялись $0.15 за фунт. После войны алюминий стал уверенно захватывать новые рынки применения в строительстве и транспорте.
Следующий всплеск спроса на алюминий был связан с Корейским кризисом, что привело к ценовому регулированию и контролю потребления со стороны государства. В конце войны производители начали агрессивную кампанию по стимулированию гражданского потребления. В течение всех 60-х годов цены были стабильными и относительно низкими - около $0.25 за фунт.
Начало 70-х годов ознаменовалось гиперинфляцией. Цены на большинство товаров определялись специальным государственным органом Cost of Living Council. Был среди этого списка товаров и алюминий. После снятия большинства регулирующих ограничений в 1974 г.

Использование различных видов энергии при производстве алюминия
Уголь 31%


Нефть1%
Природный газ 8%
Гидро54%
Рис. 6. Производство алюминия стремится использовать наиболее дешевые источники энергии.


Рис. 7. В отличие от большинства сырьевых товаров, цены на которые практически не меняются последние четверть века, цена на алюминий демонстрирует пусть и незначительную, но восходящую тенденцию.

Наличные цены на алюминий и медь, LME

Рис. 8. Давление меди на цены алюминия за последние полгода стало угрожающим.
цены на алюминии ушли вверх, отражая резкиИ подъем цен на нефть.
С середины 70-х и на протяжении всех 80-х годов цены изменялись в основном классическим образом, исходя из соотношения спроса-предложения. Так, в начале 80-х годов индустрия пережила период перепроизводства, сопровождавшиися обильным предложением, высокими запасами, избыточными промышленными мощностями, который дополнялся умеренным спросом. Это привело к снижению цен.

Данный период закончился к 1986 году, а резкий рост спроса в 1987-1988 гг. привел к высоким ценам (рис.
7).
Распад СССР в начале 90-х годов спровоцировал массовый выброс на рынок алюминиевых слитков. К сожалению, это совпало с циклическим кризисом в западных странах и их неспособностью переварить дополнительный металл. Депрессивную ситуацию в отрасли удалось преодолеть только к середине 90-х годов.
Однако уже в 1997 году начался азиатский кризис.
За последние 20 лет цены стабилизировались в диапазоне 0.5-0.8 центов за фунт, и даже наблюдалась незначительная тенденция к росту. Однако, если учитывать инфляционное обесценение доллара, алюминий постепенно теряет в цене, как, впрочем, и большинство сырьевых товаров в мире.

Ближайшие перспективы

Алюминий - промышленный товар. Поэтому цены на него, прежде всего, зависят от изменений в ВВП и выпуске промышленной продукции. Конец 2000 г. и начало 2001 г. отмечены падением фондовых рынков во всем мире.

Однако пока это не сказалось на реальном производстве.
Поэтому объемы производства алюминия росли, а цены держались стабильно, как ни в чем не бывало.
Такое "невнимание" к общемировым процессам часто приводило многие товарные рынки к кризису перепроизводства. Обращает на себя внимание тот факт, что ускоренный рост производства первичного алюминия продолжается уже седьмой год (рис. 1).
Эти годы также сопровождались резким ростом объемов переработки лома. Процессы по значительному увеличению доли перерабатываемого алюминия постепенно начинают охватывать весь мир.
Пожалуй, единственным серьезным конкурентом алюминия среди группы цветных промышленных металлов является медь (см. также на эту тему [1]). На протяжении всего 1-го полугодия цены на нее, в отличие от алюминия, уверенно и стойко падали (рис. 8).

В результате медь не просто сильно обесценилась (более 15% за полгода), но и упала относительно алюминия.
Более того, цены на оба металла стали практически равными. Временами за последние годы стали возникать ситуации, когда отношение их цен опускалось ниже величины 1.05. По долгосрочным графикам видно, как на протяжении столетия спрэд медь-алюминий неуклонно сужался.
Однако всегда медь была существенно дороже алюминия.
Как уже говорилось, основными преимуществами алюминия перед медью являются его легкость и цена. В ситуации, когда возникнет паритет цен, медь начнет стремительно отвоевывать рынки сбыта, что приведет к резкому дисбалансу в мировой металлургии.
Пока наблюдаются стремительные и энергичные отталкивания двух графиков при приближении друг к другу. Это июль 1999, февраль 2000 и февраль 2001 гг. Но в целом спрэд упрямо сужается.

Отскоки графиков становятся все уже и уже.
В этой ситуации алюминий получает жесткую верхнюю ценовую планку в виде цены на медь, которую не сможет преодолеть в ближайшие годы.
Проблемный сбыт плюс необычайно высокие темпы производства угрожают всему алюминиевому комплексу и, возможно, всей цветной металлургии потенциальным кризисом перепроизводства в самое ближайшее время. Пока ситуацию спасает устойчивый рост спроса на алюминий, но сколько это может продолжаться - загадывать трудно.
Однако в долгосрочной перспективе (более 5 лет) алюминий видится стабильным товаром, способным быстро преодолевать неблагоприятные рыночные условия.



Содержание раздела